Доклад родительского собрания "Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования"
консультация на тему
Для родителей детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Снежинка»
Доклад на тему:
Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования в условиях ДОУ
Разработала и провела:
Воспитатель первой категории
Зорькина Н.Н.
Игрим 2015
Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, т. к. именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор отточенных моторных функций. Ребёнок осознаёт, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе. В дошкольном возрасте основная работа по развитию мелкой моторики проводится через игры и игровые упражнения. В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей развиваются память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга.
Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения – такое определение дала психолог Л.Ф. Обухова. Она пишет, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе "процесс развития". Детство является наиболее благоприятным для развития творчества.
Развитие творчества – это один из "мостиков", ведущих к развитию способностей. К сожалению, современная массовая "школа" еще сохранила нетворческий подход к усвоению знаний. Часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Изобразительная деятельность в современных исследованиях трактуется как одна из форм художественного освоения ребенком окружающей действительности, в процессе которой он при помощи художественных средств отображает мир. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.
Сначала у детей возникает интерес к изобразительным средствам, манипуляциям с ними, к следам оставленным на листе бумаги, от действия карандашом или кистью и лишь постепенно, освоением изобразительных приемов, появляется мотивация к творчеству – желание получать результат, создать изображение.
То определение техники рисунка, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Различие заключается в том, что у ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования и которые можно назвать рисовальными движениями.Овладение линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка составляет для маленького ребенка специальную задачу, решить которую самостоятельно ребенок не может.
В рисовании, как и во всякой орудийной деятельности, закреплен общественно-исторический опыт людей. Нужно, чтобы ребенок правильно воспринял способы действия в рисовании от взрослого, который раскрывает перед ним этот опыт, овеществленный в каждом конкретном инструменте, орудии. Показ взрослого выступает перед ребенком как образец действия, которому нужно следовать и усвоить который дети могут только благодаря обучению различным техникам изобразительной деятельности.
Изображение в рисунках создается при помощи разнообразных материалов. Художники в своем творчестве используют различные материалы: разнообразные краски (масляные, гуашь, акварель), соус, уголь, сангину, пастель и многие другие. Нередки случаи, когда для создания выразительного образа в одном произведении используются разные материалы (например, уголь, сангина, гуашь; белила, акварель и цветные карандаши ). Необходимо учить детей пользоваться этими материалами в соответствии с их средствами выразительности, а также учить сочетать доступные материалы в изобразительном творчестве.
Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе – она подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. И обучение технике рисования – не самоцель. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.
К традиционным техникам изобразительной деятельности относят те, которые чаще всего применяются в детских заведениях, в дошкольных, школьных, специализированных школах искусств, художественных школах, в детских домах, в домах- интернатах, в различных художественных студиях, в домах творчества. Изобразительная деятельность в детском саду направлена на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста.
Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из жизни и сказок. Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо.
Изобразительное движение руки при рисовании, лепке, аппликации связано с мышечно-двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестезически и зрительно: ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение.При восприятии движения у ребенка образуется представление о нем, и на этой основе строятся исполнительные действия.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в современных программах дошкольного образования недостаточно разработано применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, авторских программно – методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требует теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольного образовательного учреждения. В частности, проблема изучения и развития детского художественного творчества средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства недостаточно решалась в теории и практике дошкольного художественного образования. Современные же техники изобразительного творчества развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из пятен и каракуль, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект, который становится воплощением художественного образа в рисунке. В процессе рисования у ребенка появляется ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и "это сделал Я – все это мое.
Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук - один из показателей психического развития дошкольника, а так же одно из основных направлений по воспитанию у ребенка здоровой речи. Мелкая моторика-основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, пространственные представления. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе. От степени развития моторики зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.
При недостатках развития мелкой моторики руки дети:
- Не способны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
- Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры).
- Не испытывают желания рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.
Для развития и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук предлагаются разнообразные методические приемы:
1. Пальчиковая гимнастика
2. Пальчиковые игры
3. Система игровых упражнений и др.
