Пальцы помогают говорить
консультация на тему
Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе? Очень часто спешите, усаживая ребенка за прописи. А ребенок чрезмерно старается и огорчается, видя, что не оправдывает ваших надежд. Или, что еще хуже, начинает бояться школы и всего, что с ней связано. Лучший способ подготовить руку ребенка к письму - игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paltsy_pomogayut_govorit.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
На тему:
«Пальцы помогают говорить»
Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе? Очень часто спешите, усаживая ребенка за прописи. А ребенок чрезмерно старается и огорчается, видя, что не оправдывает ваших надежд. Или, что еще хуже, начинает бояться школы и всего, что с ней связано. Лучший способ подготовить руку ребенка к письму - игра.
Почему так важно подготовить руку ребенка к письму?
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руку, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. И подготовка должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Это объясняется тем, что нервные импульсы, идущие от кончиков пальцев попадают в те отделы головного мозга, которые расположены в непосредственной близости с речевыми центрами. Таким образом, происходит стимуляция речевых центров головного мозга и соответственно речь развивается быстрее.
Как мы развиваем мелкую моторику рук у детей?
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно.
- Пальчиковые игры
Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают так называемые «пальчиковые игры». Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, "Сорока"), где пальчики сгибают, разгибают, растирают, сжимают и т.д. Например:
Игра «Моя семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! (поочередное сгибание пальцев, начиная с большого пальца.)
«ДЕТКИ»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
Тише, тише, тише,
Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
2. Поиграть с мелкими предметами,
которые неудобно брать в ручку.
- игра «Сортировка мелких предметов»
Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.
- игра «Помпоны и пинцет»
Требуется разложить при помощи пинцета помпоны в формочки для льда.
- игра «Кукольная одежда на прищепках»
Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.
- игра «Болты и гайки»
Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.
- игра «Трубочки для коктейля»
Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.
- игра «Бусы»
Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.
- игра «Рисунок из фасоли»
На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например, человечка. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклевает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.
- игра «Сортировка семян»
Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.
- игра «Мозаика»
Взрослый заранее готовит тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это упражнение особенно хорошо подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.
- игра «Цветной песок»
Пусть ребенок нарисует простой контурный рисунок на листе бумаги и смажет его клеем. После этого, захватывая пальцами песок, заполнит им рисунок. Даст клею подсохнуть. В конце надо стрясти лишний песок с картинки.
-игра «Шнуровки»
Представляет собой многообразие форм и рисунков, имеющие дырки. Разноцветными шнурочками необходимо прошнуровать эти отверстия. Например, «Одеть одежду на медвежонка»
3. Рисование.
Многие педагоги убеждены, что рисование должно предшествовать письму. Замечено: дети, которые много рисуют, быстрее и легче обучаются письму, потому что рисунок хорошо укрепляет руку,
рисуя, дети постигают и красоту мира, и его законы, проходят азы геометрии и развивают пространственное мышление. Рисовать можно не только красками, но и фломастерами, цветными карандашами, а также пастелью и восковыми мелками. Рисование приучает к собранности, усидчивости, трудолюбию. Изображая окружающий, мир ребёнок всегда передаёт своё отношение к нему, те чувства, которые владеют им в настоящий момент.
4. Лепка.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Из одного комка пластилина или соленого теста можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
- повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
- синхронизируют работу обеих рук;
- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
5. Труд
Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает ручной труд:
-изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, природного материала и т. д.
Не стоит забывать и о навыках самообслуживания ребенка:
_застегивание пуговиц
-завязывание шнурков
-застегивание и расстёгивание молний
-одевание, раздевание и т. д.
Как в домашних условиях развивать мелкую моторику рук детей?
В настоящее время в магазине можно купить различные игрушки, которые предназначены для совершенствования тонких движений пальчиков ребёнка: пирамидки, мозаику, вкладыши, кубики, развивающий коврик и т. Д.
Для этого необязательно покупать дорогие игры – достаточно воспользоваться остатками тканей, и получатся оригинальные развивающие игрушки. Можно просто подобрать насколько лоскутков различной ткани, чтобы ребёнок поглаживал их. Также можно сшить лоскутные мячики и набить их шерстью, ватой, камушками, различными крупами.
Можно самостоятельно из самых простых предметов сделать многочисленные пособия для игр. Например, из различных круп, макаронных изделий, ваты делают сенсорные подушечки. Используют для игр прищепки, бусины, пуговицы, ленты, шпагат, карандаши, орехи, пустые коробки, пробки и т. п.
Малыш любит перекладывать предметы из одной кучки в другую. Можно предложить ребёнку поиграть самыми простыми предметами обихода. Например, попросить его найти одинаковые пуговицы.
Мелкую моторику развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику. Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пальцы помогают говорить
развитие мелкой моторики у детей-консультация для родителей...
Пальцы помогают говорить
Буклет для родителей с игровым массажем пальчиков ребенка...
Мастер-класс "Пальцы помогают говорить"
Представляла опыт работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста педагогам детских садов города....
Консультация для родителей «Пальцы помогают говорить» (к проекту)
консультация для родителей...
Родительское собрание « Пальцы помогают говорить» ( нетрадиционная форма проведения- семинар-практикум)
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»(В. А. Сухомлинский) Ученые на основе обследования детей выявили : если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту , то и речевое р...
Развитие мелкой моторики рук у детей. Пальцы помогают говорить
Консультатция для родителей по развитию мелкой моторикики у детей....
" Связь движений пальцев рук и речи. Пальцы помогают говорить"
В консультации говорится о,том, что сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, а только потом появляются артикуляция слогов. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие р...