логопедический массаж
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Мендельзон Елена Леонидовна

описание основных приёмов массажа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskiy_massazh.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ.

Логопедический массаж- это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния детей, страдающих речевыми нарушениями.

Логопедический массаж – часть комплексной психолого – педагогической работы, направленной  на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционной воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности  логопедического воздействия. При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно – активной и активной артикуляционной гимнастикой.

Под влиянием массажа существенно изменяется состояние мышечной системы. Дифференцированное применение различных приёмов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Логопедический массаж  оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая бланоприятные изменения в нервной и мышичной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Основные цели логопедического массажа:

1.Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры.

2.Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата.

3.Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата ( синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.)

4.Увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений.

5.Активизация групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность

6.Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ МАССАЖА:

1.Поглаживание: поверхностное; глубокое; обхватывающее; граблеобразное.

2.Растирание.

3.Разминание.

4.Вибрация и поколачивание.

5.Плотное нажатие.

Поглаживание. Это обязательный приём, с  которого начинается каждая процедура. Его чередуют с другими приёмами и им заканчивают каждый массажный комплекс. Значение приёма заключается в следующем: при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

В логопедическом массаже применяются, в основном, 3 приёма поглаживания:

  • Поверхностное поглаживание. Это наиболее мягкий, щадящий приём, представляющий собой нежный вид поглаживания. Применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры. Техника выполнения: кисть(ладонь) как бы ласкающим движение скользит  по поверхности кожи, слегка касаясь её. Контакт руки с кожей должен быть мягким и нежным, массируемый едва ощущает это движение, его выполнение не должно вызывать кожно – сосудистой реакции в виде покраснения кожи. Поверхностное поглаживание необходимо выполнять медленно и ритмично.
  • Глубокое обхватывающее поглаживание. Это более интенсивный приём, применяемый для воздействия на рецепторы глубоко лежащих мышц и сосудов. Он оказывает некоторое возбуждающее воздействие на центральную нервную систему.                                                                              

      Техника выполнения: ладонь руки плотно и равномерно прилегает к      массируемой части лица или шеи и скользит по поверхности в строгом соответствии со всеми их анатомическими контурами. Поглаживающее движение при этом должно быть непрерывным и медленным.

  • Граблеобразное поглаживание. Приём в основном используется при массаже волосистой части головы.

Техника выполнения: при выполнении этого движения пальцы широко разведены. Действие граблеобразного приёма тем энергичнее, чем больше угол между производящими поглаживание пальцами и поверхностью массируемой части тела. Приём выполняется подушечками пальцев в продольном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях.

Растирание. Этот приём проводится, как правило, на малых, ограниченных участках, в области отдельных мышечных групп. Выполняется с применением определённой силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и некоторое растяжение массируемых тканей. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц.

Техника выполнения: растирание может выполняться подушечками указательного и среднего пальцев или одним большим пальцем, ребром ладони или всей ладонной поверхностью, а также тыльной поверхностью согнутых в кулак пальцев. Движение осуществляется в прямом и спиралевидном направлениях.

Разминание. Этот приём выполняется так же, как и растирание, в области отдельных мышечных групп. Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдавливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей. При разминании в наибольшей степени повышается тонус мышц. Усиливается их сократительная функция. Этот приём является фактически пассивной гимнастикой для мышц, поэтому он применяется при функциональной недостаточности мышц и сниженном их тонусе.

Техника выполнения: разминание выполняется подушечкой большого пальца или большого и указательного, или большого и всех остальных пальцев. При сжимании и перетирании мышцы сдавливаются между подушечками большого и других четырёх пальцев. Перетирающие движения пальцев осуществляются в различных направлениях: продольно, поперечно, полукружно и спиралевидно. Щипцеобразный приём разминания заключается в том, что массируемые ткани глубоко захватываются, слегка оттягиваются кверху и пропускаются между пальцами. При пощипывании ткань захватывают поверхностно между большим и указательным пальцами и осуществляют пощипывающие движения.

Вибрация и поколачивание. Вибрация изменяет внутритканевый обмен. Сильная, жёсткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая – снижает их тонус. Поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки( лоб, скуловые кости, нижняя челюсть).

Техника выполнения: приём вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, при этом тканям придаются колебательные движения различной частоты и амплитуды. Поколачивание, или пунктирование,  производится кончиками указательного и среднего пальцев, движение выглядит как интенсивное постукивание. Движения осуществляется одной Рукой, двумя руками одновременно или попеременно.

Плотное нажатие. Как правило, этот приём улучшающий кровообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемые биологически активные точки. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.

Выбор приёмов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.

При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приёмы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание.

При повышенном тонусе( спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и лёгкая вибрация.

Изолированно отдельные приёмы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приёмов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»

Автор рассматривает возможность  привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...

Конспект логопедического занятия с использованием логопедического массажа и самомассажа "В гости кошка к нам пришла"

В данном конспекте используются приемы логопедическго массажа  и самомассажа....

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа (для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа(для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ....

Методическая разработка занятия по теме: "Звук [Р]" (логопедическая технология логопедический массаж с элементами локальной гипотермии"

Предоставлен конспект занятия по постановке звука [Р]с применением логопедического массажа и локальной гипотермии....

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.

При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...