Развитие творческого мышления у детей.
консультация на тему
Что такое творческое мышление? Как можно развить творческие способности у своего ребенка? Очень часто родители задают эти вопросы себе или специалистам. Ведь каждый из нас хочет видеть своих детей талантливыми, успешными, креативными. Современный мир диктует новые правила и вырастает потребность в специалистах именно такого уровня. Как же нам помочь нашим детям раскрыть свои творческие способности. Давайте попробуем с этим разобраться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx | 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого мышления у детей.
1.Творческое мышление.
Что такое творческое мышление?
Как можно развить творческие способности у своего ребенка?
Очень часто родители задают эти вопросы себе или специалистам. Ведь каждый из нас хочет видеть своих детей талантливыми, успешными, креативными. Современный мир диктует новые правила и вырастает потребность в специалистах именно такого уровня. Как же нам помочь нашим детям раскрыть свои творческие способности. Давайте вначале разберемся с самим понятием.
Творческое мышление – один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов (С.Ю. Головин Словарь практического психолога). Л. С. Выготский о творчестве писал: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». Ну а если короче, то творчеством называют психический процесс создания новых материальных и духовных ценностей.
Рассматривая разные исследования, касающиеся структуры творческого мышления, можно заметить, что специалисты, изучающие эту тему, выделяли разные характеристики. При этом многие из них отмечали 3 важные способности творческого мышления: беглость, гибкость, оригинальность мышления.
1) Беглость – это количество идей, возникающих за некоторую единицу времени.
2) Гибкость – способность переключаться с одной идеи на другую.
3)Оригинальность мышления – способность продуцировать идеи, отличающие от общепринятых.
По мнению исследователей, люди с высокой беглостью, характеризуются тем, что способны порождать множество идей, причем эти идеи могут лежать как в одной сфере, так и разных. Могут быть как оригинальными, так и стандартными. Люди с высокой гибкостью могут продуцировать идеи из самых разных областей. Они очень быстро переключаются с одного направления на другое. Причем эти ответы необязательно будут продуктивными и оригинальными.
Способность к творчеству предполагает отклонение от традиционных схем мышления и порождение необычных идей, лежащих в разных областях знаний и умение быстро решать проблемные ситуации.
2. Основные этапы формирования творческого мышления у детей.
Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. П. Торенс провел изучение креативного мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие несколько лет и затем получает толчок к развитию. Креативность неоднозначно зависит от образования. Большинство детей теряют свое спонтанное бесстрашие, eсли они становятся «окультуренными». Однако, согласно модели П.Торенса, интеллект служит базой креативности. Интеллектуал может и не быть творческим человеком, но человек с низким интеллектом никогда не будет креативным. Известно, что у большинства одаренных людей уровень умственного развития был выше среднего.
У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.
1. Наглядно-действенное мышление.
Мышление рождается из действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. К примеру, играя со сборно-разборными игрушками типа головоломок, пирамидок, матрешек, ребенок практически, методом проб и ошибок ищет принципы их разборки и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных деталей. К пяти-шести годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы, представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка-дошкольника называют наглядно-действенным. К пяти годам дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметом, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие. Это позволяет ребенку придумывать новые и фантастические объекты и явления. В психологии эту способность называют фантазией. Фантазия ребенка на первой стадии развития творческого мышления еще очень ограниченна. Ребенок мыслит еще слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий.
2. Причинное мышление.
Известно, что предметы и явления действительности находятся в различных связях и отношениях: причинно-следственных, временных, функциональных, пространственных и т. д. Наглядно-действенное мышление дошкольника позволяет ему понимать пространственные и временные отношения. Причинно-следственные связи, как правило, скрыты от непосредственного восприятия, и не выступают на первый план. Чтобы их выявить, нужно отвлечься от второстепенного, случайного. Поэтому причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком контексте.
Изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. К 8—9 годам дети, читая или наблюдая за различными явлениями жизни, начинают формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти ответ, К 11—12 годам школьники стараются понять и осмыслить причинно-следственные связи и законы появления различных событий. Исследовательская активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышлении. Благодаря самостоятельности ребенок научается управлять своим мышлением: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы, рассматривать известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез. Эти способности, без сомнения, являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления.
Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов и правил природы и общества. С одной стороны, благодаря осознанию детьми правил и законов, их творчество становится более осмысленным, логичным, правдоподобным. С другой стороны, критичность может помешать творчеству, так как на этапе некоторые замечательные идеи могут показаться глупыми, нереальными и будут отброшены.
3. Эвристическое мышление
По мере взросления дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события. Многие социальные и природные явления вызваны большим количеством разнообразных факторов. Прогнозы развития этих явлений носят вероятностный, приблизительный характер. Типичными примерами ситуаций с вероятностными прогнозами могут служить прогнозы погоды, исхода шахматной партии, производственного или бытового конфликта и т.д. Во всех этих случаях причинное мышление оказывается недостаточным. Возникает необходимость в предварительной оценке ситуации и выборе среди множества вариантов и обилия факторов таких, которые имеют существенное влияние на ход событий. Выбор при этом осуществляется с опорой на ряд критериев, правил, которые позволяют сузить «зону поиска», сделать его более сокращенным, избирательным. Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим. Эвристическое мышление формируется ориентировочно к 12—14 годам. Самая большая психологическая опасность при эвристическом мышлении — это слишком поспешное принятие варианта решения. Преодолеть эту опасность можно, если попытаться найти несколько вариантов решения и сравнить их для выбора наилучшего.
3. Как раскрыть творческий потенциал в своем ребенке.
«Творчество-это потребность души. Творческое начало есть в каждом из нас». Так пишет в своей книге «Путь художника» Джулия Кэмерон. Творческий потенциал заложен в каждом ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Природная одаренность проявляется в ребенке довольно рано. Но в какой степени разовьется его творческий потенциал во многом зависит от семьи. Поэтому развивать творческие способности у своих детей лучше начинать как можно раньше. Но для этого важно понимать, какие они творчески одаренные дети.
Американский психолог К. Тэкэкс в своей книге «Счастливые родители одаренных детей» отмечает, что творческий ребенок очень пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу. Такой ребенок демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей). Он часто делает все по-своему, независим от стереотипов и внешнего влияния, изобретателен во всем. Способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; способен самостоятельно ставить проблемы и автономно их решать. Креативность предполагает способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих.
Что же можем сделать мы, взрослые для развития творческих способностей детей?
Дети — невероятно творческий народ. Кому-то нравится рисовать и мастерить, кому-то — музицировать, а кто-то — прирожденный изобретатель, обожает играть с конструктором или разбирать технические игрушки. Есть малыши, которые любят наряжаться и ставят спектакли. А кто-то с увлечением копается в земле и строит из песка, прутиков и глины. Дети бесконечно пробуют и узнают, что им интересно и к чему лежит душа. Вам стоит присмотреться к интересам ребенка и понять, чем ему нравится заниматься больше всего.
- Уже в раннем возрасте можно найти время для творческих занятий с ребенком. Вы вместе можете порисовать (карандаши, мелки, пальчиковые краски), полепить, попеть, послушать музыку, сделать поделку и т.д. Пусть ваш малыш еще много будет делать с вашей помощью. Но уже на этом этапе важно поддерживать идеи ребенка, больше давать самостоятельности и в любом случае не критиковать, а хвалить полученный результат. А чтобы избежать излишних беспокойств о беспорядке, продумайте заранее, как организовать место для творческих занятий (клеенка для покрытия пола или стола, влажные и сухие салфетки и т.д.).
- Не сдерживайте двигательную активность ребенка, чтобы он мог покувыркаться, попрыгать от восторга и т.д.
- Обязательно начинайте с более легких и простых заданий (успех в самом начале – важное условие)
- Будьте терпимы к странным идеям ребенка. Уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся странными и глупыми.
- Не стоит критиковать детей, если их опыт оказался не таким удачным, как вы ожидали. Не следует говорить, как можно улучшить его произведение. В этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош. Относитесь ко всем работам с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит. Хвалите и поощряйте ребенка за его усилия сделать что-то, а не только за его природный талант или удачу
- Вирджиния Вульф писала, что каждому творческому человеку нужна собственная комната. Не у всех нас есть такая возможность, но важно выделить какое-либо пространство своему подросшему «творцу», пусть даже оно будет совсем маленьким. Вы можете создать у себя дома «творческий уголок», где есть все необходимое для творчества. Сложите туда то, что может разбудить его воображение: пробки, блестки, клей, нитки, разноцветную проволоку, бусинки, цветную бумагу и т.д. Если у вас в доме нет ни одного свободного места, то роль «творческого уголка» может играть коробка или полка.
