«Развитие познавательных способностей у детей посредством технологии ТРИЗ ( составление загадок)»
консультация (средняя группа) на тему
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz.docx | 16.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей по теме: «Развитие познавательных способностей у детей посредством технологии ТРИЗ ( составление загадок)»
На современном этапе, в условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Между тем психологи, педагоги и социологи разных стран обеспокоены снижением уровня интеллектуального развития детей.
Бесспорно, что растет информированность современных детей, но их способность к самостоятельному мышлению, воображению падает.
В последние годы распространилось новое направление в развитии творчества детей – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. это прикладная диалектика, то есть система знаний о закономерностях развития, отказ от метода проб и ошибок в науке, технике, в повседневном нашем быту.
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Одним из методов развития познавательных способностей детей в этой технологии является - составление загадок.
Загадки – одно из древнейших средств народной педагогики. Они имеют мифологическое происхождение. Загадки появились в те времена, когда люди испытывали страх перед природой, окружающей жизнью, их пугали злые силы, которые, как им казалось, были повсюду.
Работа по составлению загадок на первых порах тесно связана с работой по описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не называя его, остальные узнают его по описанию. В начале работы для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее удачными формами такой работы являются игровые, например, в виде игры в магазин, когда “покупатель” описывает предмет, а “продавец” должен отгадать его, в виде игры “отгадай по описанию” и т. п. В этих играх предметы, которые описываются, наглядно представлены для всех. Более сложной будет игра “Почтальон принес посылку”, в которой каждый ребенок получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.
Методика составления загадок по технологии «ТРИЗ»
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1
Какой? Что бывает таким же?
Для составления загадки выбирается объект. Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой объект по цвету? Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой объект по действиям? (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме? (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой? Что бывает таким же?
По цвету
По действиям
По форме
Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным педагогом признакам.
- Какой самовар по цвету? - Блестящий. (Воспитатель ставит подходящую картинку в первой строчке левой части таблицы.)
- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы) .
- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Педагог просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
- Что бывает таким же?
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
ПР: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.
После заполнения таблички педагог предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".
Табличка может выглядеть следующим образом:
Какой? Что бывает таким же?
Блестящий Начищенная монета
Шипящий Проснувшийся вулкан
Круглый Спелый арбуз
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". После освоения модели, "Какой - что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений.
Модель 2 (работа с конвертами)
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже? Чем отличается?
По окончании работы проводиться выразительное чтение загадки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей у детей посредством использования "Лего-конструктора".
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овлад...
Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича»
Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича&raq...
Развивающая программа "Развитие познавательных способностей у детей с нарушением слуха посредством нестандартного дидактического материала"
Программа направлена на развитие познавательных способностей детей, на расширение возможностей познавательного и интеллектуального развития детей с нарушением слуха.Основные направления в развити...
Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
Игра - это ведущий вид деятельности. Она способствует всестороннему развитию дошкольников. Именно игра является необходимым и наиболее действенным методом в формировании у детей познавательн...
Мастер-класс для педагогов по развитию познавательных способностей старших дошкольников посредством технологии "Река времени"
Мастер-класс для педагогов...
Проект «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр на липучках»
Для ребенка игра – это жизнь. Игра – один из сложнейших в жизни ребенка и важнейших видов деятельности. Кому из родителей не знакомо: «Мама, поиграй со мной!» Действительно, ре...
Развитие познавательных способностей у детей раннего возроста , посредством авторского пособия "Книжка -развивайка"
Развитие познавательных способностей у детей раннего возроста , посредством авторского пособия "Книжка -развивайка"...