Как избежать школьных неудач
консультация по теме

Никитина Наталья Николаевна

Выступление на родительском собрании в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon О подготовке детей к школе100 КБ

Предварительный просмотр:

"Как избежать школьных неудач"

Консультация для родителей:

Первое условие

        Первое и самое главное условие для успешной учебы - это нормальная работа головного мозга. Во время обучения мозг образует сложные системы связей, которые помогают "удержать в голове" изучаемый материал. Мозг человека начинает развиваться еще в утробе матери и заканчивает свое формирование примерно к 20 годам. Развитие мозга происходит постепенно и неравномерно. Различные зоны мозга созревают в разное время. Формирование психических функций (память, внимание) происходит только при условии достаточного развития тех зон мозга, на основе которых эта функция формируется. О том, насколько правильно развивается мозг вашего ребенка, может установить только специалист: психолог, невропатолог, нейропсихолог. Поэтому необходимо регулярно навещать этих специалистов.

Второе условие

        Вторым важным условием является нормальное физическое развитие ребенка. А именно с физическим здоровьем сегодня связаны большие проблемы у маленьких детей. Так, по данным Министерства здравоохранения 80-90% первоклашек имеют те или иные отклонения физического характера, а 18-20% - имеют нарушения психического здоровья. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение.

        Все это приводит к увеличению числа детей, испытывающих трудности в обучении. А трудности в обучении приводят к отклонениям в поведении, к стрессам, и, в целом, не способствуют улучшению качества жизни.

        Трудности могут возникнуть и с самого начала обучения, и со второго полугодия, и в конце учебного года. Для таких детей темп и объем программы становятся чрезмерными. Такие дети, как правило, вместе с трудностями в обучении начинают испытывать эмоциональные трудности и проблемы в общении со сверстниками. У них возникает неуверенность в себе, понижается самооценка, повышается уровень школьной тревожности.

        У некоторых детей трудности в обучении могут привести к невротическим реакциям и уходу в болезнь как способа избавиться от посещения школы. Постоянная напряженность и стресс могут привести к возникновению проблем с желудочно-кишечным трактом, дыхательными путями, снижению иммунитета, а, стало быть, частым простудам и ангинам.

Третье условие

        И, наконец, еще одним очень важным условием успешного обучения является систематичность и последовательность занятий с ребенком, которые предшествуют школе.

        Для того, чтобы сформировалась какая-либо психическая функция, необходимо, чтобы были сформированы её предпосылки. Например, вербально-логическое мышление развивается только при условии сформированности у ребенка наглядно-образного мышления и достаточного уровня развития речи.

Ребенок при поступлении в школу не должен уметь читать, писать и считать, если конечно это не запрос школы-гимназии, в которую он поступает. В первую очередь у него должны быть достаточно сформированы и развиты внимание, память, восприятие, фонематический слух, способность производить анализ и синтез, моторика, пространственное восприятие, речь, произвольные виды деятельности. Это далеко не полный список того, что должен уметь ребенок, чтобы нормально учиться, но он не должен вас пугать.

        Знай своего ребёнка!

        Часто родители совершенно не имеют представления о развитии своего ребенка, хотя их не в коей мере нельзя обвинить в том, что они не заботятся о нем. Такие мамы очень хорошо знают, сколько у ребенка зубов, состояние его здоровья, что полезно ему и что нет, но совершенно не представляют о том, как ребенок развивается психически. Единственное на что чаще всего обращают внимание родители, все ли буквы ребенок выговаривает. Однако случается, что причина дефектов речи лежит гораздо глубже и проявляется не только в звукопроизношении, но в других областях общего психического развития, таких как гиперактивность, плохое внимания, неуклюжесть и т.д.

Очень важно, чтобы заботливые родители приводили своего ребенка на прием к психологу профилактически, как ходят к врачу-педиатру. Ежегодные "осмотры" психолога помогут получить полную информацию о психическом развитии ребенка и в случае необходимости его коррекции. В этом случае дети избегут трудностей обучения в школе.

