Сенсорные расстройства: советы родителям.
консультация по теме
Далеко не все родители понимают, что представляют собой проблемы в сенсорной сфере. Между тем, именно перегруженная сенсорная система является причиной многих особенностей в поведении детей с аутизмом, а также создают проблемы в обучении детям с СДВГ, с ЗПР, с ЗРР и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
#сенсорнаясфера#расстройствасенсорнойсферы#советыродителям | 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорные расстройства: советы родителям
Далеко не все родители понимают, что представляют собой проблемы в сенсорной сфере. Между тем, именно перегруженная сенсорная система является причиной многих особенностей в поведении детей с аутизмом, а также создают проблемы в обучении детям с СДВГ, с ЗПР, с ЗРР и др.
Вот, что рассказала в одном из интервью Кэрол Кранович — автор нашумевшей книги «Ребенок, потерявший синхронизацию».
- Начнем с основ: что такое «сенсорные проблемы»?
У детей с разлаженной сенсорной сферой центральная нервная система получает, организует и декодирует сигналы из органов чувств с нарушениями. Наше поведение неразрывно связано с мозгом, поэтому, когда мозг (который стоит во главе ЦНС) «неправильно» реагирует на обычные, заурядные раздражители, меняется и поведение человека. Сенсорные проблемы могут влиять на то, как ребенок двигается, на его эмоции, внимание, привязанность к другим людям и умение достигать поставленные задачи.
- Какие советы вы могли бы дать родителям детей с сенсорными расстройствами?
- Посещайте психолога, который использует в арсенале своих средств сенсорную интеграцию.
- К сожалению, не все доктора и педиатры имеют представление о сенсорных расстройствах. Врачам тоже нужно учиться и делать это постоянно. Хотя сенсорные расстройства – это неврологическая проблема, далеко не каждый невролог знает, как их лечить.
- Много читайте, особенно современной литературы.
- Вы не находитесь наедине со своей проблемой. Общайтесь с другими родителями, у которых тоже есть особые дети. Обменивайтесь опытом и знаниями.
- Наденьте воображаемые «сенсорные очки» и спросите себя: какие ощущения (прикосновения, звуки и т.д.) могут перегружать нервную систему ребенка? Можно ли минимизировать их воздействие? Снизьте нагрузку, приглушив свет, уменьшив громкость телевизора, не приносите в дом свежую сирень и многое другое.
- Подумайте, каких ощущений лишен ваш ребенок? Перечень может включать движения, свежий воздух, вкус здоровой пищи. Многим детям, даже без сенсорных проблем, требуется обилие движения в течении дня. Любому человеку нужно двигаться в течении минимум десяти минут из каждого часа бодрствования. Нехватка движения приводит к тому, что ребенок начинает ёрзать, теряет внимание, раздражается и плохо владеет телом. Если ребенку нужно загрузить органы чувств, найдите способ это сделать.
- Как можно помочь детям с сенсорными расстройствами?
- Ежедневно ходите с ребенком на прогулку.
- Играйте с ребенком в игры, требующие обилия движений.
- Не забывайте о бассейне, песочнице, качелях.
- Выгуливайте вместе с ребенком собаку и бегайте трусцой.
- Используйте увлечения ребенка. Если он, скажем, любит динозавров, то постройте ему на заднем дворе загородного дома бассейн с водой по колено – это будет океан, бассейн с жидкой грязью – болото, большая песочница – пустыня. Все эти территории населите динозаврами. Готовьте ребенку блюда в виде динозавров. Что бы ни нравилось вашему ребенку – используйте это для насыщения всех сфер его сенсорики.
- Поменьше электроники. Сидение перед компьютером и телевизором вредит зрению, осанке, крупной моторике, умению общаться, вовлеченности в жизнь общества и многому другому. Электронные забавы воздействую только на две области чувств — слух и зрение. А у нас их как минимум пять или даже больше, если включить в охват чувство равновесия и проприоцептивную чувствительность. Используйте их все!
- Ребенок должен высыпаться. Дети должны просыпаться утром сами — свежими и бодрыми, а не по звонку будильника.
- Как унять страх, вызванный сенсорными перегрузками?
Каждый случай индивидуален, но вот несколько примеров:
- Если ваш ребенок боится идти на игровую площадку потому, что его смущают крики детей, и ему не по себе в гуще людей, посещайте ее рано утром или поздно вечером, когда народа на ней мало. Будьте рядом с ребенком. Возьмите с собой мяч.
- Как быть, если малыш не любит объятий и поцелуев? Перед визитом бабушек и дедушек хорошенько сжимайте ребенка в собственных объятиях, чтобы он их не ощущал как нечто свежее. Разотрите его руки и ноги губками и мочалками, чтобы кожа приглушила повышенную чувствительность. Пусть ребенок подвигает стулья и столы, пропылесосит ковер, выпьет через соломинку яблочное пюре – это его утомит и успокоит.
- Методом проб найдите универсальные физические упражнения, которые помогают вашему малышу успокоиться, и пусть он проделывает их перед чем-то волнующим или пугающим.
- Если ваш ребенок хочет быть вдали от всех, пусть он покачается на качели в одиночестве, залезет через высокий забор в песочницу и вылезет обратно с десяток раз или закроется в кукольном домике и побудет там один.
- Если же ребенок жаждет нового сенсорного опыта, ведет себя возбужденно, можно покачать его на качелях сильно, но недолго, чтобы не напугать. Пусть он хорошенько покопается в песочнице и весь покроется грязью. Пусть скатится с горки головой вниз, а вы поймаете его на спуске.
- Заведите фитбол или мат и занимайтесь на нем с ребенком. Можно очень мягко и при этом эффективно насытить сенсорную сферу ребенка, заставив его выполнять подвижные упражнения на поиск баланса.
- Что делать, если ребенок не хочет есть незнакомую еду? Внедряйте главный принцип – неспешная постепенность. Начните с того, что на блюдце рядом с тарелкой ребенка положите одно соцветие брокколи. Пусть целую неделю оно лежит там, и малыш не обязан его съедать. На следующей неделе к брокколи надо будет прикасаться одним пальцем, еще через неделю – подносить к губам. Затем нужно будет поцеловать соцветие, а потом – положите его в рот.
- Как быть, если малыш не любит объятий и поцелуев? Перед визитом бабушек и дедушек хорошенько сжимайте ребенка в собственных объятиях, чтобы он их не ощущал как нечто свежее. Разотрите его руки и ноги губками и мочалками, чтобы кожа приглушила повышенную чувствительность. Пусть ребенок подвигает стулья и столы, пропылесосит ковер, выпьет через соломинку яблочное пюре – это его утомит и успокоит.
- Методом проб найдите универсальные физические упражнения, которые помогают вашему малышу успокоиться, и пусть он проделывает их перед чем-то волнующим или пугающим.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УДАЧИ!
Подготовила Лебедева Н.В. Источник : электронный ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы родителям по сенсорному воспитанию
Советы родителям по сенсорному воспитанию...
Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста (советы родителям)
В статье представлены игры для сенсорного развития дошкольников, которые не требуют долгой подготовки и покупки специальных материалов. Можно использовать подручные материалы и придумывать интересные ...
Советы родителям по сенсорному воспитанию
Советы родителям по сенсорному воспитанию...
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
Советы родителям «Играем дома в сенсорные игры»
Советы родителям«Играем дома в сенсорные игры»...
Советы родителям: "Играем в сенсорные игры дома"
Сенсорное развитие ребенка— это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т...