«КУКЛОТЕРАПИЯ»
статья (старшая группа) на тему

Мамонова Галина Александровна

 Куклотерапия – это один из видов арт-терапии (изначально это  – использование всех видов искусств с терапевтическими целями). Сегодня широко  используется в детской психологии и специальной (коррекционной) педагогике. 
        Занятия куклотерапией эффективны для детей в любом возрасте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kukly.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателя         «КУКЛОТЕРАПИЯ»                               

Подготовил старший воспитатель Мамонова Галина Александровна

Кукольный театр – вид театрального представления, в которых действуют куклы, приводимые в движение актерами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей.

        Театром кукол би-ба-бо или театром «Петрушки» называется театр, куклы которого надеваются на три пальца руки – вроде перчатки. В Италии эти куклы раньше назывались Бураттини, теперь они носят имя пупатццы. В России этот кукольный персонаж получил имя Петрушки.

        Петрушка долгое время путешествовал с ярмарки на ярмарку, пока в 1924г. не обрел, наконец, свой дом в Санкт-Петербурге. И именно тогда был организован постоянно действующий кукольный театр для детей.

Би-ба-бо – это кукла-перчатка, которая надевается на руку. Голова имеет отверстие для указательного пальца, а руки игрушки двигаются при помощи большого и среднего пальцев кукловода. Вот так легко и просто красивая игрушка превращается в воплощенную мечту ребенка об ожившем сказочном персонаже.
Чаще всего, Би-ба-бо являются "артистами" передвижных кукольных театров. Но сегодня куклы-перчатки являются также уникальным средством развития детей. Это проводник в мир взаимопонимания между ребенком и родителем, а также отличный тренажер в развитии речи и эмоций. С помощью данной уникальной игрушки малыш сможет не только познавать мир, но и проявлять свои креативные способности и фантазию. Би-ба-бо развивают внимание, память, слуховое, тактильное и зрительное восприятие.
Уже один вид «веселого человечка», который оживает и действует на глазах зрителей, вызывает большой интерес, создает непринужденную праздничную атмосферу, побуждает к речевому общению. В возрасте 3 - 4 лет требуются игрушки красочные, простые, выразительной формы. Это объясняется повышенной эмоциональной восприимчивостью и неустойчивостью внимания.  Неправильно будет думать, что такие игрушки, как театральные куклы, нужны только для детей младшего возраста.

Огромную радость испытывают дети, когда сами начинают управлять куклой. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать.

Во время проведения релаксации можно использовать кукол как наглядное пособие. Снятая с руки она повисает, и тогда для детей становится понятным выражение «расслабьте полностью мышцы. Пусть руки ваши будут как тряпичные».

 Куклотерапия – это один из видов арт-терапии (изначально это  – использование всех видов искусств с терапевтическими целями). Сегодня широко  используется в детской психологии и специальной (коррекционной) педагогике. 
        Занятия куклотерапией эффективны для детей в любом возрасте.

 

      Куклотерапия одна из методик, которые психологи активно используют в своей работе. Суть ее заключается в том, что с помощью куклы человек может выражать свои эмоции, чувства, проигрывать различные конфликтные ситуации,

выявлять проблемы и находить способы их решения. Куклотерапия идет в помощь сказкотерапии.

 Позитивные эффекты применения куклотерапии:

          

1. Психодиагностика

Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами, выразить то, что его волнует. «Игра ребенка является его языком, а игрушки — словами». Куклотерапии дает ему ощущение безопасности, ведь за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам.

2. Достижение эмоциональной устойчивости

Разыгрывая придуманные самим ребенком сценки, он актуализирует наиболее важные для него переживания, постепенно освобождаясь от негативных эмоций. Кроме того, учится управлять такими эмоциями как страх, гнев, обида, ревность.

 

3. Разрешение внутренних конфликтов и конфликтов с окружающими людьми

Разыгрывая мини-спектакли со сказочными героями, ребенок в символической форме проигрывает ситуации из собственной жизни. И чаще всего находит решение мучащих противоречий или сложных конфликтных ситуаций с родными и сверстниками.

 

4. Коррекция отношений в семье

Все трудности, связанные с семейными отношениями, если они волнуют ребенка, так же легко проигрываются в мини-спектаклях. Ведь ребенок является не только актером, озвучивающим кукольные роли, но и автором импровизированного сценария. А любой творческий человек знает, что творчество – это всегда отражение внутреннего мира человека: его конфликтов, его эмоций, его взгляда на мир.

 

5. Приобретение важных социальных навыков и опыта общения

Игра с куклами — героями различных сказок становится своеобразной школой социальных отношений. Ведь героям приходится взаимодействовать, реагировать на те или иные реплики.

 

6. Развитие самосознания

Разыгрывая театрализованные сценки, ребенок наделяет какого-нибудь героя своими чертами, идентифицируясь с ним. Это помогает ему посмотреть на себя со стороны, лучше понять самого себя.