 О требованиях

        Случается и другое: нормально развитый ребенок и даже опережающий некоторых сверстников с приходом в школу начинает плохо учиться. Причина может быть в том, что ребенок оказывается не готов к требованиям, которые ему предъявляет школьная жизнь. Это продолжительность урока, большое количество детей в классе, необходимость самостоятельно выполнять задание, контроль собственной деятельности, способность понять и удержать в памяти инструкцию учителя. Это особенно касается "домашних" детей, которые не ходили в детский сад. Школьные условия оказываются для них несколько шокирующими, и им трудно самостоятельно справиться с ситуацией.

        Дома мы редко предъявляем к ребенку требования, которые формировали бы у него те качества, на которых целиком и полностью построено школьное обучение.

        Совет психолога

        Вот несколько советов о том, как в домашних условиях сформировать у ребенка произвольные формы деятельности.

        Приучите вашего ребенка к выполнению режима дня, особенно если он не ходит в детский сад. Ребенок должен понимать, что есть время для игр, а есть для какого-то дела (например, для занятий). Очень хорошо, если он сам уже начнет контролировать выполнение режима дня и напоминать Вам, если Вы что-то забыли.

        Определите за вашим ребенком круг систематических обязанностей по дому, конечно с учетом его возраста. Ребенок вполне может принести из почтового ящика газету, выкинуть мусор, следить за тем, что бы у котенка всегда была налита водичка для питья. Важным моментом здесь является то, что бы ребенок не просто бы выполнял эти обязанности по дому под вашим контролем, а сам бы помнил об этом и выполнял без вашего контроля.

        Приучите ребенка следить за своим рабочим местом, игрушками, комнатой. Не вы должны убирать игрушки после игры, а сам ребенок. Конечно, сначала вместе с вами, особенно если играли вместе, затем самостоятельно, уже без вашего контроля.

        Давайте ребенку несложные поручения в устной форме. Например, принести из другой комнаты очки бабушке или тапочки папе. В зависимости от возраста инструкция может становиться сложнее: "Принеси мне красную книгу, которая лежит в спальне на кровати, под подушкой". Если ребенок успешно справляется с такими инструкциями, то из них можно убрать конкретную детализацию и давать в неопределенном виде: "Помнишь книгу, которую я читаю? Она, кажется, где-то в спальне, сходи поищи её". В данном случае ребенку надо будет проявить достаточный уровень смекалки, произвольности и способности планировать свою деятельность, чтобы выполнить её.

        Когда ребенок чем-то занимается - рисует, собирает конструктор или строит из кубиков - подойдите и поинтересуйтесь, что он делает, что будет потом, как он думает это сделать. Такой момент создает условие для рефлексии, оценки своей деятельности, создание программ деятельности и их выполнение.

        Особое пожелание к родителям. Когда будете следовать этим советам, не переусердствуйте, сделайте так, что бы это была для ребенка увлекательная игра, тогда ваша деятельность будет намного эффективней.

Как привыкнуть к детскому саду

консультация для родителей

 

        Как должны себя вести родители, отдавая ребенка в детский сад.

  Отдавая ребенка в детский сад, лучше всего заранее познакомиться с воспитателями и понять для себя – способны ли вы доверить сотрудникам детского сада своего ребенка. В первую очередь мама должна настроить себя - это самое главное, потому что адаптацию проходит не только ребенок, но и мама. Мама привыкла находиться постоянно с ребенком, а теперь у нее полностью изменяется день. С утра она приводит ребенка в детский сад и дальше, придя, домой она понимает, что «руки остались свободны», она начинает грустить, нервничать, и из-за этого часто начинает проявляться материнская ревность.

   Если родители не доверяют воспитателям, то в дальнейшем может получиться, что мама будет постоянно «искать» огрехи в работе коллектива детского сада. Поэтому надо четко решить: «Этим людям мы доверяем, и здесь нашему ребенку буде хорошо». В этом случае адаптация ребенка пройдет успешно. Если вы приняли решение ходить в детский сад, посещение должно быть регулярным, кроме, конечно же, тех дней, когда ребенок болеет.