Всё это в комплексе можно использовать на занятиях с дошкольниками по нетрадиционному рисованию. Ведь именно рисование позволяет детям подготовить руку к письму. Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования, можно научить многому: держать деревянную палочку, поролон тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваться свободного движения руки с палочкой, с печаткой изготовленной из картофеля, поролоном во время рисования.
Преимущества использования нетрадиционных техник рисования.
- Использование нетрадиционных техник рисования является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук.
- В нетрадиционных техниках рисования используют необычные сочетания материалов и инструментов.
- Технология выполнения таких работ интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
- Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей.
- Нестандартные способы рисования помогают воспитателям развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка.
Дети младшего возраста еще не могут управлять движениями своих рук, поэтому они не могут скатать глину, сдавить ее ладошками с нужной силой, чтобы получить плоскую форму, не могут самостоятельно правильно взять карандаш, подчинить движение руки с карандашом созданию изображения того или иного предмета. Детей нужно учить и самому осуществлению движения, и его качествам: силе, длительности, направленности и др. Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения, ведь ребенок только начинает творить. Поэтому способам рисования его следует учить. Что же собой представляет техника рисования? Художники включают в это понятие технику линии, тушевки, определенную манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, красок: пастельных, масляных, акварельных, гуаши, темперы и др.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями. Однако техника понимается и более узко: как прямой, непосредственный результат работы художника со специальным материалом и инструментом (отсюда выражение: техника масляной живописи, акварели, гуаши и пр.), умение использовать выразительные возможности материала, и более широко: как, например, способ передачи вещественности предметов.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулируют положительную мотивацию у ребенка, вызывают радостное настроение, не утомляет. Исследователи указывают на то, что использование нетрадиционных техник для рисования способствует ослаблению возбуждения у слишком эмоционально расторможенных детей. Так М. И. Чистякова отмечает, что нетрадиционное рисование увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредоточивается. Зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует интеллектуальному развитию ребенка, мелкой моторики коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольника.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля;
• рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
- тычок жесткой полусухой кистью.
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
- волшебные веревочки.
В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
- рисование песком;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- монотипия пейзажная;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная;
- пластилинография.
Современные техники изобразительного творчества развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления. Лепка – самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и моторные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, и у него развивается конструктивная мысль. Ведь недостаточно просто изобразить человека, нужно сделать так, чтобы он стоял на своих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг, так же как и мускулы, развивается, когда его тренируют. Основным выразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения.
В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:
1. составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
2. составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
3. овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
4. составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.
В процессе изобразительной творческой деятельности ребенок учится:
-самостоятельному переносу ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
-видению новой функции предмета (объекта);
-видению проблемы в стандартной ситуации;
-видению структуры объекта;
-способности к альтернативным решениям;
-комбинированию ранее известных способов деятельности с новыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/18/picture-223756-1363607133.jpg)
Развитие психических процессов с помощью мелкой моторики, посредством нетрадиционной техники рисования.
Рисуя красками или мелками, разрывая бумагу, разминая в ладошках тесто или пластилин, ребенок приобретает ни с чем несравнимый опыт.Рука "познает", а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/24/picture-570838-1422087672.jpg)
Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования с использованием пальчиковых игр.
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Как правило, дети любят рисовать, тем самым они получают возможность передавать то, что им нравится, что их волн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/07/picture-1015504-1588862120.jpg)
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования»
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/01/picture-849632-1575187932.jpg)
Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования (консультация для коллег)
Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования (консультация для коллег)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/16/picture-1322295-1660680348.jpg)
Развитие мелкой моторики посредством «Нетрадиционной техники рисования»
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мо...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/10/picture-1010202-1518283050.jpg)
Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста 2-3 лет/Опыт работы.
Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста 2-3 лет. Мой опыт работы .кружок "Веселые пальчики"...