Консультация для родителей "Пальчиковые игры на основе фольклора"
консультация (младшая группа) на тему

Беловолова Татьяна Владимировна

Цель: познакомить родителей с народными пальчиковыми играми, способствующими развитию мелкой моторики рук и развитию речи ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchiki_folklor.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры на основе фольклора.

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связана с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно была велика роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись.

Отношение к рукам  у  человечества всегда было особым, даже  отчасти мистическим. Руки добывали огонь, строили жилище, создавали все необходимое для жизни: лечили, учили, учились…….

По рукам судили о здоровье, о положении человека  /белоручка или трудяга/, его силе, энергичности, профессии /музыкальные руки, рабочие руки/, о характере, темпераменте, /вялые, флегматичные или   быстрые, нервные руки/.

Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками: «мастер на все руки», «золотые руки», «работать не покладая рук» и т.д.

О том, что движения  пальцев тесно связаны  с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры, движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», « Сорока-белобока» и т.д.

 Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики крохи. У пальчиковых игр есть еще одно преимущество - они помогают прочнее налаживать тесный контакт родителя с ребенком. Ведь для малыша нет ничего лучше игры, а пальчиковые игры очень увлекательны, и нравятся детям. Но если малыш не хочет повторять за Вами движения пальчиковых игр, то просто играйте сами, рано или поздно он к Вам присоединится. Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право - лево.

Яблочко.

(Русская народная потешка)

Катилось яблочко по огороду сложите руку в кулак и покрутите

кулаком.

И упало прямо в воду – бульк!- уроните руку вниз.

Дождик.

(Русская народная потешка)

Дождик, дождик, посильней, машем открытыми ладошками

вверх – вниз.

Будет травка зеленей, ставим на стол открытые ладошки

растопыренными пальчиками вверх.

Вырастут цветочки на кругленьком лужочке! свёрнутые в кулачок пальцы обеих рук раскрываются, изображая распускающиеся цветы.

Жук, жук.

(Русская народная потешка)

Жук, жук не жужжи!- изображаем жука с длинными усиками.

Где ты прячешься, скажи!- разводим руками в стороны и

пожимаем плечами.

Мой дом под кустом,- изображаем ладонями крышу.

Под берёзовым листом!- опять одной рукой изображаем жука,

а второй – листик, под который и залетает жук.

Муха строит дом.

(Русская народная потешка)

Ох, ох, что за гром?- ладони к щекам. Качаем головой из стороны в сторону.

Муха строит новый дом.- изображаем ладонями крышу.

Молоток: стук – стук, -изображаем рукой движения молотком.

Помогать идёт петух. -двумя пальцами изображаем ноги, показываем, как идёт петух –важно, вразвалочку.

 

Кораблик

По реке плывёт кораблик, он плывет из далека, -сложили руки лодочкой и делаем ими волнообразные движения.

На кораблике четыре очень храбрых моряка.- Показываем поднятые вверх четыре пальца.

У них ушки на макушке,- поднимаем руки к голове, показываем

ушки согнутыми ладонями.

У них длинные хвосты.-приставляем руку к пояснице, изображая движения хвостиком.

Не страшны им только кошки,только кошки да коты.

Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим.

Тетери.

(Русская народная потешка)

Как на нашем на лугу разводим руки в стороны, изображая простор.

Стоит чашка творогу.- ладони вместе – горстью.

Прилетели две тетери, машем пальчиками обеих рук,

«слетаемся» с разных сторон в середину.

Наклевались, улетели.- указательный и средний палец –

клювы – тыкают в сложеннуюгорстью вторую ладонь.

Синий чиж.

(Русская народная потешка)

По дубочку постучишь-стучим кулачком по столу.

Прилетает синий чиж.-машем «крыльями».

У чижа, у чиженьки хохолочек рыженький.

Поднимаем вверх четыре пальца и делаем пальцами волнообразные

движения, пёрышки на хохолке «развеваются».

А на лапке маленькой сапожочек аленький.

Указательный палец одной руки поставить на стол и кончиком пальца

другой руки погладить ноготь пальца, изображающего лапку.

Чиж под солнышком летал и головкою кивал.

Машем «крыльями», киваем головой.

Ах ты, радуга-дуга…

(Русская народная потешка)

Ах ты, радуга-дуга, ты высока и туга!

Соедините руки в замок, поднимите их над головой и покачайте из стороны

в сторону.

Не дай дождичка, машем открытыми от себя ладонями

из стороны в сторону, изображая отказ.

Дай нам вёдрышко.- ладони горизонтально, как бы подставляем ладони под дождь.

Чтобы деткам погулять,чтоб теляткам поскакать,

В такт стихам качаем головой из стороны в сторону, как бы

напевая песенку.

Нужно солнышко – колоколнышко!

Поднимаем руки вверх, растопырив пальцы, - изображаем солнышко.

Шла собака через мост…

(Русская народная потешка)

Шла собака через мост, изображаем всеми пальцами

шагающую собаку – средний палец оттопырен вперёд (голова),

остальные идут по столу.

Четыре лапы, пятый хвост.- показываем четыре пальца,

поднятые вверх, большой прижат к ладони.

На слово «пятый» зажимаем все пальцы,а большой поднимаем вверх.

Если мост обвалится,

Две ладони оставьте вместе тыльной

стороной вверх, ладони касаются

кончиками пальцев – это будет мост.

Изобразите, как мост обваливается.

То собака свалится.

Разведите руки в стороны и пожмите

плечами, как бы изображая удивление,

недоумение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры на основе народного фольклора.

Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности. Самые любимые игры для детей – это подвижные игры . Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре ...

Консультация для родителей "Подвижные игры на основе фольклора"

Консультация для родителей о формировании игровой деятельности на основе русского народного фольклора....

Дидактические игры на основе русского народного фольклора

Картотека дидактических игр на основе русского народного фольклора...

Консультации для воспитателей.ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА.

. Фольклор можно и нужно использовать не только при организации отдельных мероприятий, но и во всех режимных моментах в течение дня. Если это условие соблюдено, то двигательная активность ребенка може...

.Консультации для воспитателей. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА.

. Фольклор можно и нужно использовать не только при организации отдельных мероприятий, но и во всех режимных моментах в течение дня. Если это условие соблюдено, то двигательная активность ребенка може...

Консультация для педагогов " Игры на основе кругов Луллия"

Что же такое «Круги Луллия»? Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи. Пособие используется в работе с детьми от 3 до 7 ле...

Подвижные игры на основе фольклора

                                        Консультация в старшей группе...