Как не должны вести себя родители, отдавая ребенка в детский сад

   Материнская ревность – проблема, с которой чаще всего сталкиваются воспитатели в детских садах в отношениях «воспитатели - родители». Проблема, которая непосредственно может сказаться на адаптационном периоде. Допустим, в случае, если ребенок быстро проходит адаптацию, данная проблема имеет выраженную форму. Например: мама приходит к тихому часу, а ребенку не хочется идти домой, и тогда мама начинает биться в истерике: «Ах, ты меня не любишь! Ты по мне не скучал!» и т.д. При этом мама может начать задавать ребенку провокационные вопросы, например, «кто тебя обижал в детском саду?»

Если вы задаете вопрос, то ребенок должен дать на него ответ. Ребенок начинает думать, что, возможно, в саду могут обижать, значит, в саду будут обижать. И ребенок, даже если его никто не обижал, может сказать, что меня обижал тот и тот, потому что эту тему мама ему задала сама.

   Правильные вопросы, которые стоит задавать ребенку в адаптационный период, это «кто стал твоими друзьями?», «что вы делали?», «куда ходили?» и т.п. Подобные вопросы будут побуждать ребенка к позитивным мыслям.

   Лучше всего адаптируются и привыкают дети работающих мам, потому что мама вынуждена отдать ребенка в детский сад. Неработающая мама порой придумывает себе странности, которые отражаются на адаптационном периоде ребенок, и этап привыкания проходит  дольше и тяжелее.

Авторитет мамы и воспитателя

   Еще одна из наиболее частых проблем встречающихся на этапе адаптации ребенка в детском саду, это восприятие ребенком авторитета мамы и воспитателя.Приводя ребенка в детский сад, мама должна «убирать свой голос», так как в детском саду с ребенком разговаривает воспитатель. Например, ребенок заходит в группу здоровается, его принимает воспитатель: «Здравствуй Петенька, проходи…». Но тут мама говорит: «Помой ручки, причешись, потом ты пойдешь, покушаешь, а потом порисуешь». В то же время  воспитатель говорит ребенку – пойдем на занятия. Но у ребенка в голове засела мысль: «Как на занятии, если я еще не порисовал?!» Получается, что ребенок не воспринимает воспитателя, т.к. мама уже сказала, что делать и куда идти. В таком случае, ребенок никогда не привыкнет к воспитателю, он будет воспринимать только то, что сказала мама. В итоге ребенок начинает психовать, капризничать и разрываться между мамой и воспитателем. Поэтому, приходя в детский сад, мама становится «сторонним наблюдателем», передавая свое лидерство воспитателю.

   Бывает, что мамы, не могут остановиться в контроле над ребенком, постоянно руководя им, а ребенку уже пора учиться самостоятельно принимать решения. И он не будет оглядываться назад – как на него посмотрела мама. Если же ребенок будет постоянно чувствовать контроль, он заработает себе кучу комплексов, которые в дальнейшем будут мешать ему во взрослой жизни.

Чтобы ваш ребенок быстрее привык к детскому саду, старайтесь прислушиваться и выполнять рекомендации, которые вам дают воспитатели. Решайте проблемы вместе, не надо додумывать что-то, лучше поговорить с воспитателем и вместе найти выход из той или иной ситуации.

Как подготовить ребенка к режиму детского сада (и еще об этом здесь)

   Ребенка необходимо готовить к детскому саду заранее. Изменить ему режим, примерно за месяц, потихонечку, «не ломая» ребенка» и свою жизнь», постепенно, по 15-20 минут подводить к режиму детского сада. Надо заранее планировать, когда по времени будете приходить в детский сад, заранее приноровиться к тихому часу, спросить у воспитателей – какой режим в детском саду, какие особенности, и стараться уже дома выполнять все правила детского сада.

