Важность развития мелкой моторики рук у дошкольников в психофизическом плане.
консультация (старшая группа)
Что такое моторика?
Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Памятка для родителей: «Развитие у ребенка мелкой моторики рук».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Важность развития мелкой моторики рук дошкольника в психофизическом плане.
Шнуруя, фантазируя, играем,
Речь и мелкую моторику
Мы вместе развиваем.
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями.
Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (мелкой моторики).
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».
К старшему дошкольному возрасту работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи. Во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?
- Запускать пальцами мелкие волчки.
- Разминать пальцами пластилин, глину.
- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался).
- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.
- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
- Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
- Закручивать шурупы, гайки.
- Игры с конструктором.
- Складывание матрешек.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
И. Кант писал: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать деятельность внутренних органов. Так, массируя пальцы, можно активизировать работу разных внутренних органов
(безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой – голова).
Пальчиковые игры – прекрасный способ развлечь малыша и с пользой провести время в очереди в поликлинике, во время путешествия. Но и в обычных ситуациях им чаще стоит уделять время.
Памятка для родителей: «Развитие у ребенка мелкой моторики рук».
• Как можно чаще, даже в очереди, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты. Пусть пройдет по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет и кто по нему должен пройти. Например: «Это лабиринт в замке Снежной королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет».
• Для развития рук полезно обводить любые предметы, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штриховка получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного до яркого, темного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы. Так что поштриховать придется и вам.
Можно обводить все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д.
• Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.
• Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя или сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют, или бусы, или еще что-нибудь.
Помните! Любые игры и упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно!
Играя с пуговкой твори
И непременно говори!
Друзьям своим ты покажи,
И маму с папой научи,
Как новые узоры из пуговок собрать
И мелкую моторику успешно развивать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О важности развития мелкой моторики у дошкольников
Представленный материал разработан как вариант письменной консультации для родителей дошкольников....

Важность развития мелкой моторики дошкольника.
Приходят детки в детский сад, мелкая моторика плохо развита у детей. Конечно, мамы и папы торопятся на работу и им легче самим раздеть ребёнка. Моя цель: донести до родителей о важности развития мелко...

Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

ВАЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
ВАЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ....

Консультация для родителей детей младшей группы на тему: "Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики"
в консультации рассказывается как важно развиватьо мелкую моторику у детей и представлены примеры игр на эту тему...

Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики.
Консультация для родителей....

Консультация для родителей "Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики"
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связан...