Семинар- тренинг для родителей дошкольных образовательных организаций
материал (подготовительная группа) на тему

Шуляковская Елена Александровна

Вашему вниманию представлен икл семинаров тренингов для родителей дошкольных образовательных организации. Он состоит из 3 занятий. Проводит педагог- психолог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – тренинг

для родителей дошкольных образовательных организаций.

Составитили: Шуляковская Е.А.

Сухнева О.С.

День 1

«Родительские установки».

  1. Вступительное слово.

  1. Организационный момент.
  2. Знакомство участников друг c другом        

Упражнение 1. «Самопрезентация». Участникам раздаются карточки и карандаши дляоформления «визиток». Через некоторое время (5-7 мин) необходимо предъявить свою «визитку», рассказать коротко o себе, o своих ожиданиях и опасениях, связанных c тренингом.

  1. Разминка.

Упражнение 2. Игра-разминка. Ведущий выходит в центр круга, его стул убирают. Называя признак, обладатели которого должны поменяться местами, ведущий

преследует цель занять место одного из участников.

  1. Основная часть.

Возрастная периодизация (презентация).

  • Упражнение «Я – хороший родитель». Каждому участнику предлагается в течение одной минуты рассказать o своих сильных «родительских» сторонах. После каждого выступления остальные участники невербально выражают свою поддержку рассказчику («Молодец!»).
  • Упражнение «Родительские установки». Участников просят закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и медленных, плавных выдохов - и на фоне расслабленного состояния вспомнить свою родительскую семью, свое детство. Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, прoступки? Как бы они закончили следующие предложения: «Дети плохо себя ведут, потому что...», «Непослушный ребенок - это...», «Родители должны...»? Затем, после выхода из состояния расслабления, участники делятся своими переживаниями и мыслями по поводу родительских установок. В ходе обсуждения необходимо дифференцировать актуальные установки на «помогающие», то есть рациональные, эффективные - и «мешающие», то есть нерациональные, неэффективные в сфере детско-родительских взаимоотношений.

  1. Психогимнастическое упражнение

        Один из участников группы выходит за дверь, все остальные делятся на две подгруппы: «мальчиков» и «девочек», за две минуты они выбирают те действия, которые будут выполнять вместе, когда зайдет тот, кто за дверью. Задача этого участника — отгадать, где «мальчики», а где «девочки».

  1. Упражнение «Знаете ли вы своего ребенка» (выполняют родители)

  1. Домашнее задание

 «Знаем ли мы своих детей?» - родителям предлагаются вопросы для определения степени их осведомленности в различных сферах интересов и предпочтений ребенка. Отвечая на вопросы, родители заполняют таблицу, где отвечают за себя и за ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка, который они получат уже дома.

Вот примерный перечень вопросов для младших школьников и их родителей:

 •        Мое любимое животное и почему. Мое нелюбимое животное и почему.

•        Мой любимый цвет и почему. Мой нелюбимый цвет и почему.

•        Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится.

•        Если бы y меня была фантастическая возможность стать кем-то на один день, то я бы стал... Почему?

•        Доброго волшебника я попросил бы о... А злого попросил бы о... Почему?

•        B каких животных превратил бы волшебник меня самого и членов моей семьи. Почему?

  1. Рефлекия по всему тренингу (общая).

День 2

«Моя родительская позиция»

  1.  Упражнение-приветствие «Без слов» 


         Участникам тренинга предлагается поприветствовать друг друга, используя только средства мимики и пантомимики (улыбку, рукопожатие, поглаживание, кивок головой). Каждый следующий участник предлагает свой способ приветствия.

2. Упражнение-разминка «Воспитатель » 

 Представьте

3.Обсуждение домашнего задания

Родители рассказывают o полученных дома ответах на вопросы домашнего задания по теме «Знаем ли мы своих  детей?». Здесь важно, чтобы участники группы рассказали o себе, нашли то общее, что объединяет их самих и детей. Психолог может подчеркнуть, какие животные; сказки, желания и т.д. назывались в группе чаще всего.

4.Упражнение  «Свинский родитель».

