Педагогический проект: «Вовлечение родителей в музыкально-воспитательный процесс для повышения уровня общего музыкального развития детей в подготовительной к школе группе».
проект (подготовительная группа) на тему
В сфере дошкольного образования детей сегодня родители всё больше самоустраняются от воспитательного процесса, зачастую перекладывая воспитание ребёнка на детский сад, творческие кружки, телевизор, компьютер.
В современном художественно-образовательном пространстве возникла острая потребность активного вовлечения родителей в процесс музыкального воспитания детей (особенно в подготовительной к школе группе). Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_s_roditelyami_boldyreva.docx | 48.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»
г. Белоярский»
Педагогический проект:
«Вовлечение родителей в музыкально-воспитательный процесс для повышения уровня общего музыкального развития детей в подготовительной к школе группе».
Выполнил:
Музыкальный руководитель
Болдырева Ирина Семеновна
2016 г.
Пояснительная записка
В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”.
Участие родителей в образовательном процессе детей играет важную роль. В соответствии с Концепцией дошкольного образования подход к сотрудничеству с родителями воспитанников базируется на взаимосвязи семьи и МАДОУ. Именно от взрослых, их согласованных действий, умения договориться, помочь друг другу в воспитании детей зависят личностное развитие ребенка и его психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу.
Проблема:
В сфере дошкольного образования детей сегодня родители всё больше самоустраняются от воспитательного процесса, зачастую перекладывая воспитание ребёнка на детский сад, творческие кружки, телевизор, компьютер.
В современном художественно-образовательном пространстве возникла острая потребность активного вовлечения родителей в процесс музыкального воспитания детей (особенно в подготовительной к школе группе). Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач ДОУ.
Актуальность:
Актуальность взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников обусловлена задачей, которую четко определили Федеральные Государственные стандарты дошкольного образования: обеспечить ребенку возможность радостного и содержательного проживания дошкольного детства.
Необходимо повышение роли семьи в приоритете воспитания у детей общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства, создание для родителей открытой музыкально-педагогической площадки, позволяющей организовать работу в ДОУ по формуле: музыкальный руководитель - воспитанники - родители. «Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство» - эти слова Е.П. Арнаутовой определяют смысл совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Цель: повышение уровня общего музыкального развития детей в подготовительной к школе группе через использование современных форм взаимодействия с семьей.
Задачи:
1. Повысить педагогическую компетентность и педагогическую культуру родителей.
2. Сформировать активную позицию родителей как участников музыкально- образовательного процесса.
3. Повысить уровень общего музыкального развития детей.
4. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
5. Удовлетворить потребности родителей в отношении содержания и результативности воспитательной и музыкально-образовательной деятельности МАДОУ.
6. Разработать модель сотрудничества музыкального руководителя и родителей воспитанников.
7. Распространить опыт среди коллег МАДОУ и других дошкольных образовательных учреждений, через публикации в СМИ.
Участники: родители воспитанников подготовительной к школе группы, воспитанники подготовительной к школе группы, музыкальный руководитель, воспитатели и специалисты МАДОУ.
Этапы реализации проекта: подготовительный (сентябрь) – анкетирование родителей, составление плана работы по взаимодействию с семьями воспитанников; основной (октябрь – апрель) – консультирование и проведение мероприятий; заключительный (май) – подведение итогов, диагностика удовлетворенности родителей, самодиагностика музыкального руководителя.
Ожидаемые результаты:
-повышение уровня родительской компетентности, педагогической культуры родителей;
- активное участие родителей в музыкально-воспитательном процессе; сформированность у них активной позиции.
-повышение уровня общего музыкального развития детей;
-установление отношений партнерского сотрудничества с семьей как субъектом образовательной и воспитательной деятельности;
-удовлетворенность родителей содержанием и результативностью музыкально-образовательной и воспитательной деятельности МАДОУ;
-разработка модели работы с родителями по привлечению их к участию в музыкальном образовательном процессе;
- распространение опыта среди коллег МАДОУ и других дошкольных образовательных учреждений, публикации в СМИ.
В проекте предложена диагностика удовлетворённости родителей проведенной работой и разработаны рекомендации самодиагностики музыкального руководителя по рефлексии полученного опыта по взаимодействию с родителями в рамках реализации проекта «Вовлечение родителей в музыкально-воспитательный процесс для повышения уровня общего музыкального развития детей в подготовительной к школе группе».