   Отдельное внимание уделите укладыванию спать. Не укладывайте ребенка спать с мамой, маме можно почитать сказку ребенку, побыть рядом, но стараться не гладить его, не трогать, что бы ребенок засыпал самостоятельно. Возможно, будет лучше укладывать ребенка спать с мягкой игрушкой, которую в будущем, если ребенок плохо засыпает, можно будет взять с собой в детский сад, и попросить воспитателя, чтобы эта игрушка «сопровождала» ребенка в кроватке. В обстановке детского сада, когда ребенок ложиться спать и видит высокий потолок и большие люстры все, это может вызывать у ребенка страх, а игрушка, которую вы принесете заранее из дома, «заменит» ему маму. Это очень хороший прием привыкания.

   Также важно перед тем, как идти в детский сад, отучить ребенка от подгузников, сосок, кормления грудью и, по возможности, научить ребенка пользоваться ложкой и кружкой.

   От подгузников лучше отучить ребенка до детского сада. Однако, если это еще не произошло, то можно (на усмотрение педагога, в каждом детском саду свои правила) предложить воспитателям, чтобы ребенку надевали подгузник на прогулку. Учитывая, что прогулки, как правила, 2,5 – 3 часа, а ребенок не в состоянии иногда выдержать это время, что бы не ходить в туалет, то часто воспитатели соглашаются, чтобы на прогулку на ребенка надевался подгузник. Главное, чтоб использование подгузника – была временная мера предосторожности.

   Детей постарше, приучая к садику, лучше приводить на прогулку, после завтрака, когда в группе прошли все занятия. Первое время ребенок ходит на прогулку и заходит в раздевалку не с утра с большим количеством взрослых людей, а с теми детьми, с которыми он будет дальше находиться в группе.

   На прогулке ребенка легче отвлечь и привлечь к какому-то виду деятельности. Мамочка в это время уходит, предварительно с утра предупредив ребенка, что он останется один. Ребеночек спокойно заходит в группу, садится, раздевается, кушает и потом, к назначенному времени приходит мама.

   На первый день обычно ребенку хватает самой прогулки, на второй день, если ребенок захотел пойти в группу он идет, затем – кушать. Если же ребенок не захотел кушать, не надо его обременять. И так дальше, время препровождения в садике удлиняется.

Как только педагог видит, что этот режимный момент ребенок прошел, следуем дальше. После обеда переодеваемся в пижаму, ложимся спать. Если в этот день ребенок лег в кровать и закапризничал, заплакал, педагог звонит маме. Вы идете домой, и там ложитесь спать. Все происходит поэтапно, не раня психику ребенка.

   За ребенком родителям лучше приходить в разное время, что бы ребенок не привык и не сидел и не ждал, что вот-вот должна придти мама. Хотя бы первое время, пока ребенок не привыкнет, приходите в разное время.

Привычки у детей уходят сами по себе – рано или поздно, дети замещают прежние привычки интересным и ярким, что есть в детском саду.

Что необходимо знать воспитателю детского сада о вашем ребенке

   О каждой проблеме, которая встречается в воспитании ребенка, необходимо сообщить воспитателям. Если есть какие-то отклонения в здоровье, были тяжелые роды, мама не должна ничего скрывать и рассказать все тем людям, которым она оставляет ребенка на целый день, тем близким для вашего ребенка людям, которые будут находиться с вашим ребенком в какой-то степени больше, чем сама мама.

   Если вы решили отлучить ребенка от груди, это не рекомендуется совмещать с адаптацией ребенка в детском саду, лучше, если это будет проходить в разное время. Или сначала отучаемся от груди, а потом идем в детский сад или мы привыкаем к детскому саду и потом уже, когда адаптация закончится, отлучаем от груди. Нельзя делать все одновременно. О том, что ребенок в это время получал грудь, а сейчас его отлучили, обязательно должен знать воспитатель. Воспитатель сам найдет метод, что бы отвлечь ребенка.

    Если ребенок плохо кушает об этом тоже необходимо рассказать воспитателю.

Бывает, что дети плохо жуют, особенно это заметно в младшем возрасте. Возможно, что родители не давали еще ребенку твердую пищу. Это значит, что, получив твердую пищу, ребенок начнет давиться, и у него вызывается рвотный рефлекс. Воспитатель не знает о том, что ребенок не получал твердую пищу, ребенка начинает рвать и начинается паника, как у ребенка, так и у воспитателя.

