Развитие одаренности в детском саду.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов и родителей ДОУ с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
Система воспитательно - образовательной деятельности по развитию детских способностей основывается на максимальном раскрытии природного потенциала каждого воспитанника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_odarennost_1.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Организация работы с одаренными детьми в ДОУ»
Истамгалина Ризеда Маратовна
01.09.2018.
Тема: «Организация работы с одаренными детьми в ДОУ»
Интерес к одаренности, в настоящее время очень высок, и это объясняется общественной потребностью. И прежде всего потребностью общества в неординарной творческой личности. Одной из задач современного образования является ориентация на выявление и поддержку креативных дошкольников.Реализация этой задачи представляет собой сложную педагогическую проблему. Поэтому в нашем дошкольном учреждении стоит цель - так построить весь учебно-воспитательный процесс, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в том или ином виде деятельности, не прошли мимо внимания педагога, реализовались в педагогической деятельности с этими детьми.
Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, математических и др.)
В области опережающего развития познания отмечаются следующие признаки одаренности:повышенная любознательность, способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении, большой словарный запас; повышенная концентрация внимания на чем – либо, упорство в достижении результата, яркое воображение, высокоразвитая фантазия. В области физического развития, для одаренных детей, свойственен высокий энергетический уровень. Различаются виды одаренности:
1.Художественная одаренность (высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности).
2.Общая интеллектуальная одаренность (дети запоминают и сохраняют информацию, что позволяет им преуспевать во многих областях знаний).
3.Творческая одаренность (дети с творческой направленностью отличаются независимостью в суждениях, чувством юмора, ярким темпераментом).
4.Развитию игровой и другой совместной деятельности способствует то что в возрасте 4-5 лет у ребенка улучшаются произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы, считалки, движения под музыку.
Наш педагогический коллектив определил направления работы с одаренными детьми : диагностика и обеспечение развития.
Педагоги проводят первичную диагностику и последующие индивидуальные обследования. Анализ полученных, в ходе диагностики, результатов помогает решить следующие задачи: осуществить дифференцированный подход в воспитании и развитии детей, выявить детей с скрытой одаренностью; оценивать эффективность используемых форм и методов работы с детьми. Для выявления одаренных детей педагоги используют технологию педагогического наблюдения. На основе полученных результатов делаются выводы об уровне развития ребенка в том или ином виде деятельности.
Чтобы развивать креативность дошкольников, педагог сам должен быть творческим: постоянно преодолевать в себе инертность, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Все его усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности. Поэтому педагог, прежде всего, должен позволять детям высказывать свои творческие идеи, а также демонстрировать свои находки или новые решения; уважать любопытство, вопросы ребёнка, внимательно выслушивать ребёнка, находить для этого время, отвечать на все вопросы. Создавать условия правильной организации двигательной активности. Развивать физические качества. Формировать красоту ,грациозность, выразительность движений.
Другое серьёзное условие, способствующее развитию креативности дошкольников – это повышение и укрепление самооценки у воспитанников. Педагог должен способствовать формированию у своих детей достаточно высокой самооценки, которая стимулировала бы их к деятельности.
Следующим условием для развития одаренности детей является создание развивающей среды детском саду - система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка, опора на личностно- ориентированную модель взаимодействия.
В нашем детском саду имеются все необходимые условия для всестороннего развития детей. Имеется спортивный зал, оснащенный спортивным оборудованием, тренажерами; эстетически оформленный музыкальный зал с наличием аудиоаппаратуры, детских музыкальных инструментов, богатой аудиотеки; зимний сад.
Имеется мини-музей «Русская изба», в котором собраны экспонаты, представляющие быт русской деревни, домашняя утварь, игрушки, произведения прикладного искусства. В каждой группе есть уголок «Мой Край Башкортостан»
В группах оборудованы уголки по театрализации, изодеятельности, экспериментированию, ручному труду, развивающих игр.
Следующим условием является переход к развивающей системе образования. Только переход к развивающей системе способен обеспечить саморазвитие личности любого ребенка, в том числе и одаренного. Не случайно коллектив детского сада работает по развивающей программе «От рождения до школы» Н.Е.Веракса. Т.С.Комарова. Требованиями развивающих программ являются: поощрение углубленного изучения тем и проблем, выбираемым самим ребенком; обеспечение самостоятельности, развитие навыков и методов исследовательской работы.