Предполагаемые риски:
1.Изменение контингента детей.
2.Отсутствие интереса и желания родителей участвовать в работе ДОУ.
3.Семьи социального риска.
Условия реализации проекта.
Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены «Уголки для родителей», где размещаются консультации по вопросам музыкального развития детей. В специальных папках-передвижках имеется подбор методических рекомендаций. Помимо традиционных форм взаимодействия ДОУ и семьи предлагаю использовать инновационные формы и методы, которые необходимо организовать и провести для решения задач проекта, а именно:
- групповые консультации, тесты, анкетирования на родительских собраниях;
- свободное посещение родителями непосредственно музыкально-образовательной деятельности;
- индивидуальные консультации, беседы, рекомендации;
- совместная культурно-досуговая деятельность;
- совместные тематические и музыкально-творческие мероприятия воспитанников и их родителей; музыкально-литературная гостиная.
- семейные музыкально-спортивные встречи.
Описание мероприятий включает указание цели, задач, сценарий/план мероприятия, целевой аудитории, временного формата, что позволяет определить механизм и выявить инструментарий включения родителей в образовательный процесс.
В описание проекта входит план-график мероприятий с указанием темы, даты проведения и формы организации деятельности (в виде таблицы); предложены критерии оценки эффективности проекта (количественные и качественные), а так же указаны предполагаемые риски и способы их преодоления.
Основная часть. Описание проекта.
Реализация проекта предусматривает проведение следующих мероприятий:
На подготовительном этапе проводится анкетирование родителей:
«Влияет ли включенность родителей в мероприятия, проводимые в детском саду, на формирование позитивного настроения у ребенка» на знание психологических особенностей детей подготовительной к школе группы. По результатам анкетирования определяются направления работы по взаимодействию с семьями воспитанников, выстраивается планирование.
1.Групповые консультации по вопросам музыкального воспитания детей (на родительских собраниях) - одна из самых распространенных в отечественной педагогике форм взаимодействия с родителями, подразумевающая коллективное обсуждение насущных психолого-педагогических, дисциплинарных, организационных и прочих вопросов, возникающих в процессе воспитания. Групповые консультации проводятся четыре раза в год.
Предлагаю консультацию музыкального руководителя на тему «Музыка как основа становления личности, здоровой в физическом, психическом и духовном смыслах». Проводится на первом в учебном году родительском собрании.
Цель консультации: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, вовлечь их в музыкально-образовательный процесс.
Задачи:
-выявить психологические особенности детей подготовительной к школе группы;
- побудить родителей проанализировать характер и творческие интересы своего ребёнка;
-выявить трудности и продумать способы их преодоления в процессе музыкальной деятельности.
В ходе собрания решаются вопросы планирования: свободное посещение родителями непосредственной музыкально-образовательной деятельности, проведение совместных творческих мероприятий детей и родителей. На первом в учебном году родительском собрании музыкальный руководитель сообщает родителям о возможности в любое время присутствовать на непосредственно музыкально-образовательной деятельности.
2.Свободное посещение НОД.
Эта форма работы подразумевает посещение родителями музыкальной НОД.
Цель: сформировать активную позицию родителей как участников музыкально-образовательного процесса; повысить психолого-педагогическую компетентность родителей.
Задачи: помочь родителям грамотно организовать дома условия для развития музыкального и творческого потенциала ребенка, объединить усилия для развития музыкальных способностей детей.
Родители присутствуют на непосредственной музыкально-образовательной деятельности, запоминают требования и рекомендации музыкального руководителя. При этом важно соблюдение тактичности и «невмешательства» в образовательный процесс. На НОД родитель лишь наблюдатель. Все интересующие его вопросы разбираются с музыкальным руководителем после. Эта форма работы на первый взгляд кажется пассивной и мало эффективной. Но только на первый взгляд. Участие родителей (хоть и молчаливое) в музыкальной непосредственно образовательной деятельности очень полезно и при системном и заинтересованном подходе приносит большую пользу.
Частота посещений музыкальной НОД зависит от многих факторов, а главное от индивидуальных особенностей и музыкальных способностей ребенка. В моей практике приветствуется еженедельное посещение.
3.Индивидуальные консультации. Беседы. Рекомендации.
Цель: психолого – педагогическое просвещение по запросам родителей, по конкретной выявленной или возникшей ситуации.
