Дизартрия
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации.
Названные нарушения проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.
Причинами дизартрии являются органические поражения центральной нервной системы в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребёнка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это внутриутробные поражения, являющиеся результатом острых, хронических инфекций, кислородной недостаточности (гипоксии), интоксикации, токсикоза беременности и ряда других факторов, которые создают условия для возникновения родовой травмы. В значительном числе таких случаев при родах у ребёнка возникает асфиксия или ребёнок рождается недоношенным.
Причиной дизартрии может быть несовместимость по резус-фактору. Несколько реже дизартрия возникает под воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребёнка.
Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики, нуждаются в различных приёмах логопедического воздействия и в разной степени поддаются коррекции.
Как уже отмечалось выше, непосредственным результатом поражения артикуляционного аппарата являются трудности произношения, которые приводят к недостаточно чёткому восприятию речи на слух. Общее речевое развитие детей с грубыми расстройствами артикуляции протекает своеобразно. Позднее начало речи, ограниченный речевой опыт, грубые дефекты произношения приводят к недостаточному накоплению словаря и отклонениям в развитии грамматического строя речи. Большинство детей с расстройствами артикуляции имеют отклонения в словарном запасе, не знают обиходных слов, часто смешивают слова, ориентируясь на сходство по звуковому составу, ситуацию и т.д.
Уровень освоения лексики зависит не только от степени нарушения звукопроизносительной стороны речи, но и от интеллектуальных возможностей ребёнка, социального опыта, среды, в которой он воспитывается.
Нарушение моторики артикуляционного аппарата приводит к неправильному развитию восприятия речевых звуков. Отклонения в слуховом восприятии, вызванные недостаточным артикуляционным опытом, отсутствие чёткого кинестетического образа звука приводят к заметным трудностям при овладении звуковым анализом. В зависимости от степени речедвигательного нарушения наблюдаются различно выраженные затруднения в звуковом анализе.
Дети с более сохранившимся произношением допускают меньше ошибок. Уровень владения звуковым анализом у подавляющего большинства детей-дизартриков является недостаточным для усвоения грамоты. Особенно ярко отклонения в звуковом анализе проявляются во время слухового диктанта. Наибольшее количество ошибок у детей, страдающих дизартрией, приходится на замены букв. Характерными являются случаи нарушения слоговой структуры слова.
Кроме того, в письме детей-дизартриков распространены такие ошибки, как неправильное употребление предлогов, неверные синтаксические связи слов в предложении. Как и вообще для детей с общим недоразвитием речи для них характерно недостаточное владение грамматическими средствами языка.
Самостоятельное письмо таких детей отличается бедным составом предложений, их неправильным построением, пропусками членов предложения и служебных слов. Некоторым детям совершенно недоступны даже небольшие по объёму изложения.
Чтение детей-дизартриков обычно крайне затруднено за счёт малоподвижности артикуляционного аппарата, трудностей в переключении от одного звука к другому. Большей частью оно послоговое, интонационно не окрашено. Понимание прочитанного текста недостаточное.
Данные особенности речевого развития детей с дизартрией показывают, что они нуждаются в систематическом специальном обучении, направленном на преодоление дефектов звуковой стороны речи, развитие лексического запаса и грамматического строя речи, исправления нарушений письма и чтения. Такие коррекционные задачи решаются в специальной школе для детей с нарушениями речи. Дети дошкольного возраста с дизартрией нуждаются в целенаправленных логопедических занятиях по формированию фонетического и лексико-грамматического строя речи. Проводятся такие занятия в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи.
В процессе систематических и в большинстве случаев длительных занятий осуществляются постепенная нормализация моторики артикуляционного аппарата, развитие артикуляционных движений, формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе, преодолении монотонии и нарушений темпа речи; полноценное развитие фонематического восприятия; формируются предпосылки для овладения навыками устной и письменной речи.
Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей №75»
Консультация для родителей
ДИЗАРТРИЯ У ДЕТЕЙ
Подготовила:
учитель-логопед МБ ДОУ № 75
Спиридонова О.Е.
г. Нижнекамск
Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей №75»
Консультация для родителей
РОЛЬ СЕМЬИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ
Подготовила:
учитель-логопед МБ ДОУ № 75
Спиридонова О.Е.
г. Нижнекамск
ЗАИКАНИЕ – один из наиболее тяжёлых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.
Успех в преодолении заикания у детей в большей степени зависит от помощи родителей, которые под руководством логопеда должны организовывать и проводить общий и речевой режим ребёнка, закаливающие и общеукрепляющие процедуры, а также выполнять все его советы и назначения.