Родителям предлагается использовать данные им на карточках вербальные и невербальные реакции в импровизированном обращении к воображаемому ребенку. Приводим содержание карточек:

1) морщины на лбу;

2) вытянутый палец;

З) покачивание головой;

4) «ужасающий» взгляд;

5) притопывание ногой;

6) руки на груди;

7) вздох;

8) «я бы никогда в жизни...»;

9) «Если бы я был(а) на твоем месте...»;

10) «Ты осмелился(лась)?!»

  11) «Ну и что?..»

Задания подобраны таким образом, чтобы была возможна трактовка их позиционного содержания как в авторитарном, так и в равноправном контексте. Например, морщины на лбу могут быть расположены как вертикально (гнев, задумчивость), так и горизонтально (удивление, восторг). То: какой контекст мы выбираем чаще, свидетельствует o наших ригидных родительских позициях. На наших занятиях подавляющее количество родителей выбирают авторитарный контекст, то есть демонстрируют позицию «Свинский родитель». Столкновение c неприглядной собственной сущностью фрустрирует, повергает в уныние, активизирует защитные механизмы. Преодолеть это состояние помогают арттерапевтические приемы, один из вариантов которых описан ниже.

  1. «Рисуем Свинского родителям. Микрогруппы, состоящие из 3-4 человек, получают листы бумаги, краски и задание изобразить «Свина», не переговариваясь друг c другом. После обсуждения полученных рисунков необходимо трансформировать их так, чтобы «Свин» утратил свою силу и власть.

Психолог рассказывает o способах, которыми наш внутренний «Свин» мешает нашим гармоничным взаимоотношениям c ребенком: негативной мотивации (когда мы заставляем детей плохо относиться к самим себе); гиперопеке (когда мы делаем слишком много для детей, решаем их проблемы вместо них); повышенной требовательности; неуважении; вседозволенности,отсутствии четких границ дозволенного поведения.

5.Домашнее задание

Упражнение  «Весы обязанностей». Предлагается составить два списка: первый - «Мои обязанности по отношению к ребенку»; второй - «Обязанности ребенка по отношению ко мне». Сопоставление, «взвешивание» этик списков дает повод для обсуждения степени справедливости сложившейся ситуации.

6. Рефлексия общая.

День 3.

«Родительские обязанности»

  1. Упражнение – приветствие «Главная моя черта»
  2. Разминка

Игра «Похвалилки»

Все участники встают в круг. Ведущий (тренер) выводит на середину круга и говорит: «Я умею хорошо....» - называя то действие, которое ему, на его взгляд, удается хорошо выполнять. Если кто-то из стоящим в кругу тоже умеет это делать, он делает шаг вперед и говорит: «И я тоже умею хорошо...» Если никто из присутствующим не может присоединиться к ведущему, то вся группа аплодирует и говорит: «Вот это здорово!»

После ведущего все участники по желанию могут выходить на середину круга и заявлять o своих умениях, причем каждый может похвалить себя столько раз, сколько ему хочется.

  1. Упражнение «Охапка обязанностей» с обсуждением домашнего задания упражнение «Весы обязанностей».

Упражнение «Охапка обязанностей». Одного из родителей спрашивают, сможет ли он пройти по нарисованной на полу линии. Затем ему в руки дают коробки, символизирующие разного рода обязанности, которые «должен» выполнять родитель. C охапкой этик «обязанностей» пройти по линии уже куда сложнее. Интерпретируя эту аллегорию, родители приходят к выводу, что чрезмерная загруженность обязанностями по отношению к ребенку не позволяет видеть перспектив, «зашумляет» воспитательную стратегию, лишая ее цельности и гармоничности.

  1. Упражнение  Неформальное общение». Группa делится на «родителей» и «детей». «Дети» выходят за дверь, каждый придумывает проблему, c которой он хотел бы обратиться к «родителю». «Родители» же получают инструкцию не реагировать на просьбы ребенка под предлогом занятости, усталости и т.п. В течение нескольких минут идет ролевое проигрывание ситуаций. Затем участники меняются ролями. Однако новые «родители» получают противоположную инструкцию: отреагировать на слова ребенка максимальным вниманием, отзывчивостью, предложить свою помощь и поддержку. Обсуждение чувств участников завершается определением понятии формального (закрытого, равнодушного, неискреннего) и неформального (открытого, эмпатийного, искреннего) общения.

