Буклет «Значение экспериментирования в развитии ребёнка»
консультация на тему

Малыхина Елена Аркадьевна

консультация для родителей о экспериментировании с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_eksperiment.docx207.16 КБ

Предварительный просмотр:

- коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения:

- случайные;

- запланированные;

- поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

- эпизодические (проводимые от случая к случаю);

- систематические.

6. По продолжительности:

- кратковременные (от 5 до 15 минут);

- длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

- однократные;https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/006c/000fa453-68828665/hello_html_m75edece5.jpg

- многократные, или циклические.

8. По месту в цикле:

- первичные;

- повторные;

- заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

- констатирующие (позволяющие увидеть какое - то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей:

- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

- решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории:

- демонстрационные;

- фронтальные.

 «Значение экспериментирования в развитии ребёнка»

 Экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/104e/00114e5d-c577f9fc/hello_html_m1e699c4e.jpg

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время, чем глубже ребёнок изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Виды исследовательской деятельности и классификация экспериментов.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.

По способу применения эксперименты можно классифицировать по разным принципам:

Классификация наблюдений и экспериментов

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

- опыты с растениями;

- опыты с животными;

- опыты с объектами неживой природы;https://arhivurokov.ru/multiurok/4/f/7/4f7cbf377daa0dbd90d601284457a96ee2f72ba6/formy-raboty-s-odariennymi-diet-mi-2_1.png

- опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

- в групповой комнате;

- на участке;

- в лесу, в поле и т. д.

3. По количеству детей:

- индивидуальные (1—4 ребенка); 

- групповые (5—10 детей);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Значение экспериментирования для развития мышления детей"

Благо­даря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого склады­вается свой стиль в работе. Если к этому времени взрослый су­меет занять позицию...

Значение экспериментирования в развитии дошкольника

для чего нужно детское эксперементирование?...

Значение экспериментирования для развития дошкольников

Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерност...

Консультация. "Значение экспериментирования в развитии ребенка"

quot;Значение экспериментирования в развитии ребенка"...

ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

ЗНАЧЕНИЕЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯВ РАЗВИТИЯ  ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА...

буклет "Значение театра в жизни ребёнка"

значение театра в жизни ребёнка...

Буклет. Значение конструирования в жизни ребёнка.

Буклет. Значение конструирования в жизни ребёнка....