Скоро в школу
статья (подготовительная группа) на тему

Сурова Екатерина Вадимовна

Рекомендации родителям будущих первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skoro_v_shkolu.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Скоро в школу!»

Каждый годы мы отправляем выпускников подготовительных групп детского сада в новую школьную жизнь, и каждый раз это и радость, и волнение, и еще много разнообразных чувств и эмоций. Опыт показывает, что многих ненужных волнений можно избежать, если заранее позаботиться о психологической подготовке ребенка к школе. В этой статье приводятся некоторые рекомендации на эту тему.

«Первый раз в первый класс!»…Такие простые и знакомые слова, которые взывают у нас в памяти множество образов и эмоций. Попробуйте закрыть глаза и представить следующие события. «С чего все начинается? С волнения родителей, которое ребенку передается задолго до 1 сентября. С ожидания чего-то, возможно, ему самому ещё непонятного, но приятного, ведь у него уже есть портфель, собраны учебные принадлежности, на вешалочке ждет своего часа красивое платье или отглаженная рубашка. И это теребит детское сердечко, вселяя в него любопытство и тревогу. И вот настал долгожданный день, когда он примерил на свои плечи портфель, пока ещё не заполненный книжками, в руках у него букет, рядом уверенный родной человек, которому он доверяет. Но что это – школьный двор, где множество незнакомых лиц, кто-то ему улыбается, но это чужие люди… В глазах появляется растерянность, хорошо, что за руку держит родной человек! Построение на линейку, куда-то надо идти, мама говорит, что все будет хорошо… Тетя, она теперь со мной. Это учительница. Вот огромные стены школы, какая – то комната - это мой класс, у меня теперь есть место за партой, сосед, а как его зовут, а вон ту девочку…»

И еще много и много вопросов, и столько новых впечатлений, эмоций. Чтобы большая часть эмоций, связанных с поступлением в 1-й класс были положительными, постарайтесь создать для ребенка позитивный настрой по отношению к школе. Как это сделать? Очень просто, рассказывайте свои приятные воспоминания о школе, говорите с улыбкой, радостью. Расскажите смешные ситуации из вашей школьной жизни, из школьного детства папы и мамы, бабушки и дедушки, друзей и родственников. Посмотрите вместе с ребенком мультфильмы или детские фильмы о школе, почитайте веселые рассказы и стихи о школе. («Денискины рассказы», «Кыш и Два портфеля» и др.). Позвольте ребенку самому выбрать в магазине цвет и рисунок портфеля или рюкзака, какого цвета будет линейка, какой формы ластик, какой пенал, пусть будущий первоклассник почувствует свою значимость и самостоятельность.

Организуйте для первоклассника рабочее место дома – стол, стул, желательно регулируемый по высоте, настольная лампа, предложите ребенку порисовать на новом рабочем месте, поинтересуйтесь, удобно ли ему будет.

Весной и летом погуляйте на школьном дворе будущей школы, поиграйте там в мяч, порисуйте мелом на асфальте, покатайтесь на самокате, роликах или велосипеде, пусть школьный двор станет знакомым еще до школы, и с ним будут связаны приятные воспоминания. Попробуйте вместе угадать, где будут окна класса, в котором будет учиться ребенок.

Проиграйте с ребенком ситуацию урока на игрушках или разделите роли: папа, мама и ребенок – ученики, бабушка – учитель, меняйтесь ролями, обсуждайте правила школьного поведения. Пусть ребенок станет учителем для своих любимых игрушек, объяснит им, как нужно вести себя в классе, что можно делать, что нельзя.

Если позволяют возможности, можно приурочить к 1-му сентябрю маленький семейный праздник, чаепитие со сладостями, или с походом в кафе или кинотеатр, с небольшим подарком первокласснику, пусть этот день запомнится ему приятными событиями и сюрпризами.

Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, связанный с изменением привычного распорядка дня, отношений с окружающими, когда центральное место занимает учебная деятельность. Современная школа требует от детей не столько каких-либо знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, большей способности к управлению своим поведением, большей работоспособности. Родителям необходимо знать, что существуют два понятия: педагогическая готовность и психологическая готовность. Под педагогической готовностью к школьному обучению понимаются первоначальные навыки счета, письма и чтения. Родители в основном ориентируются именно на эти параметры готовности к школе, что не совсем правильно. Существуют и другие аспекты, которые нельзя не учитывать. Очень часто бывает так, что ребенок умеет писать, считать, читать, но не умеет долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать требованиям нового взрослого (педагога). Родители в этом случае недоумевают: «Как же так?!» Им казалось, что ребенок пришел в школу подготовленным, а тут вдруг – жалобы учителя. Или через какое-то время ребенок отказывается идти в школу, говоря, что ему там надоело, не нравится, скучно, трудно и т.д. Это другая сторона готовности к школе – психологическая.
Психологическая готовность ребенка к школе включает следующие компоненты:1. физическая готовность. 2. интеллектуальная готовность.3 . социально-личностная. 4. мотивационная.