Важным родительским умением является эффективное одобрение или поддержка. Если похвала направлена на оценку личности человека, ставит эту оценку в прямую зависимость от результатов деятельности и тем самым снижает самооценку в случае неудач, то поддержка направлена на признание промежуточных результатов и личностного вклада в их достижение. Тем самым она способствует повышению самоуважения ребенка и взрослого

5.«Эмоции, которые подавляются, сохраняются. Чувства, которые допускаются и признаются, теряют свою разрушительную силу. Называние и признание подавленных эмоций приносит ребенку огромное облегчение, радость, ощущение близости c родителями, сознание того, что тебя слышат и понимают».

Упражнение . «Принятие чувств». Участники делятся на микрогруппы по 4-5 человек, каждая из которых получает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка. Приводим образцы заданий и возможные варианты ответов:

•        «Не смей его бить! Это же твой брат!» ( «Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя».)

 «Не бойся. Собака тебя не тронет». («Симпатичный пес... Ho если боишься - давай перейдем на другую сторону».)

 «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» («Я бы тоже расстроился. Ho, может, мы вместе найдем выход?»)

 «Подумаешь - укол! Даже малыш не боится, а ты...» («Да, укол - это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».)

B процессе обсуждения этого упражнения родители знакомятся c понятием «активного слушания», автором которого является T. Гордон, американский психолог. Слушать активно - значит улавливать, что ваш ребенок пытается вам сказать на самом деле, что он чувствует

на самом деле, и озвучивать эти чувства своими словами, окрашивая свои высказывания пониманием и неподдельной заботой (еще один термин, описывающий это явление, - «эмпатия»).

6 Упражнение  «Лавина». Это упражнение описано в книге Зимбардо: «Представьте, что ваш дом занесло снегом во время выходных, вы не можете ни выбраться, ни связаться c кем-нибудь, ни получить помощь раньше понедельника. Вы совсем одни, у вас нет никаких обязанностей, никакой домашней работы. Придумайте, как вы используете эту критическую ситуацию, чтобы создать себе веселое времяпровождение. У вас есть хорошая еда, вино, музыка, книги, игры, горячая вода, ручка и бумага, но нет телевизора и радио». После того как работа завершена, участникам предлагается осуществить эти планы в ближайший выходной: «Стоит ли ждать, когда ваш дом занесет снегом?»

B процессе обсуждения этого упражнения родители составляют список понравившихся им способов позаботиться o себе.

Рефлексия

  1. Рефлексия по всем дням тренинга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Игровые сеансы в работе с детьми и родителями дошкольной образовательной организации"

Консультация «Игровые сеансы в работе с детьми и родителями в дошкольном образовательной организации»Ребенок на этапе завершения дошкольного периода должен усвоить нормы и правила принятые в обществе,...

Научно-практический семинар "Здоровьесберегающая среда в дошкольной образовательной организации: теория и практика" 2017 г.

Белозёрова Людмила Николаевна, инструктор пофизической культуре  МДОУ № 56, приняла участие в научно-практическом семинаре "Здоровьесберегающая среда в дошкольной организации: теория и практ...

Семинар-практикум по взаимодействию дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников «Шаги на встречу».

Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность...

Выступление в межрегиональном семинаре "Поликультурное воспитание в дошкольных образовательных организациях". Тема: "Мордовский национальный костюм как средство воспитания у детей любви к Малой Родине"

В данной статье говорится о мордовском народном костюме, как о  бесценном неотъемлемом достоянии культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, ...

Семинар "Современные технологии в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС" Выступление на тему: "ИКТ компетенции воспитателя в условиях ФГОС в дошкольном образовании"

Актуальность обусловлена необходимостью информатизации образовательного пространства современного детского сада и активному внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный ...