"Веселые игры со звуками"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Весёлые игры со звуками»
Уважаемые родители!
У детей старшего дошкольного возраста часто возникают трудности при овладении навыком фонематического (звукового) анализа и синтеза слов.
Сначала определим, что представляют собой мыслительные операции анализа и синтеза.
Анализ - это процесс мысленного разделения целого предмета на части, а также установления связей и отношений между ними. Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета и его признаков, выявленных в процессе анализа.
Основная трудность, которую испытывают дети при разделении слова на составные элементы - фонемы (звуки), заключается в неумении слышать гласные звуки и отделять гласные звуки от согласных.
Предлагаем Вашему вниманию игры и рекомендации, которые помогут развить у детей фонематическое восприятие (способность слышать и различать звуки речи) и умение анализировать и синтезировать слова.
"Скажи как я". Взрослый произносит слово, выделяя один звук, а ребёнок повторяет (мммыло, машшшина, доммм). Необходимо, чтобы ребёнок научился выделять конкретный звук при произнесении слова.
"Найди место звука в слове". Чтобы ребёнку было интересно, сделайте из цветной бумаги дорогу, разделите её на три части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую Вы вместе будете передвигать по дороге. Определитесь, место какого звука и в каком слове Вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (сссок, носсс, миссска). Если звук слышится в начале слова, то игрушка оказывается в начале дороги. Если звук слышится в середине (конце) - игрушка передвигается до середины (конца) дороги и останавливается там.
"Назови первый (последний) звук в слове". Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, поймав мяч, называет первый (последний) звук в слове.
"Назови слово на заданный звук". Игра также проводится при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает мяч ребёнку. Ребёнок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.
Предположим, что ребёнок научился определять, какой звук Вы подчёркивали, произнося слово; сам может сказать слово, выделив в нём любой звук, назвать слова на заданный звук, определить место звука в слове. Но это ещё не значит, что он научился звуковому анализу. При проведении такого анализа нужно назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся. То есть, если Вы спрашиваете ребёнка, из каких звуков состоит слово "кот", а он отвечает Вам: "В слове "кот" есть звук "о", звук "к" и звук "т", - это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не умеет ещё провести его звуковой анализ. А ведь звуковой анализ является основой грамотного письма. Только представьте себе, что получится, если Ваш ребёнок будет записывать звуки в слове в произвольной последовательности!
Для того, чтобы ребёнок мог анализировать какое-либо явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове "дом" три звука - нарисуем три клеточки. Предложим ребёнку картинку, на которой нарисован дом, чтобы было ясно, какое слово будем разбирать, а под домом схема этого слова: наш малыш уже знает, что слова состоят из звуков. Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. "Сколько клеточек?" - "Три". - "А сколько звуков в слове?" - "Тоже три". - "Давай найдём эти звуки и назовём их по порядку. Скажи слово "дом" так, чтобы в нём был слышен первый звук." - "Д-д-дом", - старательно произносит ребёнок. "Какой в этом слове первый звук?" - "Д". - "Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет какой звук?" - "Д". В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона квадратики или возьмите мозаику и выберите из неё белые или жёлтые элементы. Не трогайте красные, синие и зелёные - они ещё понадобятся.
Итак, перед ребёнком схема звукового состава слова "дом". Первая клеточка уже закрыта - найден первый звук в слове. Можно двигаться дальше. "Давай теперь произнесём слово "дом" так, чтобы услышать в нём второй звук; первый, "д", - мы уже знаем. Помогите ребёнку для первого раза, скажите вместе с ним: "до-о-ом".
Здесь нам поможет схема звукового состава слова: нужно произносить слово и одновременно вести пальцем, а лучше специальной палочкой - указкой по схеме и надолго остановить указку на второй клеточке. Указка стоит на второй клеточке схемы, а Вы вместе с ребёнком долго тянете: "до-о-ом". "Какой же второй звук в этом слове?" - "О". - "Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой". Ребёнок берёт точно такую же, как первая, фишку и ставит её на вторую клеточку. "Видишь, - продолжаете Вы, - мы уже знаем два звука в слове "дом". Давай найдём последний звук в этом слове. Скажи слово "дом" так, чтобы был слышен последний звук".