 

7. Развитие речи

Некоторые логопеды, работающие с речевыми трудностями детей, пишут о том, что игры с пальчиковыми куклами оказывают благоприятное воздействие на развитие речи.

Обучение начальному кукловождению.

Упражнения и этюды с перчаточными куклами:

1) «наклоны туловища в разные стороны», «кукла смотрит в разные стороны», «забор»;
2) упражнения для тренировки походки: «ходьба на месте», «кукла марширует», кукла двигается выразительно — «с опаской», «уверенно», «радостно», грустно»; «как солдат», «как робот» и т.п.;
3) упражнения для отработки взгляда куклы:
 «кукла «следит» взглядом за птицей, жуком, бабочкой, качелями и пр.»;
4) упражнения для отработки навыков разговора куклы: «кукла рассказывает сказку, потешку», «кукла рассказывает стихотворение»;
5) упражнения для отработки бега и прыжков куклы: «кукла бежит и ловит кого-то», «кукла бежит разными способами в ритме песни», «кукла прыгает по кочкам», «кукла прыгает разными способами в ритме песни»; 
6) упражнения для передачи образного движения: «кукла ползет», «кукла

крадется», «кукла ложится, лежит, встает, уходит», «кукла садится отдохнуть», «кукла идет и оборачивается на отклик».

Примечание: важно следить за тем, чтобы взгляд куклы был точно направлен на того, кому адресована речь; не допускать излишних движений головой, чтобы они не перешли в болтание куклой. Кукла, которая говорит, слегка двигается в такт речи. Кукла, которая слушает, неподвижна.

Перед началом занятия педагог предлагает детям выбрать одну из театральных кукол, которую они будут «оживлять» на занятии.

Куклу внимательно рассматривают, обсуждают особенности ее внешнего вида и предполагаемый характер. В результате она наделяется определенным образом мышления и поведения.

Далее для куклы придумывают некоторую ситуацию, в которой она будет «жить»: место, время, «кукольную проблему».

Каждый ребенок, работая с куклой, ищет свои способы для управления ею, пробует использовать чужие понравившиеся находки кукловождения. Педагог принимает в этом поиске активное участие, незаметно направляя его в нужном направлении. Итогом поисковой деятельности будет заключительный показ способа движения для куклы. Затем найденный способ кукловождения отрабатывается, постоянно обогащаясь новыми деталями в результате творческих находок ребенка.

Занятия по программе «Кукловедение для малышей» можно проводить только при соблюдении определенных педагогических условий:

— обучать ребенка кукловождению можно только по его желанию;
— переходить к обучению новым способам кукловождения можно лишь тогда, когда дети полностью овладеют ранее полученными навыками;
— полученные умения и навыки по кукловождению в последующем совершенствуются и творчески дорабатываются самим ребенком;
— в занятия необходимо включать упражнения для снятия физической нагрузки на плечевой пояс.

        

       Куклы.. Наверное, любая девочка, может, и мальчик, так или иначе сталкивались с куклами в своей жизни. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.

       В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Материалом служило все, что было под рукой: ткани, нитки, солома, лыко, лен. Каждая кукла изготавливалась с определенной целью, но все они служили оберегом.

      Оберег и талисман призваны приносить удачу, охранять от дурного глаза, оберегать от опасности, болезней, отводить от своего хозяина беды и несчастья. Вот куклы обереги и служили защите дома, семьи и детства от злых сил.

Кукла следовала за нашими предками с самого их рождения. В русской деревне со второй половины 19 века до середины 20 века тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой деревенских детишек. Кукол этих берегли: вырастет девочка, станет мамой и куклу своей дочке передаст. Тряпичная кукла жила в каждой избе, в иных домах их было до сотни. Оказывается, раньше куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защищать человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь хорошему урожаю. Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была бережнёй, берегиней, хранительницей доброго духа. Берегиня - от слова «беречь», «оберег» (талисман). Человек брал такую куклу-берегиню, три раза поворачивался против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром». Со временем куклы теряли свое магическое значение и становились игрушками, забавами для детей.

        Кто и как изготавливал куклу-оберег?

       Еще до появления ребенка на свет каждая мать делала куколку-берегиню, тщательно соблюдая одно условие – изготовить ее без ножниц и иголки. Ведь куколку нельзя было ни уколоть, ни порезать – считалось, что в ней сохраняются материнская любовь и забота. Делали куколку просто: сворачивали из цветных тряпочек, затем укладывали в пустую колыбельку, чтобы куколка «обогрела» ее для малыша. Когда ребенок рождался, куколка не расставалась с ним. Иногда для очень беспокойных детей делали куколку-бессонницу. Ее укладывали спать вместе с младенцем, при этом мама приговаривала такие слова: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!»