Заикающиеся дети очень подвижны и возбудимы, поэтому родители часто не могут организовать их дневной сон. Следует помнить, что продолжительный сон – 10-11 часов ночью и не менее 2-х часов днём для заикающихся дошкольников должен быть обязательным, так как он укрепляет нервную систему детей и подготавливает их для активной работы на занятиях.
На занятиях под руководством логопеда дети говорят без пауз и запинок. Необходимо, чтобы в остальное время эти навыки сохранялись и поддерживались. Поэтому родители должны следить за речью детей. Они должны стараться ограничивать все разговоры детей, не задавать им вопросов, не заставлять повторять плохо (с заиканием) сказанные слова. Если ребёнок начинает говорить с заиканием, следует тут же прийти ему на помощь, договорив за него слово или фразу.
Нельзя допускать, чтобы при ребёнке говорили о его заикании, демонстрировали его дефект другим лицам.
Своим личным примером родители должны приучать ребёнка говорить не торопясь, негромко, выразительно.
Дома для ребёнка необходимо создать спокойную обстановку. На протяжении года не следует принимать в присутствии ребёнка гостей и его водить в гости. Это возбуждает ребёнка, провоцирует его плохую речь.
После устранения заикания хорошо увезти ребёнка на несколько месяцев из города в какое-нибудь тихое место. Большую часть времени он должен проводить с кем-то одним из взрослых, наиболее спокойным, ласковым, выдержанным. Лучше, чтобы в это время ребёнок дружил с одним товарищем, уравновешенным по характеру, желательно младшим по возрасту.
Не следует перегревать ребёнка на солнце, допускать перевозбуждения в играх.
Соблюдение этих условий закрепит полученные навыки нормальной речи и не даст возможности возникнуть рецидиву при каких-либо неблагоприятных условиях.
Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей №75»
Консультация для родителей
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ
Подготовила:
учитель-логопед МБ ДОУ № 75
Спиридонова О.Е.
г. Нижнекамск
ЗАИКАНИЕ – один из наиболее тяжёлых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.
Для того, чтобы уберечь ребёнка от заикания, необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых.
Речь окружающих должна быть неторопливой, плавной, правильной и отчётливой. Правильная речь взрослых вызовет такую же правильную, неторопливую речь и у ребёнка. Ребёнок должен говорить, достаточно широко раскрывая рот, не очень громко, не крикливо, не спеша. Вредно говорить на вдохе, захлёбываясь и задыхаясь.
Нельзя допускать у детей ускоренной речи. Ранняя, слишком торопливая речь ребёнка часто свидетельствует о повышенной возбудимости, ослабленности его нервной системы. Впоследствии она может привести к заиканию.
Заикание может возникнуть и по подражанию. Постоянно общаясь со взрослыми или сверстниками, страдающими заиканием, ребёнок начинает воспроизводить те же запинки в собственной речи. Поэтому следует ограждать малыша от контактов с заикающимися.
Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. У детей нервная система находится ещё в стадии развития, она очень хрупка и не выдерживает сильных перегрузок. Поэтому с первых дней жизни ребёнка необходимо проявлять о ней особую заботу: оберегать малыша от психических и физических травм, бурных проявлений гнева или радости, от пребывания среди нервных, беспокойных детей и взрослых.
Отрицательно сказывается на состоянии речи детей и неблагоприятная обстановка в семье. Скандалы и конфликты между взрослыми, запугивание ребёнка, побои, чрезмерно строгие наказания, частые одёргивания у нервных и впечатлительных детей могут вызывать заикание.
Нельзя слишком перегружать речь ребёнка, форсировать её без учёта возрастных возможностей, стремясь к преждевременному развитию. Необходимо помнить, что в младшем дошкольном возрасте речевые возможности ребёнка ограничены: у него не развито ещё в достаточной степени произношение, беден словарный запас, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка. А взрослые порой требуют от малыша слишком много, заставляя его произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, заучивать слишком много стихотворений, сложных по содержанию и форме.
Следует учитывать, что правильно выговаривать все звуки речи ребёнок сможет только после четырёх лет, когда разовьётся и окрепнет его артикуляционный аппарат. А до тех пор нельзя заставлять его произносить отдельные слова и фразы, трудные и в звуковом, и в смысловом отношении. В противном случае возникает несоответствие между недостаточно развитым речевым аппаратом и чрезмерно речевой нагрузкой. Кроме того, это перегружает нервную систему малыша, истощает его речевые возможности, утомляет речевые механизмы и нередко приводит к заиканию.