   Если у вашего ребенка есть такие привычки, как кусаться, щипаться, толкаться, вы об этом должны предупредить воспитателя. Если вы его предупредите, то этих конфликтов можно будет избежать. Опытный педагог всегда придумает, как можно отвлечь ребенка и что сделать, чтобы подобные привычки исчезли. Если подобная проблема остается у детей постарше, педагог может предложить обратиться к детскому психологу.

Самочувствие ребенка в период привыкания к детскому саду

   Как правило, приходя в детский сад и «принимая» все бактерии детского сада, у ребенка начинаются сопли. Обычно это все случается на первую - вторую неделю. Важно обратить внимание на природы сопелек. Если это обычный насморк, то можно ребенка не снимать с садика, подлечить, возможно, дать лекарство в детский сад, что бы воспитатель закапал (если это не запрещено правилами детского сада). Если поднялась температура, то, конечно, нужно оставить ребенка дома и вызвать врача.

Стараться находиться на больничном ровно столько, сколько вам сказал врач. Надо понимать, что, затянув нахождение на больничном, вам придется заново проходить адаптивный период

   Как вариант, ребенку можно заранее пропить укрепляющие средства, витамины, повышающие иммунитет вещества, но обязательно проконсультируйтесь по этому поводу с врачом.

   Во время адаптации можно использовать успокоительные средства. Потому что хождение в детский сад – это обязательно стресс у ребенка, не зависимо от того, видно это по его поведению или нет. Опять же по применению тех или иных препаратов проконсультируйтесь у специалиста.

   Постепенно организм ребенка научиться противостоять этим бактериям. Здесь уже многое зависит от родителей – смогут ли они помочь своему ребенку противостоять микроорганизмам или же по любому поводу будут выходить с ребенком на больничный. Очень часто случается так, что, приходя в садик, мамы говорят: «у нас на адаптацию три дня, потом я приду за ним в 18 часов». Любой воспитатель скажет: «да, конечно, приходите, этот ребенок никому не мешает – ни другим детям, ни воспитателям». Однако на психике ребенка подобный подход может вызвать переутомление и даже сильный иммунитет не сможет справиться с подобным стрессом. Поэтому не торопитесь оставлять ребенка на целый день в детском саду, дайте привыкнуть как ему самому, так и его организму. В период адаптации, в пятидневной неделе рекомендуют, если у вас есть возможность делать в среду выходной, что бы ребенок немного отдохнул.

Поведение ребенка в период привыкания к детскому саду

   Все дети разные по своему типу и поведению. Есть дети флегматики, сангвиники, бывают шустрые и бойкие, а бывают тихие и спокойные. Если ребенок дома очень шустрый, а, приходя в детский сад, садится на стульчик и тихо наблюдает за всем тем, что происходит вокруг, если воспитатель его не привлекает к какому-либо виду деятельности, он может так просидеть целый день на стульчике. Это не говорит о том, что ребенка надо тормошить, не надо начинать беспокоиться. Ребенок в это время находится с воспитателем, он привыкает к ее голосу, к ее темпу речи, к ее действиям, привыкает к обстановке в группе, к игрушкам, к детям. То есть он за всем этим следит и все откладывается у него в голове, в его мыслях, и возможно, что в скором времени он проявит интерес сам, к какому-либо виду деятельности.

   Ребенку постарше или, если ребенок уже разговаривает, важно заранее сказать, как зовут воспитателя, что бы он знал, как обращаться к воспитателю. Если ребенок знает, как подойти к людям, будучи коммуникабельным, он сможет заявить о своей проблеме и решить ее.

