«Формирование школьно–значимых функций дошкольников»
консультация (подготовительная группа) на тему

«Формирование школьно–значимых функций дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_roli_shkolnika.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование школьно–значимых функций дошкольников»

Одной из центральных задач современной образовательной практики является содействие успешной адаптации детей к процессу обучения в школе. Готовность к школе – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья ребенка, срыву социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения. Коррекция дефицитных школьно-значимых функций осуществляется по разным направлениям, что отмечено Г.Ф. Кумариной:

- Развитие слухового внимания и памяти с использованием упражнений на запоминание и воспроизведение услышанных цепочек слов, отдельных фраз, стихотворных строк, скороговорок и т.п.

- Уточнение и развитие пространственных представлений:

- Уточнение и развитие временных представлений: сутки, неделя, месяцы, времена года, последовательность событий и действий

- Совершенствование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза включает в себя тренировочные упражнения, направленные на:

Развитие фонематического восприятия

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Так же отдельно стоит упомянуть такую систему коррекции, как развитие мыслительных операций и различных видов мышления (навыки группировки, классификации, анализа и синтеза, умение устанавливать последовательность и выстраивать причинно-следственные связи, выполнение заданий по инструкциям и т.п., развитие навыков самоконтроля), развитие памяти

Не менее важной является коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы (особенно развитие коммуникативных, вербальных и невербальных навыков). Мы остановимся на некоторых направлениях детской коррекции.

В целях предупреждения трудностей, связанных с несовершенством сложнокоординированных движений кисти и пальцев рук, зрительно-моторной координации у детей можно использовали такие такие методы как:

1) пальчиковый игротренинг;

2) массаж и самомассаж пальцев и кисти рук;

3) лепка из пластилина и глины;

4) раскрашивание объёмных фигурок из гипса и глины;

5) штриховка плоскостных изображений;

6) конструирование и моделирование из проволоки, бумаги (танков, автомобилей, самолётов) с использованием клея;

7) использование оригами;

8) метод рваной мозаики;

9) рисование ножницами;

10) работа с клейкой бумагой, вышивание, в том числе бисером;

11) ремонт сломанных игрушек.

12) кинезиологические упражнения для формирования и совершенствования координации и точности движений пальцев и кисти рук. Кинезиология – гимнастика для мозга, её применение способствует улучшению межполушарного взаимодействия, а также стимулирует развитие памяти, внимания, речи и других важных психологических функций. Интересным представляется приобщение детей к работе с использованием специальных инструментов (лупы, отвёртки, пинцеты, булавки и т.д.). Детям предлагалось трогать, щупать предметы, тем самым, развивая сенсомоторную сторону психики.

13) Игры - шнуровки Марии Монтессори:

- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

- способствуют развитию речи;

- развивают творческие способности.

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Формирование и развитие зрительного анализа и синтеза и расширение «поля зрения» предполагает использование тренировочных упражнений, направленных на развитие произвольного внимания, наблюдательности, умения находить в предметах сходство и различие:

1) узнавание предметов и их изображений;

2) узнавание контурных и силуэтных изображений предметов (задания: «негатив», где спрятался предмет на картинке?);

3) узнавание пунктирных силуэтов предметов;

4) узнавание зашумлённых изображений;

5) узнавание наложенных друг на друга контуров изображений различных предметов;

6) выбор в ряде предметных изображений заданного изображения;

7) узнавание незаконченных изображений предметов;

8) узнавание изображений предметов по их отдельным частям; и т.д.

Все эти упражнения строятся на буквенном и цифровом материале.

Для развития зрительной памяти и внимания, зрительно-пространственной памяти можно использовать следующие тренировочные упражнения:

1) запоминание и воспроизведение увиденного (предметов, изображений, букв, цифр, явлений) с указанием их пространственного положения;

2) запоминание ряда предметов, изображений, букв, цифр, явлений, символов и их воспроизведение в определённом месте и заданной последовательности;

3) запоминание увиденного с последующим определением изменений (задание Что изменилось?)

4) запоминание и воспроизведение увиденного с опорой на схемы, символы; и т.д.

Задания на формирование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза с использованием системы тренировочных упражнений, направленные на:

1-ый этап: совершенствование слухового восприятия, чувства ритма, слухоречевой памяти:

после прослушивания предложить детям выделить и назвать неречевые звуки (например, бытовые шумы, звуки улицы, школы, звучание музыкальных инструментов и т.д.);

чередовать характер действий или изменять направление движений, ориентируясь на громкость или смену темпоритмических характеристик звукового сигнала (барабан, бубен, хлопки);

запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания;

прослушать серию звуков (например, удары в барабан) и определить их количество (показать цифру, отхлопать столько же раз);

различать на слух голоса учеников класса по высоте, силе, тембру.