Индивидуальное консультирование родителей – одна из универсальных форм работы семьи и МАДОУ, особенно родителей подготовительной к школе группы. К сожалению, не все родители в силу занятости на производстве, в состоянии посещать НОД. Музыкальный руководитель должен отслеживать результаты развития музыкальных способностей каждого ребенка, знать, созданы ли необходимые условия для прослушивания хорошей музыки дома. Информировать родителей о проблемах и трудностях, предпринимать своевременные совместные с семьей усилия по их преодолению. Такая форма работы обеспечивает формирование качественно нового уровня партнерства семьи и МАДОУ. Проводить беседы, давать рекомендации можно в течение всего года дома, в группе, по телефону, через сайт ДОУ.
4.Совместная культурно-досуговая деятельность.
Цель: вовлечение родителей в жизнь группы.
Задачи: воспитание в детях любви и уважения к родителям. Формирование у дошкольников уверенности в себе и своих возможностях. Формирование активной позиции родителей, как участников образовательного процесса.
В реализацию разработанной системы культурно-досуговой деятельности положены основные принципы: принцип интеграции целей, задач, содержания, форм и методов обучения в организации культурно-досуговой деятельности; принцип календарно-тематического построения образовательного процесса, который реализуется на основе календаря «событий».
Праздники в детском саду не только оставляют эмоциональный след в сердце ребенка, но и обогащают его нравственным содержанием. Большинство родителей считают, что праздничные утренники вызывают у детей радостное настроение. Педагоги, по мнению родителей, своим участием, неравнодушием, умением заинтересовать, включить воспитанников и их родителей в игру, способны изменить самочувствие ребенка в положительную сторону. Исполнительская деятельность детей в сочетании с активным участием взрослых, сюрпризами и играми, вплетаясь в общую цепь эмоциональных впечатлений, делает праздник ярким событием в жизни ребенка и остается в памяти надолго. Для родителей это – уникальная возможность попасть в мир детства и в игре стать «равным» ребенку.
Проведение праздничных утренников и развлечений обеспечивают детям защиту, эмоциональный комфорт, развитие музыкальных способностей, проявление у родителей искренней заинтересованности к действиям ребенка, к его умению общаться со сверстниками. Это, несомненно, способствует сплочению семьи, доставляет положительные эмоции детям и взрослым.
5. Совместные музыкально-творческие мероприятия воспитанников и их родителей. Цель: создание условий, способствующих активному участию родителей в решении задач музыкального образования и воспитания.
Это одна из любимых и наиболее эффективных форм взаимодействия, так как создает ситуацию сотворчества и сотрудничества родителей и детей.
Из практического многообразия видов и форм работы с родителями наиболее эффективными являются активные формы взаимодействия, когда родители – не только зрители, но и участники встреч и мероприятий: концерты, музыкальные гостиные, творческие встречи, игровые программы, викторины, театрализованные действа и пр. Предлагаю следующие формы:
- «Мама, папа, я - музыкальная семья»- семейная игровая программа. Цель: способствовать укреплению семьи через совместную творческую деятельность. Задачи: способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия, развивать навыки выразительного исполнения детьми песен и стихов, побуждать детей и родителей к активному участию в различных видах музыкальной деятельности.
В мероприятии наряду с детьми-музыкантами, участвуют их родители. Каждая семья готовит концертный номер, рассказывает о своих музыкальных предпочтениях. Если родитель не связан с музыкой и не владеет игрой на инструменте, он может петь, иллюстрировать выступление своего ребенка стихами или прозой (мелодекламация), подыгрывать на шумовых инструментах.
- «В гостях у Домисольки» - музыкальная сказка. Цель: приобщение детей совместно с родителями к художественно-эстетической деятельности. Задачи: развивать творческие способности и творческую самостоятельность воспитанников подготовительной группы, развивать эмоционально-оценочное восприятие художественных образов, создать условия для свободного самовыражения каждого ребенка и его родителей.
В инсценировке музыкальной сказки участвуют дети, родители, педагоги; вместе создаются костюмы и декорации, разучиваются роли, песни, танцы и пр. - «У камелька» - музыкально-литературная викторина. Цель: выявление интеллектуальных и творческих способностей детей и их родителей. Задачи: развивать семейное творчество, чувство солидарности и здорового соперничества, способствовать объединению, активизации и раскрытию потенциала детского коллектива.