   Есть один замечательный метод, чтобы ребенок влился в коллектив. Ребенок приносит в детский сад, в свою группу угощение, для воспитателя и детей. Это может быть или печенье или конфеты, главное, что бы хватило всем детям. Если ребенок жадный, то это борьба с жадностью, если нет, то это толчок к общению с другими детьми. Угощение выкладывается на тарелочку, ребенок подходит к каждому и говорит (если он уже разговаривает, если нет, то просто молча): «я тебя угощаю, тебя как зовут?» Пускай ребенок не запомнит, как зовут всех, но это будет общение. Тем самым ребенок располагает к себе детей. Так же ребенок обращается к воспитателю: «Я вас угощаю» -  лишний повод обратиться к воспитателю. В дальнейшем ребенок не побоиться подойти к воспитателю и не сказать, что «я описался». Для ребенка это будет так же легко, как «я тебя угощаю».

Такое «угощение» делается один раз, поэтому не войдет в привычку. Если ребенок плохо входит в контакт, через месяц можно повторить.

Если ребенок каждое утро капризничает и доводит бедных родителей до истерик, значит, родители сами позволяют ребенку вести себя так. (еще об этом здесь)

   Стоит отметить, что в каждой проблеме ребенка, виноваты родители, исключая какие-то особенные физические отклонения в развитии. Все, что позволяет делать мама и папа, то ребенок и делает. К адаптации в детском саду такие педагогические казусы имеют непосредственное отношение. Как только ребенок понял, что мама сделает так, как он сказал, ребенок будет этим пользоваться. Он будет кричать, устраивать истерики настолько насколько она позволит ему это делать. Поэтому родителям в подобных ситуациях необходимо проявлять твердость, четкость и уверенность.

   Однако, если ребенок продолжает кричать, необходимо разобраться, что его не устраивает. Это может быть конфликт с педагогом (например, когда ребенок не любит тот или иной продукт, а воспитатель следит за тем, что бы ребенок все съел и был сыт), возможно, капризы ребенка – ответ на какие-либо неудобства которое испытывает ребенок (например, с туалетом). Одним словом, необходимо выяснить причину капризов и решить проблемы.

   Если капризы – проявление избалованности, мама должна поговорить с воспитателем. Педагог поможет найти  выход с этой ситуации. Не стесняйтесь разговаривать с педагогом.

Одежда в детский сад

   Прежде всего, пожелание всех педагогов ко всем родителям  –  какая бы ни была одежда, дорогая, дешевая, она должна быть чистой, проглаженной и аккуратно сложена в шкафчик.

   Одежды должно быть столько, сколько необходимо вашему ребенку, если он писается или недавно отучился от памперсов. Если мама знает, что ребенок может описаться, то она должна положить одежды больше. Около 15 комплектов, если ребенок писается, если ребенок не писается этих комплектов должно быть 3-5. Почему у ребенка, который не писается, должно быть все же несколько комплектов? Потому что ребенок, начав ходить в детский сад, испытывает массу эмоций, переживаний, он может описаться. Не стоит из-за этого переживать и бояться. Все пройдет тогда, когда ребенок привыкнет к детскому саду.

В детском саду дети учатся кушать самостоятельно, и чаще всего при этом не используются нагрудники, тем самым ребенка приучают к самостоятельности и аккуратности. Это является еще одной причиной того, что есть грязная одежда в шкафчике вашего ребенка в конце дня. Чистой одеждой вы притягиваете других детей и воспитателя к вашему ребенку.

Одежда должна быть удобной, легко снимаемой, носки и колготки после стирки должны быть расправлены. Носочки с широкой удобной резинкой. Одежду для ребенка рекомендуется подбирать «дышащей», избегать синтетики, особенно для деток, которые часто потеют и болеют. Если ребенок часто болеет, стоит под одежду надевать майку. Если жеребенок закаленный, то можно надеть одну футболку или платьице. Так же должны быть запасные маячки, футболочки, которые можно будет переодеть после прогулки, физкультуры или после сна.

   Когда ребенок еще только учится одеваться, лучше использовать бадлоны (облегающая кофта с воротом), а не рубашки. По началу не надевайте на ребенка в садик рубашки (из-за большого количества пуговичек), а так же брючки с ремешками (лишний повод описаться, что может войти в привычку).