2-ой этап: развитие фонематического восприятия и формирование чётких фонематических представлений:

запомнить и воспроизвести без ошибок ряд звуков (или слогов, слов), начиная с двух-трёх элементов и постепенно доводя их число до шести-семи;

выделить из ряда слов, отличающихся одним звуком, заданное педагогом слово;

подобрать сходные по звучанию слова;

найти в слоговом ряду лишний (отличающийся одним звуком слог);

угадать гласный звук по беззвучной артикуляции.

3-ий этап: формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

выделить заданный звук из ряда сначала резко контрастных, а позже близких по акустическим и артикуляционным признакам звуков;

выделить заданный звук на фоне слова (сначала выделяются гласные звуки, стоящие в сильной позиции, т.е. в начале и середине слова под ударением, позже согласные – взрывные в конце, а щелевые – в начале слова);

найти общий звук в словах;

выделить из текста слова с заданным звуком;

подобрать самостоятельно слова с определённым звуком (подобрать любые слова; подобрать слова – названия животных, названия птиц и т.д.);

определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова);

определить и назвать последовательность звуков в слове, их количество, место каждого звука по отношению к другим (перед каким, после какого звука стоит заданный звук);

подобрать слова с заданным количеством звуков;

определить количество слогов в предложенных словах;

сгруппировать картинки в зависимости от количества слогов в их названиях;

добавлять разные звуки, слоги к одному и тому же исходному слогу, чтобы каждый раз получались новые слова;

расчленить названные слова на слоги, слоги на звуки;

преобразовать слова, добавляя или заменяя один звук, переставляя звуки;

составить слова.

Для развития основных мыслительных операций и различных видов мышления используются тренировочные упражнения, направленные на:

1) формирование и развитие навыков группировки и классификации на базе овладения основными родовыми понятиями;

2) формирование и развитие навыков соотносительного анализа и синтеза с применением заданий, предполагающими необходимость сравнения не только предметов, явлений, но и понятий (например, грустный – весёлый…)

3) формирование и развитие умения устанавливать последовательность и выстраивать причинно-следственные отношения, опираясь на собственный жизненный опыт с указанием причин, которые привели к определённому результату или же к каким результатам может привести конкретное событие и т.д.

4) выполнение заданий по словесной и письменной инструкциям, в которых особое внимание уделяется не только технической стороне речи, но и анализу отраженных в ней событий, фабуле, пониманию скрытого смысла, установлению связи между описываемыми событиями и явлениями.

5) развитие навыков самоконтроля посредством обучения составлению плана деятельности для определённых ситуаций, связанных как с учебным процессом, так и с повседневной жизнью.

Уточнение и развитие пространственных представлений проводится в определённой последовательности с использованием упражнений, предполагающих:

1) определение схемы собственного тела: правая – левая рука/нога, глаз, ухо. Возможны задания-провокации: покажи правый нос/рот. На левой руке носят часы, браслетики и др. метки; Положительные результаты даёт использование физкультминуток соответствующего содержания, например:

          Правой ножкой топ-топ,

          Правой ручкой хлоп-хлоп,

          Правый глаз сейчас закроем,

          Отдыхает правый глаз,

          Щёчку правую с тобою

          Мы потрогаем сейчас,

          Протяни теперь, дружок

          Руку правую в кружок.

Большое значение имеют игры на построение и перестроение детей, перемещение в пространстве групповой комнаты («Робот», «Самолёты» и др.), игры с предметами («Куда пойдёшь, что найдёшь», «Найди клад» и др.).

2) определение правого и левого направлений в пространстве относительно собственного тела: окно – справа, а дверь – слева;

3) определение пространственных взаимоотношений объектов: слева от окна стоит шкаф, справа от доски – стенд, между карандашами – лист бумаги и т.д.;

4) определение схемы тела стоящего напротив – 2 способа:

двум детям, стоящим друг напротив друга даётся задание поднять правую руку, анализируется ситуация;

детей, сидящих за столиками, просят поднять правую руку и не опускать, затем один ребёнок с поднятой рукой выходит со своего места вперёд, поворачивается лицом к детям и анализируется ситуация.

5) определение последовательности предметного ряда – на примере игрушек или детей стоящих в ряд; использование предлогов за, после, перед, между; наречий впереди, сзади, справа, слева, порядковых числительных: первый второй, третий и т.д.

