«Фольклорные праздники как средство духовно-нравственного воспитания в семье».
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Антипова Валерия Анатольевна

Народная культура - одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Фольклорные праздники как средство духовно-нравственного воспитания в семье».

«Детство – важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая,

яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

И от того, как прошло детство,

кто вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира

– от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш»

В. А. Сухомлинский

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило ее. Обряды, сельскохозяйственные работы были приурочены к определенным дням и находились под покровительством христианских святых. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Только бабушки в деревнях помнят, какими словами приманить весну, как зайти в новый дом.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связанно с народной культурой: русские народные праздники, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы, устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки в народных праздниках заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.

С первых лет жизни ребенка, приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Прошлое, настоящие и будущие связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа.

Праздник – это состояние детской души, без него окружающий мир становится серыми не интересным. Поэтому на смену старым праздникам приходят исконно русские, народные, которые можно встречать и отмечать не только в детском саду, но и дома.

Большой любовью в народе пользуются следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица.

Сразу после Новогодней елки родители могут рассказать детям о Рождественских праздниках на Руси, о святочных вечерах. Дети узнают, что в эти дни маленькие девочки и мальчики ходили по домам и пели песни-колядки, в которых славили хозяев и желали им здоровья, богатства. Можно сделать звезду с фонариком и выучить колядку:

Слава дому сему,

Слава дому моему!

Мира, счастья мы желаем

И хозяев восхваляем!

Много лет, здоровья вам!

И большим и малышам!

Следующий большой праздник — масленица. На Руси она начинается за восемь дней до Великого поста, после вселенской субботы. Масленицу отмечают семь дней. Пекут блины, приглашают гостей, сами ходят в гости. Отсюда и поговорка: «Не житье, а масленица».

Масленичным веселым обрядам издревле приписывалась магическая сила. По древнему календарю масленица—рубеж старого и нового года, начало весны.

Желательно познакомить детей с названиями дней масленичной недели, так как каждый из них имеет свое назначение:

Первый день - встреча.

Второй - заигрыш, в этот день все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. С этого дня начинались игрища и потехи. Поездки на лошадях.

Третий - лакомка, с этого дня в деревне начинали кататься на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

Четвертый - разгуляй, в этот день было больше всего развлечений: устраивались скачки, кулачные бои и борьба. Строили снежные крепости и брали их боем. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Пятый - тещины вечерки, в этот день зятья угощали своих тещ блинами.

Шестой - золовкины посиделки, в это день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением.

Седьмой - прощенный день, это были проводы масленицы. В этот день сжигали чучело зимы, пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай.

В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: «Прости меня, пожалуйста». «Бог простит»,- отвечали на это. Так заканчивалась Масленица.

Праздник - Троица, он соединяет весну с летом. Символом праздника является березка, поэтому основная его часть ей и посвящается. Дома родители тоже могут устроить праздник вместе с детьми поиграть спеть песни о березке, а в завершении устроить домашний кукольный театр.

Так, впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа. В них формируются такие качества, как любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям своего края.

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитание и обучение детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде летописей и устного творчества.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

С первых дней жизни ребёнок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных песен, сказок и былин. Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового, семейного воспитания.

Таким образом, древнерусские традиции включали в себя укоренённые в национальном сознании идеи, ценностные ориентации народа,

свойственные ему переживания, характерный для русских образ мышления. Они воспитывали поколения русских людей, передавая накопленную веками народную мудрость.

Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках.

Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями,

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима

какими бы ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой, прошлым нашего народа. Как жили русские люди? Как они работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Необходимо донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать их в национальных традициях. Воспитание детей народной культуре, нужно строить на основных принципах:

- Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. д.) В устном народном творчестве, как нигде, отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о доброте, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

- Знакомство с русскими народными играми, считалками. Русские народные игры - один из жанров русского народного творчества. в них заключена информация, дающая представления о повседневной жизни наших предков, их быте, труде. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. Игра представляет обильную пищу для работы ума и воображения.

-Знакомство с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками.

- Театрализованная деятельность детей. Дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы, сказки. В процессе театрализованной деятельности, дети глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомят с предметами быта.

-Знакомство с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народные песни, водить хороводы, выполнять движения русских народных танцев.

-Знакомство с декоративно - прикладным искусством. Дети узнают историю зарождения народных промыслов.

Уважаемые родители! Мы вас призываем побольше рассказывать своим детям о культуре нашего народа, традициях, праздниках, посещать краеведческие музеи, выставки художественно-прикладного искусства, читать сказки, небылицы, басни т. д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные праздники как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Семейные традиции – должны жить! От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет...

Доклад на тему "Праздники как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников"

Ударившись в рутину будней,Отдавшись круговерти дней,Забыли мы о самом главном:Что все на свете для детей!...

Доклад "Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника".

Узнавая традиции русского народа через праздники, Наши дети учатся различать добро и зло, впитывают все самое лучшее, что было накоплено нашими предкамиВсе чаще люди тянуться к исконно-русскому наслед...

ПРОЕКТ НАРОДНЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ, КАК ЧАСТЬ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Введение «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребе...

Проект "Праздничный календарь". Календарно-обрядовые праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

ПРОЕКТ "Праздничный календарь"Календарно-обрядовые праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаСроки реализации проекта: 1 год...

«Православные и фольклорные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

laquo; …Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим пе...

Презентация «Православные и фольклорные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

laquo;Православные и фольклорные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»...