Физическая готовность подразумевает зрелость организма, его функциональных систем. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки. Поэтому во избежание нежелательных отклонений, появления различного рода заболеваний и определяют этот вид готовности. Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако специалисты утверждают, что читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

Социально-личностная готовность. Под ней понимается настрой ребенка нам работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиями, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.

Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: - игровой, - познавательный, - социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе.

Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. По мнению специалистов, это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе.

Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы. Родителям также необходимо обратить внимание на следующий момент. На начальном этапе школьном обучения наиболее слабым звеном в психической регуляции является контроль выполнения поставленной перед ним задачи, отвлекаемость на посторонние раздражители. "Наука властвовать собой" часто представляется непосильной задачей для ребенка, поскольку анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга, которые отвечают за эту деятельность, только-только оформляется к семи годам жизни.

Очень важны также способность тормозить на определенное время высокую двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять необходимую рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц кисти и координация движений пальцев рук. «Незрелые» дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко это неуспевание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы "школьная зрелость" вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема так и осталась бы педагогической. Между тем у этих детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируется невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Чтобы предотвратить подобные ситуации, необходимо прогнозирование готовности ребенка к обучению ещё до поступления в школу и системная совместная работа педагогов и родителей по формированию у детей готовности к школьному обучению, которая включает следующие составляющие.


1. Выработка представления о занятиях как о важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления ребенок активно ведет себя на занятиях (тщательно выполняет задания, проявляет внимание к словам педагога).

2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Сформированность данных качеств проявляется в стремлении овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия.

3. Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).

4. Формирование навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков существенно влияет на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Итак, давайте подведем итог: Что включает в себя понятие "Ребенок готов к школьному обучению"

  • Физическое здоровье.
  • Наличие мотива учения (познавательного и социального).
  • Сформированность произвольности поведения: умение сознательно подчинять свои действия правилу, требованию взрослого, умение внимательно слушать, и самостоятельно точно выполнять задания, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми).
  • Сформированность интеллектуальной сферы (умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделять существенные признаки; умение рассуждать; достаточный уровень развития восприятия речи)


Что могут сделать родители, чтобы подготовить ребенка к школе? В первую очередь создать условия: играть, общаться с ребенком, предъявлять определенные единые в семье требования и добиваться их выполнения, формировать у детей объективный образ школы, прививать ребенку эмоционально спокойное, позитивное отношение к школе, вызывать интерес к учебной деятельности: посещать музей, покупать иллюстрированные энциклопедии и т.п., развивать у ребенка уверенность в себе.

Памятка для родителей первоклассников

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе:

  1. Будьте терпеливы, не спешите. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее.
  2. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
  3. Не заставляйте ребенка делать упражнения, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время.
  4. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
  5. Обеспечьте условия для игры ребенка со сверстниками. Игра для ребенка – это его работа, как потом его работой станет учение.
  6. Научите: умению быть вежливыми в общении со сверстниками и взрослыми, умению соблюдать правила и обычаи, принятые в школе, умению быть дисциплинированными, спрашивать разрешения на действия, которые собирается выполнить.
  7. А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность больше общаться с ребенком!

Рекомендуемая литература для родителей будущих первоклассников:

  1. Бабаева Т. И. "У школьного порога"
  2. Гуткина Н. И. "Психологическая готовность к школе"
  3. Ковалёва Е., Синицына Е. "Готовим ребёнка к школе"
  4. Мир дошкольника:"Вопросы и ответы" составитель Г. К. Кислица и другие
  5. Монина Г. Б., Панасюк Е. В. "Предшкольный бум или что нужно знать родителям будущего первоклассника"
  6. Нартова С. К., Мухортова Е. А. "Скоро в школу! Увлекательная подготовка детей к первому классу"

В статье использованы материалы:

  1. Еверзова О.В. педагог-психолог НДОУ "Детский сад №16 ОАО "РЖД" (Республика Карелия).
  2. Бабаева Т. И. "У школьного порога"
  3. Гуткина Н. И. "Психологическая готовность к школе"
  4. Ковалёва Е., Синицына Е. "Готовим ребёнка к школе"
  5. Мир дошкольника:"Вопросы и ответы" составитель Г. К. Кислица и другие
  6. Монина Г. Б., Панасюк Е. В. "Предшкольный бум или что нужно знать родителям будущего первоклассника"
  7. Нартова С. К., Мухортова Е. А. "Скоро в школу! Увлекательная подготовка детей к первому классу"
  8. Рогов Е. И. "Настольная книга практического психолога" Книга 1." Система работы психолога с детьми разного возраста"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Проектная деятельность в подготовительной к школе группе на тему "Скоро в школу"

Данный проект был реализован в МБДОУ д/с 7 в 2011-2012 учебном году в подготовительной группе....

Консультация "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"

Консультация для родителей "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"...

Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»

Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»...

Анкета для родителей "Ваш ребёнок скоро станет школьником", памятка для родителей "Скоро в школу"

Анкеты предназначены для родителей воспитанников подготовительной группы!  Целью проведения данного анкетирования является  выяснение психологической готовности к школе не только  будущ...

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...