Не менее вредна для ребёнка и другая крайность, когда взрослые в семье не читают ему, не просят пересказать прочитанное, не разучивают с ним стихотворений, очень мало разговаривают и не поправляют его, когда он говорит неверно. В таких случаях ребёнок заметно отстаёт в своём речевом развитии. При этом его мыслительные способности превышают речевые возможности. У малыша не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения собственных мыслей. В результате в момент высказывания в речи ребёнка появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые в дальнейшем могут перейти в стойкое заикание.
Не следует перегружать малышей и избыточными впечатлениями, которые вызывают у них эмоциональное перенапряжение. К сожалению, некоторые родители, бабушки, дедушки часто водят детей в цирк, кино, театр, разрешают подолгу смотреть телевизор. Между тем, посещение кинотеатров ребёнку дошкольного возраста не рекомендуется вообще. Во-первых, потому что специальных художественных фильмов для детей такого возраста почти нет, во-вторых, сеанс в полтора часа очень утомителен для малышей.
Возбуждённый и переутомлённый, перегруженный впечатлениями после посещений кинотеатра, театра, цирка, ребёнок не может удержаться от расспросов, высказываний. При этом он глотает звуки, слоги, запинается, повторяет звуки и слова, перескакивает с одной мысли на другую, говорит торопливо. В его речи появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в заикание.
Выше сказанное отнюдь не означает, что нужно полностью исключить посещения театра, цирка. Но делать это нужно очень осторожно, заранее знакомясь с содержанием пьесы, постоянно помня о возрастных возможностях ребёнка, о впечатлительности малыша, о ранимости его нервной системы.
Иногда заикание появляется у детей в результате чувства страха. Однако взрослому не всегда удаётся вовремя заметить скрытую тревогу, беспокойство малыша и тем более разгадать их причину. Помочь этому может наблюдение за поведением ребёнка. Нельзя оставлять без внимания случаи, когда малыш боится спать один в комнате, пугается темноты, не остаётся один в помещении. Выяснив причину страха, надо постараться или устранить её (например, оставлять в спальне ночник, пока ребёнок не заснёт, не рассказывать на ночь страшных сказок, волнующих историй), или показать ребёнку, что в том, что он считает таинственным и страшным, на самом деле ничего нет таинственного и страшного.
Ирония, насмешка, равно как и выговоры и наказание, в таком случае не помогут, а, наоборот, ещё больше усилят чувство страха. Осторожно, тактично и бережно нужно приучать ребёнка преодолевать свой страх. Малыш боится оставаться один в комнате – обойдите вместе с ним все углы, загляните под диван, другую мебель, покажите, что там никого нет и бояться некого. При стойких страхах обратитесь за помощью к психологу.
Особого внимания требуют дети, которые лучше владеют левой рукой, чем правой. Нередки случаи, когда от того, что этих детей насильственно заставляют всё делать правой рукой, у них возникает заикание. Если у ребёнка-левши существует предрасположенность к заиканию: нервная возбудимость, ускоренная речь, неоправданные повторения звуков в момент речи, речь на вдохе, - переучивать его вообще нельзя.
Если заикание всё же возникло или вы стали замечать в речи ребёнка запинки, повторы отдельных слогов или слов, необходимо СРОЧНО проконсультироваться у логопеда или психоневролога.
ПОМНИТЕ!
Только соблюдение вышеперечисленных условий, внимательное отношение к речи и здоровью нервной системы ребёнка помогут предупредить заикание.
Только своевременное обращение к специалистам поможет остановить и предупредить рецидивы заикания.
ЗАИКАНИЕ ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ, чем его исправить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
речевая карта при дизартрии, при стертой дизартрии
бланки речевой карты при обследовании дизартрии, при обследовании стертой дизартрии...
Дизартрия. Формы дизартрии.
Что такое дизартрия? Формы дизартрии. Система логопедической помощи при дизартрии. Консультативная помощь родителям и педагогам....
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
Конспект коррекционного занятия лексическая тема «Космос» с детьми подготовительной к школе группы (диагноз: ТНР:ОНР – III ур.р.р., дизартрия; ФФНР, дизартрия) (с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий)
Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме «Космос».Цели:Коррекционно-образовательные· ...
Дизартрия. Стертая дизартрия.
Даннай материал предназначен для учителей - логопедов....
Дизартрия , как наиболее часто встречающееся нарушение. Логопед поликлиники о работе с детьми, страдающими дизартрией в разных фомах ее проявления.
Дизартрия - что это такое? Дизартрия у детей: виды, причины, симптомы. Одной из причин частого посещения логопеда поликлиники могут стать недостатки в произношении ребенка, которые отчасти напом...