В викторине осуществляется интеграция разных художественных областей. Использование цифрового образовательного ресурса позволяет значительно разнообразить данное мероприятие.
- «Раз словечко, два словечко – будет песенка» - концертно-игровая программа, посвященная творчеству В.Шаинского, и чаепитие с активным участием родителей. Цель: формирование познавательного интереса к творчеству композитора В.Шаинского. Задачи: развивать музыкальную активность и творческие способности детей подготовительной группы, учить исполнять произведения в соответствии с замыслом композитора, воспитывать сценическую культуру выступающих, способствовать сплочению семьи через театрализацию и исполнение песен из мультфильмов.
Такие формы взаимодействия МАДОУ и семьи помогают сформировать правильное понимание игры в жизни ребенка как ведущего вида деятельности.
Во взаимодействии с родителями могут быть преодолены следующие проблемы: неуверенность, скованность, стеснительность некоторых детей при выступлениях на праздниках, снятие эмоциональной напряженности, что обеспечивает создание позитивного настроя, усиление конструктивного поведения, развитие уверенности детей в своих силах и возможностях, развитие творческого потенциала дошкольников. Показателями успешности взаимодействия с родителями являются самоуверенные выступления детей на конкурсах, мероприятиях различного уровня.
Привлечение родителей к творчеству детей в качестве слушателей, исполнителей, оформителей, изготовителей костюмов способствует развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя и ребенка. Проведение таких мероприятий требует длительной подготовки, большой предварительной работы, репетиций. Проводятся совместные творческие вечера раз в два месяца.
6. Семейные музыкально-спортивные встречи стали традиционными:
Цель: формирование импровизационно-творческого самовыражения воспитанников и их родителей.
«Мой папа – самый лучший», «Неразлучные друзья – мамочка и я». Ничто не заменит детям радость и гордость за своих родителей, которые играют вместе со всеми, и все видят, какие они добрые, умные и красивые. Яркая наглядность, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность – обязательные составляющие подобных мероприятий.
Заключительный этап.
Подведение итогов, анализ результатов, анкетирование семей, разработка модели работы с родителями по привлечению их к участию в образовательном процессе.
План реализации проекта:
Форма работы | Тема | Сроки |
Подготовительный этап: Анкетирование родителей в начале учебного года Групповая консультация. | «Влияет ли включенность родителей в мероприятия, проводимые в детском саду, на формирование позитивного настроения у ребенка». 1.«Музыка как основа становления личности, здоровой в физическом, психическом и духовном смыслах». | Сентябрь |
Основной этап: Посещение родителями музыкальной НОД | В соответствии с программой | В течение всего года. |
Индивидуальные консультации. | По запросам родителей. По конкретно выявленной или возникшей ситуации. | В течение всего года. |
Групповые консультации | 1.«Музыкальные игры с ребенком дома» 2. «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье» 3. «Поступаем в музыкальную школу» | Декабрь Март Май |
Культурно-досуговая деятельность. | «Осенний календарь», «Новогодняя сказка», «Картина для мамы», «Выпускной бал». | Согласно календарным датам. |
Совместные творческие мероприятия. | 1.»Мама, папа, я – музыкальная семья» - семейная игровая программа 2.Музыкальная сказка «В гостях у Домисольки». 3.»У камелька» - музыкально-литературная викторина. 4.«Раз словечко, два словечко – будет песенка» - концертно-игровая программа, посвященная творчеству В.Шаинского. | Октябрь. Декабрь. Январь Апрель |
Семейные музыкально-спортивные встречи | «Неразлучные друзья – мамочка и я» «Мой папа самый лучший» | Ноябрь Февраль |
Заключительный этап: Диагностика удовлетворенности родителей. Самодиагностика. | 1.Рефлексия – анализ качества организации музыкально-образовательного процесса по взаимодействию с семьями воспитанников. 2.Разработка модели сотрудничества музыкального руководителя и родителей воспитанников. 3.Разработка рекомендации самодиагностики музыкального руководителя по рефлексии полученного опыта по взаимодействию с родителями. | Май. |
Ресурсная база для организации проекта.
1.Наличие основной общеобразовательной программы «Из отрочества в детство» Т.Н. Дороновой дошкольного образования по освоению детьми образовательной области «Музыка», рекомендуемая стандартами образования.
2. Методическая литература, программно-методические материалы.