   В зимнем комбинезоне ребенку должно быть удобно. Удобной должна быть и шапка, чтобы не надо было постоянно поправлять козырек и завязки. Прогулочная одежда обязательно соответствует размеру и быть удобной для надевания. Обувь – соответствует сезону. Хорошо, если обувь на «молнии» или на застежке-«липучке».

   В детсадовском шкафу необходим мешочек для грязного белья. Можно приучить к ребенку к тому, что бы у него был свой рюкзачок, куда вы складываете утром одежду в детский сад, а вечером в этот рюкзачок складывается его грязная одежда. И тогда ребенок быстро привыкнет к тому, что вечером из шкафчика надо унести грязную одежду.

   В шкафчике должны быть расчески, резинки. Особенно внимание к этим принадлежностям должны уделить внимание мамы девочек.

   Именно тогда, когда ребенок доверится воспитателям  и начинает к ним обращаться, когда ребенок целый день в детском саду, он перестал капризничать, стал хорошо кушать, когда он приходит домой и ведет себя адекватно, когда перестал болеть, нормализовался сон, можно считать, что адаптация подошла к концу.

Защита  прав ребёнка и правовое воспитание.

консультация для родителей

В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей.

        В Декларации впервые подчёркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите прав детей.

        Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка как составная часть защиты прав человека сложилась гораздо позже, т.е. только после провозглашения Организацией Объединённых Наций принципа уважения прав человека.

        Необходимость разработки мер по охране прав ребёнка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделения международной защиты прав детей в особое направление. Так был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который осуществляет международную защиту прав ребёнка по нескольким направлениям:

разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребёнка

создание специального контрольного органа по защите прав ребёнка

содействие приведению национального законодательства в соответствии с международными обязательствами

оказание международной помощи через Детский фонд ООН

        Наиболее результативной является нормотворческая деятельность ЮНИСЕФ по защите прав ребёнка. К основным международным документам, касающимися прав детей, относятся:

Декларация прав ребёнка (1959)

Конвенция ООН о правах ребёнка (1989)

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

        Декларация прав ребёнка является первым международным документов, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер.

        В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

особое внимание в декларации уделяется защите прав ребёнка. В ней указывается, что ребёнок должен своевременно получать помощь и быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

        Декларация является смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребёнка.

        Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребёнок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

        Конвенция о правах ребёнка состоит из преамбулы и пятидесяти четырёх статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

        Конвенция признаёт за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:

— воспитание

— развитие

— защиту

— активное участие в жизни общества.

        

Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

        Основные, естественные права ребёнка в Конвенции, по сути, повторяют основные права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Так, государства-участники уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии (ст.14, п.1); ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение: это право включать свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме (ст.13, п.1); государства-участники признают право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного и социального развития (ст.27, п.1).

        Часть положений Конвенции о правах ребёнка более специфична. Так, государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке (ст.19, п.1); признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст.31. п.1); признают право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32, п.1).

        В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребёнка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребёнка (ст.27, п.2).

        Отдельно хотелось бы отметить выдвигаемые Конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в статье 29 отмечается, что образование ребёнка должно быть направлено на:

развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;

воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашённым в Уставе Организации Объединённых Наций;

воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличной от его собственной;

подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

воспитание уважения к окружающей природе.

        И, наконец, согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст.42).

        Конвенция о правах ребёнка признана во всём мире документом международного права и является образцом высокого социально-нравственного и педагогического значения.

        Значение этого международного документа состоит ещё и в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля — Комитет по правам ребёнка, который уполномочен раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

То ли друзья, то ли враги телевизор и компьютер.

Консультация для родителей

 

Когда-то, очень давно, когда телевизоры только входили в наши дома, умные взрослые поднимали вопрос: что даёт детям телевизор и что у них отбирает. И всё зависит от того как им пользоваться. А точнее - как взрослые позволяют им пользоваться своим детям.

А теперь заменим слово « телевизор» на «компьютер». И что? И получается очень похожая картина.

