Консультация для родителей педагога- психолога. Родительское программирование на неудачу
статья по теме
Любые родители, находясь в здравом уме и твердой памяти, желают своему ребенку добра. Исходя из самых лучших побуждений, стараясь предостеречь любимое чадо от жизненных невзгод, они периодически наставляют его на путь истинный. В каждой семье для этого используют те или иные излюбленные воспитательные призывы, и везде — свои. Зачастую, именно эти, многократно повторяемые родительские внушения программируют всю нашу дальнейшую жизнь. И иногда — сильно ее осложняют. Мы же, в свою очередь, прочно усвоив родительские заветы, можем вольно или невольно передавать их по наследству своим подрастающим детям. Психологи назвали это явление родительские директивы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_programmirovanie_na_neudachu.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей педагога- психолога.
Родительское программирование на неудачу
Хотели как лучше, а получилось…
Любые родители, находясь в здравом уме и твердой памяти, желают своему ребенку добра. Исходя из самых лучших побуждений, стараясь предостеречь любимое чадо от жизненных невзгод, они периодически наставляют его на путь истинный. В каждой семье для этого используют те или иные излюбленные воспитательные призывы, и везде — свои. Зачастую, именно эти, многократно повторяемые родительские внушения программируют всю нашу дальнейшую жизнь. И иногда — сильно ее осложняют. Мы же, в свою очередь, прочно усвоив родительские заветы, можем вольно или невольно передавать их по наследству своим подрастающим детям. Психологи назвали это явление родительские директивы.
Директива первая: "Не живи!"
"Мне не нужна такая плохая девочка!", "Как же я от тебя устала…", "Да что б ты сквозь землю провалился, несносный мальчишка!". Эти и подобные слова, необдуманно бросаемые родителями в адрес ребенка, могут привести к усвоению им страшной директивы "Не живи!". Способствуют этому и бесконечно повторяющиеся рассказы матери о том, как много сил на воспитание сына или дочери ей приходится тратить, сколькими вещами она вынуждена была пожертвовать, от чего, ради рождения или благополучия ребенка, должна была отказаться: "Если бы не ты, я бы окончила институт…" Регулярно слыша подобное, маленький человек решает, что именно он — источник всех родительских проблем, разрушитель их надежд и вообще — явно лишний на этом свете. Становясь взрослыми, носители директивы "Не живи" прибегают к всевозможным способам саморазрушения. Это может быть пристрастие к алкоголю, наркотикам, выбор криминальной стези. Именно они, ощущая себя бесполезными, никому не нужными, недостойными любви, чаще других задумываются о самоубийстве.
Директива вторая: "Не делай!"
"Не бегай — упадешь!", "Не открывай окно — простудишься!", "Не играй в футбол — вспотеешь!". Подобные предостережения слышали по сто раз на дню обладатели этой директивы от своих сверхопекающих и тревожных родителей. Предписание "Не делай!" часто подразумевает: "Не делай без меня, ведь я лучше знаю как!" В результате давным-давно выросшие из "коротких штанишек" люди продолжают испытывать колоссальные трудности с принятием самостоятельных решений. С молоком матери впитавшие девиз "семь раз отмерь, один — отрежь!" они многократно "отмеряют", но в результате не "отрезают" ни разу. Им свойственно откладывать "в долгий ящик" даже самые незатейливые дела вроде покупки новых ботинок или похода в кино, что уж говорить о принятии таких судьбоносных решений, как женитьба или смена места работы.
Директива третья: "Не верь!"
"Верить никому нельзя. Мне — можно!" — говорил персонаж известного фильма. Примерно такое внушение получают от своих родителей носители этой директивы. Становясь взрослыми, они с большим трудом устанавливают близкие, доверительные отношения с людьми, особенно — с представителями противоположного пола. Нередко, единственным человеком, достойным доверия, для них на всю жизнь остается мама или папа. Остальных же, опасаясь предательства, они не спешат "пускать к себе в душу", ограничиваясь лишь поверхностными, эмоционально не окрашенными контактами. В деловых, профессиональных отношениях носители директивы "Не верь!" тоже постоянно ждут обмана и подвоха, подозревая партнеров в нечестности, опасаясь, что окружающие только тем и занимаются, что строят против них тайные козни.
Директива четвертая: "Не будь ребенком!"
Эта директива хорошо знакома старшим детям в семье. Едва став счастливыми обладателями младшего братика или сестренки, они тут же узнавали, что теперь уже "совсем взрослые" и поэтому должны: уступать, помогать, делиться и во всем подавать пример подрастающему поколению Зачастую, вырастая в гиперответственных взрослых, они испытывают специфические трудности: с трудом расслабляются, привычно отказывают себе в удовольствиях, подавляют свои "детские" желания и потребности, а если даже и идут на поводу у своих маленьких слабостей, долго потом чувствуют себя виноватыми.
Директива пятая: "Не взрослей"
Часто этот запрет налагается на младших или единственных детей. Ситуация усугубляется, если родители усматривают свою ценность лишь в том, чтобы быть хорошим отцом или матерью. Нереализованная профессионально, не имеющая особых интересов вне семьи мама, опасаясь остаться не у дел, может вольно или невольно внушать своему ребенку: "Не торопись становиться взрослым". Получив такую установку, человек может слишком задержаться в детстве, навсегда оставшись "маленьким". Ему бывает непросто создать собственную семью, — влюбляясь в кого-то, он чувствует себя, чуть ли не предателем по отношению к родителям, бесконечно "оглядывается" на них, прежде чем сделать тот или иной шаг, не стремится к психологической или финансовой независимости.
Освободиться от заклятья
Однако каждый из нас имеет полное право изменить принятые нами в детстве бессознательные решения, сделать собственный выбор, свободный от родительских программ, пойти своим путем. А еще — предоставить возможность выбора своего пути нашим детям, помочь им изжить директивы, нами же данные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей педагога - психолога Катютиной Людмилы Александровны на тему: "Психологическая характеристика детей пятого года жизни"
В материале раскрываются психологические особенности детей пятого года жизни. Раскрывается социальная ситуация развития ребенка среднего дошкольного возраста, особенности игровой деятельности. Развити...
Родительское программирование на неудачу
Данная консультация знакомит родителей детей дошкольного возраста с основными родительскими установками, которые программируют детей на неудачу в жизни....
Консультация для родителей педагога-психолога на тему: "Как научить ребенка одеваться без посторонней помощи".
Актуальная информация для родителей детей, которые впервые прийдут в детский сад. Как поэтапно приучить ребенка одеваться самостоятельно....
Консультации для родителей педагога - психолога
Давайте попробуем самоопределиться в отношениях родителей с педагогами.Самое важное для Вас, родителей – достичь взаимопонимания с педагогом, ведь теперь ваш малыш большую часть времени бу...
Консультации педагога-психолога "Родительский гнев"
Родительский гнев Мы уверены, что его причина – поведение ребенка.Но на самом деле причина в нас самих.Родители часто признаются, что самое трудное в общении с детьми – сдерживать сво...
Консультации для родителей педагога-психолога
Консультации-рекомендации для родителей (законных представителей), которые помогут родителям в воспитании детей....
Консультация для родителей педагога-психолога "Как преодолеть застенчивость ребенка"
Цель: расширить предстааление родителей о способах и методах преодоления застенчивости у детей...