Организация дополнительного образования в МБДОУ «Детский сад №21»
консультация на тему
В материале цитируется Концепция развития дополнительного образования и дается краткая характеристика организации дополнительного образования в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_dopolnitelnogo_obrazovaniya_v_detskom_sadu.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация дополнительного образования
в МБДОУ «Детский сад №21»
(Тезисы выступления на общем родительском собрании
в МБДОУ «Детский сад №21»)
Правительство РФ с 2014 года обращает особое внимание на сферу дополнительного образования.
В 2014 году выходит документ Концепция развития дополнительного образования.
Целями Концепции являются:
обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;
расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;
развитие инновационного потенциала общества.
Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи:
развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;
проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия "социальной ситуации развития" подрастающих поколений;
интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом;
разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности;
повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;
обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;
развитие инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;
создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи;
формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей;
создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей.
Значение дополнительного образования, согласно Концепции, заключается в следующем:
дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции "социального лифта" для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
В настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен.
Таким образом, сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в XXI веке.
Вместе с тем развитие общественных и экономических отношений, изменения технологического уклада, трансформация запросов семей и детей формируют новые вызовы, стимулируя использование конкурентных преимуществ отечественной системы дополнительного образования детей и поиск новых подходов и средств.
Реализация концепции обеспечивает следующие результаты для основных благополучателей:
Дети и молодежь:
воспринимают сферу дополнительного образования как значимое пространство для саморазвития, самообразования и самореализации;
ориентируются в ресурсах дополнительного образования, доступных как на территории проживания, так и вне ее;
имеют возможности выбора программ дополнительного образования на основе собственных интересов и увлечений;
имеют возможность использовать ресурсы городской среды (парки, площадки, помещения) для реализации групповой досугово-образовательной деятельности;
мотивированы к участию в реализации современных программ дополнительного образования детей по приоритетным направлениям (исследовательская, проектно-конструкторская, творческая деятельность и др.) и получению дальнейшего профильного профессионального образования;
мотивированы к участию в сложных интеллектуальных и культурных формах досуга.
Дети с ограниченными возможностями здоровья вовлечены в программы дополнительного образования, условия реализации которых соответствуют их потребностям и возможностям.
Система территориального планирования, строительства, управления имущественным комплексом ориентирована на учет интересов детей и молодежи: создаются открытые пространства для различных форм, выделяются помещения для организации дополнительного образования, клубной деятельности, проведения мероприятий.
Семьи:
родители рассматривают участие своих детей в дополнительном образовании как необходимое условие их полноценного развитияпрофессиональной ориентации и социализации;
имеют доступ к полной объективной информации о конкретных организациях и программах дополнительного образования, включая рекомендации по выбору, исходя из территории проживания, возраста, интересов и особенностей ребенка;
родители осуществляют совместно с детьми при поддержке консультантов (тьюторов) ответственное планирование индивидуальных траекторий дополнительного образования;
семьям с низкими доходами предоставляются различные формы поддержки в доступе к программам дополнительного образования (льготы по оплате, «индивидуальные сертификаты», компенсация родительской платы, пригласительные билеты и абонементы на программы, установка компьютерной техники и программного обеспечения и др.).
Во всех сегментах дополнительного образования обеспечиваются возможности для совместных семейных (дети и родители) занятий и практик.
Общество:
В общественном сознании сформирован ценностный статус сферы дополнительного образования детей, составляющими которого являются:
«пространство для саморазвития и самореализации»;
«механизм развития человеческого потенциала»,
«среда воспитания научной, культурной, инженерной и политической элиты страны»,
«среда предоставления равных возможностей и действующих социальных лифтов»;
«среда сохранения и передачи лучших традиций образцов культуры»;
«инновационная площадка, инкубатор форм образования будущего»;
«сфера эффективных частных инвестиций».
В нашем детском саду все дети старшего дошкольного возраста заняты в кружках.
У нас 6 групп старшего и подготовительного возраста.
Дополнительное образование осуществляется по следующим направлениям:
- художественно-эстетической направленности («Веселый оркестр», «Волшебная кисточка», «радуга творчества»)
- физкультурно-спортивной направленности («Аистенок»)
- естественно-научной направленности «»Размышляй-ка», «Азбука экологии»)
- социально-педагогической направленности («Веселые уроки»)
Организация кружков в детском саду имеет свои особенности:
- Все кружки имеют свое расписание и проводятся во 2-ую половину дня.
- Занятие кружка длится 25-30 минут
- Занятия проводят педагоги групп
- Все занятия проходят бесплатно.
Краткая характеристика образовательной деятельности кружков:
- Кружок «Волшебная кисточка» и кружок «Радуга творчества» - дети под руководством педагогов выполняют художественные работы в нетрадиционных техниках:
- аппликации из природного и бросового материала;
- поделки в технике оригами;
- объемные аппликации;
- изготовление кукол из картонного рулона и т.п.
- Кружок «Азбука экологии» и кружок «Размышляй-ка» - дети под руководством педагогов выполняют опыты и эксперименты с живой и неживой природой, что способствует развитию наблюдательности и логического мышления;
- Кружок «Веселый оркестр» - под руководством музыкального руководителя детского сада происходит обучение детей игре на разных музыкальных инструментах (ложки, маракасы, барабаны, металлофоны, ксилофоны);
- Кружок «Веселые уроки» - под руководством педагога происходит психологическая и интеллектуальная подготовка к школе;
- Кружок «Аистенок» - под руководством физинструктора дети на занятиях развивают гибкость, ловкость, скорость реакции, корректируется осанка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Программы дополнительного образования детей МБДОУ ЦРР Детский сад №2 «Журавушка» «Бисероплетение с детьми дошкольного возраста»
ПрезентацияПрограммы дополнительного образования детейМБДОУ ЦРР Детский сад №2 «Журавушка»«Бисероплетение с детьми дошкольного возраста»Форма представленияРайонные XVII Корнило...
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...
Организация краеведческого образования в МБДОУ детский сад "Сказка"
Анализ деятельности по краеведческому образованию...
Работа по дополнительному образованию в МБДОУ "Детский сад "Тополек" «Умка» по интеллектуальному развитию с одаренными детьми.
Дополнительное образование "Умка"...
Организация образования по дополнительным программам дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад № 28 «Надежда»
Организация образования по дополнительным программам дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад № 28 «Надежда» на 2022-2023 учебный годОрганизация образования по дополнительн...
Рабочая программа по реализации дополнительного образования дошкольников МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» по формированию элементарных математических представлений «Веселая математика» (для детей 6-7 лет)
Рабочая программа по реализации дополнительного образования дошкольников МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» по формированию элементарных математических представлений «Веселая мат...
Организация образования по дополнительным программам дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад № 77 «Машенька»
2022-2023 учебный год:"Хрустальный голосок" - https://р67.навигатор.дети/program/13112-khrustalnyi-golosok"Каблучок" - https://р67.навигатор.дети/program/7028-programma-k...