Обучение детей основам математики посредством дидактических игр.
консультация (средняя группа) на тему

Добровольская Ирина Викентьевна

     Если в обучении детей основам математики использовать дидактическую игру, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовит ребенка к последующему обучению в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение детей основам математики посредством дидактических игр

           В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. В игре развиваются физические силы ребенка, развивается находчивость и сообразительность. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

 В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

     Если в обучении детей основам математики использовать дидактическую игру, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовит ребенка к последующему обучению в школе.

В процессе игры он многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала.

    Дидактические игры математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания. Это игры, специально предназначенные для реализации целей обучения.

Они развивают  ориентировки детей на форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве, наблюдательность, внимание, память, мышление, счетные умения, речь, представление об окружающем. Основное назначение дидактических игры математического содержания – упражнять детей в различении, выделении, названии множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.

  Все дидактические игры разделяются на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, познакомить детей с образованием всех чисел в пределах 4, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Играя в такие дидактические игры как «Какая цифра пропала?», «Сколько?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся оперировать числами и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Составь цифру», «Положи столько же». Игра «Считай не ошибись», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда в прямом и обратном счете.

2. Игры путешествие во времени. В старшей группе дети знакомятся с днями недели. Обязательно надо объяснить детям, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, надо обозначить их кружочком разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это сделано специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. В путешествии во времени можно использовать такие игры как: «Назови пропущенное слово», «Дни недели», «Круглый год», «Двенадцать месяцев». Для закрепления частей суток используются карточки для каждого ребенка с картинками частей суток.

3. Игры на ориентировке в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети выполняют задания типа: встань так, чтобы справа от тебя был стул, а сзади - стол. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади – Ваня. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Существует множество игр и упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «Найди игрушку»,  «Путешествие по комнате», «Схемы». Благодаря этим играм, дети лучше справляются со всеми заданиями, употребляют в своей речи слова для обозначения положения предметов на листе бумаги и на столе.

4. Игры с геометрическими фигурами.  С целью закрепления знаний о геометрических фигурах проводятся игры: «Лото», «Цвет и форма», «Найди такой же узор», «Сложи квадрат», «Подбери по форме», «Кто больше назовет», «Чудесный мешочек». Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» используют на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания, воображения у детей. Дети из геометрических фигур составляют фигуры человека, животных. Анализируют фигуры, дети находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

5. Игры на логическое мышление.  Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творчески способностей детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.

Блоки Дьенеша – дидактический материал, позволяющий успешно реализовать задачи познавательного развития детей.

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения.

Из всего этого следует, что роль дидактических игр в умственном воспитании детей несомненна. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. 



Предварительный просмотр:

Обучение детей основам математики посредством дидактических игр

           В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. В игре развиваются физические силы ребенка, развивается находчивость и сообразительность. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

 В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

     Если в обучении детей основам математики использовать дидактическую игру, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовит ребенка к последующему обучению в школе.

В процессе игры он многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала.

    Дидактические игры математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания. Это игры, специально предназначенные для реализации целей обучения.

Они развивают  ориентировки детей на форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве, наблюдательность, внимание, память, мышление, счетные умения, речь, представление об окружающем. Основное назначение дидактических игры математического содержания – упражнять детей в различении, выделении, названии множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.

  Все дидактические игры разделяются на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, познакомить детей с образованием всех чисел в пределах 4, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Играя в такие дидактические игры как «Какая цифра пропала?», «Сколько?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся оперировать числами и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Составь цифру», «Положи столько же». Игра «Считай не ошибись», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда в прямом и обратном счете.

2. Игры путешествие во времени. В старшей группе дети знакомятся с днями недели. Обязательно надо объяснить детям, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, надо обозначить их кружочком разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это сделано специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. В путешествии во времени можно использовать такие игры как: «Назови пропущенное слово», «Дни недели», «Круглый год», «Двенадцать месяцев». Для закрепления частей суток используются карточки для каждого ребенка с картинками частей суток.

3. Игры на ориентировке в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети выполняют задания типа: встань так, чтобы справа от тебя был стул, а сзади - стол. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади – Ваня. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Существует множество игр и упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «Найди игрушку»,  «Путешествие по комнате», «Схемы». Благодаря этим играм, дети лучше справляются со всеми заданиями, употребляют в своей речи слова для обозначения положения предметов на листе бумаги и на столе.

4. Игры с геометрическими фигурами.  С целью закрепления знаний о геометрических фигурах проводятся игры: «Лото», «Цвет и форма», «Найди такой же узор», «Сложи квадрат», «Подбери по форме», «Кто больше назовет», «Чудесный мешочек». Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» используют на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания, воображения у детей. Дети из геометрических фигур составляют фигуры человека, животных. Анализируют фигуры, дети находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

5. Игры на логическое мышление.  Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творчески способностей детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.

Блоки Дьенеша – дидактический материал, позволяющий успешно реализовать задачи познавательного развития детей.

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения.

Из всего этого следует, что роль дидактических игр в умственном воспитании детей несомненна. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики"

Цель: изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.Задачи: 1. Повысить  собственный уровень знаний путём изучени...

Тема самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики".

Этот материал содержит план самообразования воспитателя. План работы с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений....

«Дидактические игры в обучении детей основам математики»

ОТЧЕТ о выступлении  «Дидактические игры в обучении детей основам математики»...

Тема: Дидактические игры в обучении детей основам математике.

Виды дидактических игр. Задачи, и способы их решения....

ДОКЛАД Тема: «Влияние дидактических игр в обучении детей основам математики»

ДОКЛАД Тема: «Влияние дидактических игр в обучении детей основам математики»...

Консультация для родителей "Обучение детей основам математики посредством дидактически игр"

Обучение детей основам математики посредством дидактически игр...

Конспект занятия на тему : «Дидактические игры в обучении детей основам математики» для детей средней группы .

Цель: Обучать детей основам математики через дидактическую игру, развитие интеллектуальных способностей....