       Часто куклу-оберег давали в дорогу мужу, сыну или брату. Сделанную своими руками берегиню мать дарила дочери перед ее замужеством. Невесте на свадьбу было принято дарить таких кукол, чтобы в новой семье было много детишек. Нарядная кукла на автомобиле во время свадьбы – отголосок именно этого обряда. Раньше женщины собирали волосы в маленький мешочек. Из мешочка они тоже делали куклу. Если человек заболевал, его всего обкладывали такими куколками. Все верили, что они помогут больному выздороветь. Пока дети были маленькими, куклы для них шили мамы, бабушки, старшие сестры. Одновременно малышей с 5 лет учили самих шить таких кукол, передавая им свой опыт.

Почему у народной куклы нет лица?

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

       Таким образом, кукла-берегиня имеет очень интересное прошлое со своими тайнами и загадками.

Название куклы

Смысловое значение

куклы

События жизни, с которыми связана кукла

Из чего изготовлена

кукла

Кукла-куватка

Оберегать от злых сил младенца

Рождение ребенка

яркие лоскутки, нитки

Кукла-пеленашка

Оберегать от злых сил младенца

От  рождения до старости

яркие лоскутки, нитки

Обрядовая свадебная кукла

Соединяла мужчину и женщину

Свадьба

 Яркие лоскуты ткани, ленты, нитки,

Зольная кукла

Древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых.

Дарилась молодым на свадьбе.

Зола, лоскуты ткани,нитки.

Неразлучники

(«Семейное счастье»)

Пожелания счастья и семейного долголетия

Свадьба

Лоскуты ткани, веточки березы, кружева, цветные ленты и нитки

Кукла-берегиня

(кукла – столбушка)

Оберегала дом и своего хозяина от несчастий и бед.

Её наличие в доме отпугивало нечистую силу и злых духов.

Поленце из березы, лоскуты ткани, нитки, ленты

Кукла

 « десятиручка»

Помощь женщине в домашнем хозяйстве

Ведение хозяйства, работа в поле, уход за детьми и т.д.

Лоскуты ткани, цветные нитки, ленты, мелкие предметы и орудия женского труда

Бессонница

Оберегает сон ребенка

Рождение ребенка

Лоскут ткани

День-ночь

Оберегать, приносить благополучие в дом днем и ночью

Изготавливалась на Рождество

Темный и светлый лоскут ткани

Козьма и Демьян

Лечебные куклы, украшались травами

Во время болезни

Лоскуты ткани, веточки березы, лечебные травы

Покосница

Помощь женщине в поле

Во время покоса, сбора урожая

Кукла в простом женском наряде

Зернушки

Оберегать собранный урожай зерна

Сбор урожая

Из лоскутов ткани изготавливался мешочек и заполнялся зерном

Вепская куколка

Сохранять женское здоровье

После свадьбы, образ замужней женщины

Яркие лоскуты ткани, ленты, нитки,

Веничек

Сохранять в семье мир и счастье, хранят в укромном месте

Если в Доме, в семье произошла ссора,

Лыко, солома, лоскуты ткани, нитки

Кубышка- травница

 Следить за тем, чтобы болезнь не проникала в дом.

Подвешивали её над колыбелью ребёнка и там, где воздух застаивался.

Лоскуты ткани, ленты, лечебные травы

       Куклы сопровождают нас всю жизнь.
Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.

    Теперь я знаю, что кукла  может служить оберегом в нашей жизни. С одной стороны, это похоже на сказку, ведь мы давно не верим в древних богов и в их

силу, но с другой стороны, мы верим в силу природы, в то, что она способна помогать человеку и защищать его.

      Главное правило – делать куклу с любовью, искренне веря в то, что вы делаете. Такой оберег может послужить для поднятия хорошего настроения, что само по себе является сильной защитой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Куклотерапия" - развитие психологического здоровья дошкольников

Цикл развивающей деятельности психолога с детьми                       «Куклотерапия», к...

План - конспект родительского собрания.Тема:"Домашняя куклотерапия при общении с детьми"

Техника с бумажными и тканевыми «пальчиковыми» куклами про¬ста в исполнении и доступна в домашних условиях. При¬чем, художественные достоинства рисунка не являются оценочным критерием. Важен сам проце...

Консультация для педагогов "Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

«Встреча в театре поучительных сказок» - куклотерапия и сказкотерапия как средство формирования привычки к здоровому образу жизни

В данном пособии представлены авторские сказки, с помощью которых формируется привычка к здоровому образу жизни и  к каждой сказке  изготовлены куклы.  Данное пособие будет по...

метод куклотерапии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

метод куклотерапии широко применяется в работе психологов. Я решила применить его в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Куклотерапия в работе с детьми ОНР

Педагогическая технология в ДОУ в логопедической группе с куклами-марионетками....

Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии куклотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17     Технология куклотерапии. Отчет по использованию  технологии к...