Кто- то «подсел» на телевизор, а кто-то нет. И кто-то испортил зрение. А большинству нынешних мам и пап жизнь телевизор совсем не испортил. И от нас с вами, нынешних родителей, вы первую очередь зависит, что вынесут наши дети из своего детства. И как повлияют на них новейшие увлечения.

Оттащить ребёнка от компьютера/телевизора/видеоприставки не так уж и трудно. Уж тут-то всё в ваших руках: лёгкое движение пальца — и экран погаснет. Но не получается. Думается, на то есть две причины: первая — сами вечера без телевизора не представляем; вторая — это удобно: сидит детка, никому не мешает. А что у детки в голове отложится - это другой вопрос.

Так как же оттащить ребёнка от розетки и не стать ему лютым врагом?

Самое умное, что может сделать родитель перед тем, как «запрещать и не пускать», - это вернуть себе детский настрой.

Попытайтесь встать на точку зрения ребёнка и его глазами на это самое посмотреть. А потом выработайте стратегию и тактику своего поведения. Ваша твёрдая позиция — главное условие. Заранее (до игры) вы определяете рамки: сколько можно играть и почему. Предупреждаете об этом ребёнка. И — не поддаётесь ни на какие уговоры.

Отрепетируйте «Тактику автоответчика». На все ребячьи вопли «можно...чуть-чуть...пожалуйста...» твердите одно и то же: «Я тебя понимаю...но…твоё время истекло…нет».

Часы - напоминалка. Можно даже фломастером или цветным мелком отмечать «вживую» время, когда игра должна закончится. Прямо на часах помечайте нужную цифру. Если часы электронные — ставите их на компьютерный стол, а рядом листок, на котором написано кратко: 15.30. Если механический будильник завести на нужное время.

Срочно займитесь каким-то несложным делом. И если ребёнок уж очень начнёт доставать, честно скажите: «Видишь, я занята, решим этот вопрос попозже. А пока присоединяйся, помоги мне...» Таким незатейливым способом вы «переключите» его мысли. Ребёнок или займётся, или сбежит, что в данной ситуации тоже неплохо.

Установите чёткий распорядок. График игры — отдыха. И, не споря и ничего не доказывая, как только ребёнок начнёт канючить, просто укажите на него рукой. Вам может показаться, что это слишком хлопотно, и так дел полно, вздохнуть некогда, а тут ещё.... Но подумайте: самое главное в характере и поведении ребёнка закладывается сейчас — в первые 5 лет. Та основа, которая будет определять всю его дальнейшую жизнь.

Допустимые нормы времени по работе ребёнка с компьютером:

Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей:

5 лет не должна превышать 10 минут

6-7 лет не больше 15 минут.

Имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесённых заболеваний в течении 2 недель продолжительность работы на компьютере должна быть сокращена для детей

5 лет - до 7 минут

6 лет — до 10 минут

Ребёнок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей педагога- психолога. Родительское программирование на неудачу

Любые родители, находясь в здравом уме и твердой памяти, желают своему ребенку добра. Исходя из самых лучших побуждений, стараясь предостеречь любимое чадо от жизненных невзгод, они периодически...

"как избежать школьных проблем?"

беседа с родителями о готовности их детей к школе. материал состоит из нескольких пунктов: вступительной беседы, игры-тренинга, теста......

Родительское программирование ребенка на неудачу 30.05.16

обычные слова. обычные ответы на вопросы детей могут сделать наших детей неудачниками, неуспешными людьми....

Успехи и неудачи в работе по овладению обучающимися устной речью.

Взрослые не уделяют должного внимания речевому развитию в силу различных  обстоятельств ( в силу своей педагогической непросвещенности и др.) Большинство родителей не знают, что речь сопровождает...

Консультация для родителей на тему: «Плохо говорю – плохо учусь. Как избежать школьных проблем»

Консультация для родителей.  Самый благоприятный возраст для коррекции речевых проблем – это дошкольное детство!...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ или 7 способов избежать школьных проблем

1.     Родители должны быть готовы к тому, что учитель будет относиться к их любимому чаду не так, как хотелось бы. Лучше всего познакомиться с учителем заранее. Рекомендуется не п...