Значение экспериментирования в развитии дошкольника
статья (подготовительная группа) на тему
для чего нужно детское эксперементирование?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_znachenie_eksperimentirovaniya_v_razvitii_doshkolnika.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение экспериментирования в развитии дошкольника
Современный дошкольник живёт в время большого потока информации. На него влияние все, он нацелен на познание человека и мира в целом, на важные виды детской деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, рассуждать. В стемительно меняющихся условиях жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать их самому и применять их, мыслить самостоятельно и творчески. Во время всего дошкольного детства, вместе с игровой, огромное значение в развитии личности ребёнка играет – познавательная деятельность, под которой понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, но и поиск знаний, самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
Благодаря экспериментированию дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Маленький человечек охвачен жаждой познания и освоения огромного мира.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментирования на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование практических умений и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет). В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Задача взрослых - создать условия для детских открытий, научить их видеть волшебство в привычных вещах.
Песок первые и любимые всеми детьми объект для исследования. С песком дети соприкасаются с первых дней жизни.
Игры с песком один из самых приятных способов обучения.
Игры с песком:
№1 «Откуда берётся песок»
Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.
Ход эксперимента:
Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.
- Как вы думаете, что это сыплется?
- Возьмите лупы, рассмотрите это.
- Как мы получили песок?
- Как в природе появляется песок?
Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
№2 «Из чего состоит песок»
Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.
Ход эксперимента:
Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.
- Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
- Как выглядят песчинки?
- Похожи ли песчинки одна на другую?
Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
№3 «Легко ли сыпется песок»
Материал: подносы с песком.
Ход эксперимента:
Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.
- Легко ли он сыпется?
Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.
№4 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»
Материал: «песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка.
Ход эксперимента:
Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» - резко с силой сжимаем банку.
- Что происходит и почему?
Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.
№5 «Куда исчезла вода»
Материал: стаканчики с песком и водой.
Ход эксперимента:
В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.
- Каким он стал?
- Куда исчезла вода?
Вывод: вода быстро впитывается в песок.
№6 «Лепим из песка»
Материал: подносы с мокрым песком.
Ход эксперимента:
Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания
- Что происходит с поделками из песка после высыхания?
Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.
№7 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»
Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.
Ход эксперимента:
Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.
- Какие фигурки получились?
- Из какого песка удалось сделать фигурки?
Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.
№8 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»
Материал: подносы с мокрым и сухим песком.
Ход эксперимента:
Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.
- Хорошо видны отпечатки?
Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.
- Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)
Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.
Итоговое мероприятие: «Песочная страна» (рисование сухим песком)
Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.
Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.
- Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.
Вывод: Сухим песком можно рисовать.
Правила безопасного поведения при экспериментировании:
- Работа под наблюдением взрослого. Сначала посмотри, потом повтори.
- Не трогать без разрешения. Не брать руки в рот. Грязными руками не трогать глаза.
- Не пробовать на вкус без разрешения. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
- С горячей водой будь осторожен!!!
Используемая литература:
- Нищева Н.В. «Организация опытно- эксперементальной работы в ДОУ» - СПб: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 г., 8 -26с.
- Смолер Е.И. Развитие интеллектуальной активности дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.И. Смолер. – Мозырь : Белый Ветер, 2014. -48 с
- Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./
Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92. - Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б.
Богоявленская. — М.: Академия, 2002. 62с. - Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и
доп. – М.: АРКТИ, 2010. – 11 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Значение экспериментирования для развития мышления детей"
Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого складывается свой стиль в работе. Если к этому времени взрослый сумеет занять позицию...
Родительское собрание на тему "Значение экспериментирования в жизни дошкольника, экспериментирование в домашних условиях."
Как экспериментирование влияет на умственное развитие дошкольников....
Значение экспериментирования для развития дошкольников
Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерност...
Консультация. "Значение экспериментирования в развитии ребенка"
quot;Значение экспериментирования в развитии ребенка"...
Буклет «Значение экспериментирования в развитии ребёнка»
консультация для родителей о экспериментировании с детьми...
ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
ЗНАЧЕНИЕЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА...
Значение экспериментирования в развитии дошкольников
Консультация для воспитателей...