Одним из важных условий развития одаренности детей является дополнительное образование. В детском саду работает 7 кружков.
По художественно-эстетическому направлению:
- Кружок «Цветные ладошки»
- Кружок «Сказочная мастерская»
- Кружок танцевальный «Мозаика»
- Кружок вокальный «Ручеек»
По познавательно – речевому направлению:
- Кружок «Речевичок»
- Кружок «Здоровячек»
По физкультурно-оздоровительному направлению:
- Кружок «Крепыш»
Важным условием решения задач активизации потенциальных возможностей ребенка, является взаимодействие воспитателя и родителей.
Взаимодействие с семьей воспитанников выстраивается по следующему направлению.
- 1. Информационно-аналитическое
(реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей и предполагает решение педагогических задач: выявить интересы и предпочтения родителей; выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах воспитания и образования детей; узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей).
2. Познавательное направление
(реализуется через консультации, тематические сообщения, открытые занятия, День открытых дверей, семинары-практикумы, семейные клубы).
Основной задачей в этом направлении является повышение компетентности родителей по вопросам развития детей дошкольного возраста.
Родители непосредственно участвующие в организации педагогического процесса, являются незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. Родители одаренных детей должны быть информированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей.
Результатами совместной деятельности педагогов и родителей в нашем детском саду являются такие мероприятия:
- Спортивные праздники « Папа Мама и Я Дружная Семья!»
- Реализация различных проектов
- Музыкальные театрализованные праздники «В гостях у сказки» «Покажи сказку»
- Совместные выставки рисунков « Времена года». «Моя мама» «Наша семья» «Любимый праздник» «День Защитника Отечества» «День Победы»
Все перечисленные методы, приёмы и формы работы с одаренными детьми позволяют создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка.
В заключении хочется отметить, что воспитатель, развивающий креативность дошкольников проходит, через сложный, а подчас и длительный процесс создания условий, необходимых для успешного развития творческого потенциала детей. Наибольшее значение из которых имеют: 1) восприятие ребёнка как личности, вне зависимости оттого, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть; 2) внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности дошкольника; 3) предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы в выражении своих чувств и переживаний, в возможности самому принимать решения; 4) повышение и укрепления самооценки дошкольников; 5) организация системы обучения или создание креативной воспитательно - образовательной среды ДОУ.6)поддержка взрослыми положительного доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом ;7)возможность выбора детьми материалов, видов активности ,участников совместной деятельности и общения;8)поддержка родителей в воспитании детей ,охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Участие в конкурсах как способ выявления одаренности воспитанников детского сада»
Развитем детской одаренности как правло занимаются педагоги в школе, но разумно для этого использовать первую ступень образования - детский сад. Как? об этом и пойдет речь в статье....
Музыка как средство развития ребенка, Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка.
Консультации для родителей...
Анализ программно-методического обеспечения образовательной области «Речевое развитие» воспитанников подготовительной группы (6-7 лет) В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду»
Предлагаю вам анализ книги В.В. Гебовой "Развитие речи в детском саду"...
Развитие одаренности в детском саду.
Интерес к одаренности, в настоящее время очень высок, и это объясняется общественной потребностью. И прежде всего потребностью общества в неординарной творческой личности. Одной из задач с...
"Развитие речи в детском саду, как средство для гармоничного развития и вхождение в современный социум"
В современном обществе, на мой взгляд, актуальной становится проблема социальной адаптации подрастающего поколения. И в первую очередь на это влияет неразвитая связна...
Словарная работа на занятиях по развитию речи в детском саду на разных этапах возрастного развития
Данный материал содержит в себе принципы организации словарной работы с дошкольниками...
«Участие в конкурсах как способ выявления одаренности воспитанников детского сада»
Уже с дошкольного возраста родители стремятся к всестороннему развитию своего ребенка. Воспитатели нашего детского сада, понимая это, способствуют этому и привлекают родителей и детей к участию в разл...