3. Предметно-развивающая среда музыкального зала:
- фортепиано, синтезатор, музыкальный центр,
- мультимедийная установка: экран, проектор, ноутбук для применения информационно-коммуникационных технологий;
- фонотека музыкально-подвижных игр
- видеофрагменты со сказочными героями.
- магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе;
- набор детских музыкальных инструментов: бубен, барабан, треугольник, металлофон, ксилофон, ложки, трещотки и др.;
- костюмы и атрибуты для игровых импровизаций;
Критерии оценки эффективности проекта:
Количество:
- родителей, вовлеченных в проект;
- детей, вовлеченных в проект;
- посещений непосредственной музыкально-образовательной деятельности;
- проведенных консультаций (групповых и индивидуальных);
- проведенных концертов и совместных творческих мероприятий;
- публикаций в СМИ.
Качество:
- повышения уровня музыкального образования у детей подготовительной к школе группы;
-повышения уровня родительской компетентности, психолого-педагогической культуры родителей;
-установления отношений партнерского сотрудничества с семьей как субъектом образовательной и воспитательной деятельности;
-удовлетворенность родителей содержанием и результативностью музыкально-образовательной и воспитательной раброты в МАДОУ.
Диагностика удовлетворённости родителей.
С целью изучения эффективности партнерства разработаны критерии:
- эмоциональная отзывчивость детей;
- активизация инициативы детей и родителей;
- импровизационно - творческое самовыражение детей и педагогов;
-проявление социально значимых качеств (творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание);
- сформированность основ праздничной культуры;
- эстетичность оформления «события».
При изучении качества эффективности работы используются методы наблюдения, включенного наблюдения, беседы и др.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
1. Распространение опыта среди коллег МАДОУ и других дошкольных образовательных учреждений, публикации в СМИ.
2. Адаптация данного опыта к работе с семьями детей младшего и среднего дошкольного возраста.
3. Размещение статей из опыта работы в научно-методических журналах. По своей доступности и эффективности данный педагогический опыт может быть использован другими образовательными учреждениями.
Заключение:
В ходе реализации проекта музыкальный руководитель анализирует результаты партнерства МАДОУ с семьями воспитанников с помощью предлагаемых критериев оценки эффективности (количественным и качественным); учитывает уровень удовлетворенности родителей; оценивает качество музыкального развития дошкольников в конце учебного года, проводит самодиагностику по рефлексии полученного опыта взаимодействия с родителями в рамках педагогического проекта «Вовлечение родителей в музыкально-воспитательный процесс для повышения уровня общего музыкального развития детей в подготовительной к школе группе».
Модель работы с родителями по привлечению их к участию в музыкально-образовательном процессе:
Участники
Список литературы:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2014 г. – №273-ФЗ.
2.Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года.
3. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики. – Екатеринбург, 1993
4. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М., 1981.
5. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Педагогика 2001.
6. Доронова Т.Н., Соловьева Е.А., Жичкина А.Е. и др. Дошкольные учреждения и семья – единое пространство развития. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
7. Евдокимова Е.С., Додокина Е.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья (методическое пособие). – М.: Синтез, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: "Возрастные особенности физического развития детей в подготовительной к школе группы".
в помощь воспитателям ДОУ...
Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе.Тема: «Воздух и вода»
Задачи: Образовательные: Учить детей самостоятельно проводить эксперименты на интересующие их темы. Расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь. Развивающие: Разв...
Методическая разработка НОД по социально-коммуникативному развитию детей в подготовительной к школе группе Разные люди живут на Земле (с презентацией)
Базовая образовательная область: социально-коммуникативное развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель: формировать...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной к школе группе Тема «Мы - сценаристы»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной к школе группеТема «Мы - сценаристы»...
Конспект ООД по направлению речевого развития детей в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «На поляне сказок»
Цель: совершенствование навыков связной речиЗадачи: Связная речь:1. Совершенствовать умения отвечать на вопросы.2. Закреплять навыки речевого этикета.3. Закреплять умение развернуто отвечать на в...
Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию детей в подготовительной к школе группе «Улыбка»
Желание ребёнка увидеть красоту природы и перенести увиденное в рисунках не пропадёт в том случае, если их родители проявляют интерес к окружающему, помогают увидеть различные картины природы.Природа ...
Педагогический проект "Моя малая Родина"по познавательно-речевому развитию детей в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Сформировать целостную личность – значит воспитать в ребенке дошкольного возраста потребность участвовать во всех делах на благо родного...