6) определение последовательности числового ряда: цифра/число 5 стоит после цифры/числа 4, но перед цифрой/числом 6; или цифра/число 5 стоит между цифрами /числами 4 и 6;

7) графическое обозначение направлений с использованием ориентировок на себе, на листе бумаги. Одной из важнейших задач формирования пространственных представлений является  ориентировка на листе бумаги. При этом  важно осуществить переход от вертикальной поверхности к горизонтальной. Сначала отрабатывается верх-низ, потом право - лево. Затем отрабатываются углы. В подготовительной группе ведётся работа с  таблицами, осуществляется сканирование пространства сверху вниз и слева направо. Работа в клетке – только в подготовительной группе. Широко используются различные игры на плоскости листа («Муха», «Засели дом» и др.).

8) упражнения в количественном и порядковом счёте;

9) упражнения, включающие воспроизведение нескольких последовательных движений;

10) упражнения на развитие конструктивного праксиса (моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв и т.д.)

Уточнение и развитие временных представлений предусматривает у детей последовательное формирования понятий:

1) сутки;

2) неделя;

3) времена года;

4) месяцы;

5) возраст и роли в семье;

6) определение временной последовательности каких-либо событий и действий.

Работе по развитию и совершенствованию речи у детей уделяется достаточно много внимания в дошкольной педагогике и логопедии, обозначим лишь отдельные аспекты этого направления.

В связи с тем, что в последнее время логопедами отмечается увеличение количества детей с нарушениями звукопроизношения, особое значение приобретает такая работа как:

1) формирование и развитие полноценного речевого дыхания и артикуляционной базы, включающей:

А. систему упражнений, направленных на формирование и развитие речевого дыхания;

Во время физминуток использовать упражнения на релаксацию и постановку диафрагмального дыхания (все упражнения выполняются по 3 – 5 раз).

«Задуй свечу».* Дуть на полоску бумаги, имитирующей свечу, стремится, чтобы выдох был как можно дольше, и бумага отклонилась как можно дальше от исходного положения. Возможен отсчёт времени педагогом, дети запоминают свой рекорд.

«Лопнула шина».* Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг – «шину»; на выдохе тянут звук «ш», скрещивая руки: правая ложится на левое плечо и наоборот; грудная клетка во время выдоха легко сжимается; занимая исходное положение, дети делают непроизвольный вдох.

«Накачать шину».* Детям предлагают накачать «лопнувшую шину»; они сжимают перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку насоса. Медленный наклон вперёд сопровождается выдохом на звук «с-с-с»; при выпрямлении вдох происходит непроизвольно.

«Воздушный шар».* Выполняется аналогично упражнению «лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

«Жук жужжит».* Исходное положение: руки подняты в стороны и немного отведены назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят звук «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети непроизвольно делают вдох.

«Ворона».* Исходное положение: руки подняты через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно «к-а-а-а-р». Педагог хвалит тех «ворон», которые медленно спускались с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети непроизвольно делают вдох.

«Топор». Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены, пальцы сплетены в «замок». Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперёд, медленно опуская «тяжёлый топор», произнести на длительном выдохе - «ух»!

«Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю, так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

«Шарик». Повышение эффективности выполнения дыхательных упражнений достигается благодаря использованию образного представления, подключения воображения. Например, возможен образ жёлтого или оранжевого тёплого шарика, расположенного в животе (соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания). Ребёнку также предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки (а, о, у, ш, х) и их сочетания.

Важным условием всей коррекционной работы является комплексное построение занятий, при котором одно и то же содержание находит выражение в нескольких планах с использованием различных приемов обучения. Ранняя первичная профилактика в дошкольном возрасте значительно повышает шансы на успех обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование высших психических функций дошкольников посредством наглядного моделирования

Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни каждого человека, в значительной мере определяющей все его последующее развитие. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности...

Система работы "Формирование высших психических функций дошкольника посредством наглядного моделирования"

Система работы «Формирование ВПФ дошкольника посредством наглядного моделирования» ...

«Коррекция школьно значимых функций у дошкольников с речевыми нарушениями в системе коррекционных занятий »

«Коррекция школьно значимых функций у дошкольников с речевыми нарушениями в системе коррекционных занятий »...

Рекомендации родителям будущих первоклассников по развитию школьно-значимых функций

Данная памятка подготовлена мною для родителей детей старшей и подготовительной групп. Особенность предлагаемых игр и упражнений состоит в том, что они не требуют специально организованных занятий и м...

Формирование школьно–значимых функций дошкольников

Одной из центральных задач современной образовательной практики является содействие успешной адаптации детей к процессу обучения в школе. Готовность к школе – это тот уровень морфологического, фу...

Подготовка к школе. Игры и упражнения, направленные на развитие школьно-значимых функций

Вам, родители, предлагаются упражнения, которые  в игровой форме помогут  подготовить ребёнка к обучению в школе...

Развитие школьнозначимых функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Тщательное и всестороннее изуче% ние детей на этапе школьного старта помогает взрослым выявить детей с низким уровнем развития школьно значимых функций – тех функций, ко% торые не только сущест...