И снова Вы ведёте указкой по уже почти заполненной схеме слова и произносите: "до-м-м-м". "Какой последний звук в слове "дом-м-м"?" - "М", - отвечает ребёнок и ставит на схему последнюю, третью фишку. Очень важно следить за тем, чтобы ребёнок произносил слово в строгом соответствии с движением указки, иначе он будет пропускать звуки.
Вот и проведён первый звуковой анализ слова. Занимаясь с ребёнком, нужно всё время помнить: мы учим его звуковому анализу слова, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому звуки следует называть так, как они слышатся в слове!
В подготовительной группе детского сада ребята знакомятся с характеристикой звуков и учатся делать звуковой анализ слова, используя специальные цветовые обозначения. Чтобы помочь ребёнку сделать звуковой анализ слова, взрослый должен сам ориентироваться в том, какие звуки гласные, а какие согласные. Давайте вспомним, что гласные звуки - это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. Эти звуки можно пропеть. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.
Согласные звуки - звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: губы, зубы, язык и нёбо. Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими. Согласные твёрдые звуки, например, звук "н", мы обозначаем синим цветом, а согласные мягкие звуки, например, звук "нь", - зелёным.
Чтобы ребёнку было интересно, включайте развлекательные моменты, старайтесь поддерживать стойкий интерес к совместной игровой деятельности, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребёнок может составлять, используя не только карточки и фишки, но и при помощи пуговиц, игрушек соответствующих цветов. Можно сделать коробочку для звукового анализа и заполнить её жетонами. Работа с разноцветными элементами мозаики, фишками, жетонами, пуговицами развивает мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие и внимание.
Выберите понравившиеся Вам предметы и сделайте вместе с ребёнком звуковой анализ слова. Например, слова "мак".
"М-м-мак" (подчёркнуто артикулируется звук "м") - скажи как я. Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Почему? Этот согласный звук твёрдый или мягкий? Возьми жетон, который обозначает согласный твёрдый звук "м" и положи его под картинкой.
"Ма-а-ак" - скажи как я. Какой звук ты слышишь после звука "м"? Какой это звук? Почему? Возьми жетон, который обозначает гласный звук "а", и положи его также под картинкой справа от первого жетона.
"Мак-к-к" - скажи как я. Какой последний звук в этом слове? Он гласный или согласный? Почему? Возьми жетон, который обозначает согласный звук "к" и снова положи его под картинкой после жетона, обозначающего звук "а".
Назови все звуки в слове "мак" по порядку. Какой первый звук в слове "мак"? А какой в этом слове последний звук? Где находится звук "а": в начале, в конце или в середине слова? Назови гласный звук в слове. Назови согласные звуки в слове. Какие они: твёрдые или мягкие? Сколько всего звуков в слове "мак"?
При звуковом анализе получается красочная схема.
Теперь Вы можете предложить ребёнку зарисовать её в тетради в клетку или на листе бумаги и ещё раз произнести слово по звукам. Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые.
Чтобы развивать звуковой синтез, играйте с ребёнком в игру "Угадай слово". Вы называете отдельные звуки, а ребёнок отгадывает слово, например, "к", "о", "т" - "кот".
Успехов Вам и Вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Веселые игры со звуками для детей 3 уровня речевого развития.
Игры на развитие фонематического слуха...
Конспект занятия по дифференциации звуков [З] и [Ж]: «Веселые игры с жуком и комаром».
Данный конспект занятия был создан для участия во Всероссийском профессиональном конкурсе методических разработок "Методический кабинет", где занял 3 место в номинации "Конспект учебного занятия...
ЛЭПБУК "Весело играем звук Ш закрепляем"
Лэпбук в работе учителя-логопеда. Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная картонная книжка с кармашками, дверками, окошками, подв...
Веселые игры со звуками
Важное умение дошкольника- научиться правильно и красиво говорить,выговаривая все звуки правильно.Для этого существуют различные упражнения для звукопроизношения,которые родители могут предлагат...
картотека индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков Тема: «Весело играем -звуки закрепляем».
Представленная методическая разработка предназначена для дошкольников 5-7 лет. Основная цель данной методической разработки – коррекция звукопроизношения дошкольников, развитие фонематического с...
Консультация "Веселые игры со звуками"
На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Пятилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематичес...
Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Тема: « Весело играем , звук Л мы закрепляем» (использование игровых приемов в работе по автоматизации звуков)
1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].Продолжать учить правильно произносить звук [л] в прямых слогах. 3. Учить определять наличие и место звука [л]...