ВАЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
консультация (младшая группа)

Николаева Юлия Александровна

ВАЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vazhnost_razvitiya_melkoy_motoriki_u_doshkolnikov.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

ВАЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые направлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Еще несколько десятилетий назад у родителей не было проблем с состоянием моторики их детей. Ведь очень многое детки делали своими руками: помогали чистить овощи, лепить пироги, стирать, перебирать крупы, завязывали шнурки и застегивали пуговицы. Сегодня большую часть этих занятий делают либо взрослые, предоставляя детям возможность играть, либо специализированные машины. Даже обувь на липучках и одежда на молниях лишают ребенка возможности потренировать тонкие движения своих пальцев.

А между тем о важности мелкой моторики говорит многое. Дети со слабой моторикой оказываются не готовыми к письму, часто отстают в речевом развитии. Все это сказывается на успеваемости в школе и приводит к повышенным нагрузкам на нервную систему ребенка.

Кроме прочего, состояние мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие у ребенка:

  • навыков самообслуживания;
  • усидчивости;
  • мышления;
  • внимания;
  • воображения;
  • словарного запаса;
  • памяти.

Ведь центры коры мозга, ответственные за тонкую моторику, соседствуют и тесно взаимосвязаны с центрами, отвечающими за развитие этих сфер. Активируя зону мелкой моторики, мы естественным путем влияем и на соседние.

НОРМЫ РАЗВИТИЯ РУК

После 3 лет моторные умения детей становятся сложнее и разнообразнее: увеличивается процент действий, которые требуют от малыша согласованных движений рук.

Что должны уметь дети этого возраста в плане развития мелкой моторики?

  • Для удержания предметов они все активнее используют пальцы, а не ладонь, как было раньше.
  • Умеют держать ручку или карандаш.
  • Могут рисовать линии, круги, многогранники, перерисовывать крестики, квадраты.
  • Умеют вырезать ножницами фигурки из бумаги.
  • Могут снимать и надевать одежду и обувь.
  • Берут мелкие предметы или детали большим и указательным пальцем.
  • Строят башню кубиков.
  • Рисуют человечка, состоящего как минимум из 3 элементов (голова, туловище, конечности).
  • Вытаскивают мелкие предметы из прозрачной емкости.
  • Откручивают крышки.
  • Нанизывают бусины на проволоку.
  • Могут рисовать пальцами.
  • Набирают крупу в ложку из одной емкости, чтобы перенести в другую.
  • Обводят контур по пунктирной линии.
  • Лепят простые элементы из пластилина.
  • Застегивают и расстегивают молнии, замочки, кнопки, пуговицы.
  • Сортируют мелкие предметы, крупы.
  • Разворачивают фантики и обертки.
  • Движения рук происходят при координации зрением.

Все эти навыки необходимо развивать и совершенствовать, подготавливая маленькие ручки ко все более сложным и точным манипуляциям.

Если ваш малыш пока не умеет делать чего-то из данного списка, важно своевременно устранить этот пробел. Научите его возрастным навыкам, иначе дальше у него возникнут проблемы: придется не только осваивать новые умения, но и догонять сверстников там, где он отстает. А это сложнее.

ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ЛОВКОСТИ РУК?

Существует много способов сделать маленькие пальчики более умелыми. Мелкую моторику рук у детишек 3 – 4 лет прекрасно развивают следующие игры и занятия:

  • застегивание пуговиц, кнопок, шнуровки;
  • откручивание крышек на баночках и бутылках;
  • перекатывание в ладошках карандашей, орехов, катушек;
  • лепка из пластилина или теста;
  • сортировка круп (гороха, фасоли, гречки, риса);
  • рисование пальцами на песке, манной или гречневой крупе;
  • рисование пальчиковыми красками или карандашами;
  • вырезание фигурок по контурам;
  • игры с мелкими деталями (конструктор, мозаика, пазлы);
  • нанизывание крупных бусин на леску или проволоку;
  • ощупывание поверхностей из разнообразных материалов и фактур;
  • массаж с помощью шипованных мячиков.

Когда ваш малыш будет рисовать пальчиковыми красками, наденьте на него вещи, которые не жалко испортить красками, а стол застелите защитной клеенкой, чтобы облегчить последующую уборку.

Большинство этих занятий увлекают малышей 3 – 4 лет, особенно если родители придают им форму занимательной игры. Например, предлагают не просто перебрать крупы, а помочь Золушке отправиться на бал, не просто трогать разные поверхности, а представить себя слепым Кротом из сказки про Дюймовочку, и угадывать, к чему прикоснулся.

ИГРАЮТ ПАЛЬЧИКИ

Наиболее интересным занятием для детишек являются пальчиковые игры: всевозможные стишки, скороговорки, потешки, , которые разыгрываются только при помощи пальчиков. Здесь же приведем несколько новых вариантов пальчиковых игр.

Но для начала – несколько правил по проведению занятий, развивающих тонкую моторику:

  • Занимайтесь с ребенком регулярно, включайте в программу занятий массаж рук, игры с мелкими деталями, творческие занятия, пальчиковые упражнения.
  • Пальчиковая гимнастика должна длиться от 5 до 15 минут, не более, иначе малыш утомится и переключит внимание на что-то другое.
  • Перед началом упражнений необходимо разогреть ладошки, активно растирая их одна о другую.
  • Помните, что сейчас деткам сложно выполнять движения сразу двумя руками, поэтому начинайте с одной, затем повторяйте другой, и только после этого пробуйте синхронизировать ручки.
  • Имейте в виду, что с первого раза ребенок может не запомнить все движения или слова игры, это нормально в их возрасте. Все получится постепенно.
  • Соотносить слова с движениями малыш тоже научится в процессе занятий, если сразу у него не получается – подбодрите его и помогите выполнить действие.
  • Двигайтесь от простого к сложному. Если ребенку предложить упражнение, которое ему не под силу, в следующий раз он просто откажется играть.
  • Старайтесь заинтересовать ребенка, организуя игры с его любимыми персонажами, мелодиями, стишками.
  • Не занимайтесь, если малышу нездоровится или он в плохом настроении. Не принуждайте. Полезных игр против воли игрока не бывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О важности развития мелкой моторики у дошкольников

Представленный материал разработан как вариант письменной консультации для родителей дошкольников....

Важность развития мелкой моторики рук у дошкольников в психофизическом плане.

                  Что такое моторика?                  Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы р...

Важность развития мелкой моторики дошкольника.

Приходят детки в детский сад, мелкая моторика плохо развита у детей. Конечно, мамы и папы торопятся на работу и им легче самим раздеть ребёнка. Моя цель: донести до родителей о важности развития мелко...

Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

Консультация для родителей детей младшей группы на тему: "Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики"

в консультации рассказывается как важно развиватьо мелкую моторику у детей и представлены примеры игр на эту тему...

Консультация для родителей "Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики"

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связан...