- Уже с 5-6 лет ваш малыш начинает готовиться к важному событию своей жизни: поступлению в первый класс. Поскольку интересы и способности детей формируются в процессе какой-либо деятельности, ребенку рекомендуется посещение кружков и секций по интересам. На этом этапе важно не пресекать инициативность своего чада, даже если вы знаете, что его увлечение временно. Задача взрослых – не подавлять, а всячески развивать и направлять творческую активность ребенка. Если ребенок отказывается заниматься выбранным ранее видом деятельности, не стоит ругать его. Постарайтесь разобраться, что это – обычная лень или его привлекает другой вид деятельности? Иногда лучше сменить несколько увлечений, чем годами заставлять ребенка заниматься тем, что не вызывает у него интереса. Настаивая на своем, вы можете надолго отбить у него желание заниматься чем-либо.
- В повседневной жизни нам часто бывает скучно. Но именно скука постоянно побуждает нас к действию: если вы заскучали, это подсказка, что пора менять направление деятельности. Когда ваш ребенок будет жаловаться на скуку, постарайтесь воздержаться от искушения решить проблему и занять его чем-то. Дайте ему возможность найти что-то новое.
- Когда в вашей семье появятся собственные творческие традиции, обязательно запечатлейте их. Фотографируйте рисунки и поделки, снимайте на видео музыкальные, танцевальные, литературные и театральные выступления. Делайте выставку из работ вашего ребенка. Даже спустя много лет будет интересно и приятно вспомнить, чем вы занимались вместе с детьми.
- Если ребенок любит представления и постоянно кого-то изображает – поиграйте все вместе в театр (кукольный, пальчиковый, во «взрослый» и т.д.). Придумывайте свои спектакли.
- В подростковом возрасте у детей формируются глубокие, устойчивые интересы, развивается самостоятельное творческое мышление. В этот период родителям стоит активно прививать ребенку практические навыки дисциплины и учить ответственно относиться к выбранному занятию. Проявляйте интерес к его увлечениям, ищите разные способы мотивировать ваше чадо к занятию. Позвольте ему по мере возможности самостоятельно планировать свои занятия.
- Не стоит навязывать свою точку зрения ребенку. Нередко родители забывают об этой прописной истине, пытаясь через детей претворять в жизнь нереализованные мечты и амбиции. Чтобы этого не происходило, взрослым придется учитывать интересы и желания ребенка, а не свои собственные.
- Ходите с ребенком на выставки, концерты, спектакли или публичные чтения — пусть увидит, как выражают себя творческие люди. Это раскрасит ваши будни, а у ребенка появятся новые идеи. Часто именно так возникает интерес. А главное, творчество заразительно!
- Читайте книги с детьми. Во все времена родители любили читать детям. Любимые истории из детства остаются с нами на всю жизнь, и часто именно они предопределяли наши интересы в гораздо большей степени, чем может показаться на первый взгляд.
Творчество — необыкновенный источник энергии, знаний, развития и радости. Для детей такие занятия творчеством необходимы: малыши учатся создавать, проявляют себя, не боятся пробовать что-то новое. Главное, чтобы было весело. Помните, как вы сами были детьми: смеялись, дурачились и веселились, когда придумывали что-то вместе? Наши детские занятия и работы остаются в памяти, потому что подарили море положительных эмоций. Любознательность, тяга к экспериментированию, смекалка, навыки решения задач, потребность в творческом самовыражении — все это пробуждается в детях, когда им весело. Радость — та самая искорка волшебства, благодаря которой дети хотят творить снова и снова.
Творчество должно радовать, вдохновлять, окрылять. А задача родителей — дать ребенку свободу и не превращать процесс в гонку за призами. Наслаждайтесь моментом. И если видите, что ваш ребенок по-настоящему увлечен во время рисования, выполнения поделки, спортивного занятия, игры на музыкальном инструменте или чтения стихов, то вы на правильном пути.
Список литературы:
- Бурменская Г.В. Слуцкий В.М. (общ. ред.) Одаренные дети. – М., Прогресс, 1991.
- Кэмерон Д., Лайвли Э. Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях. Манн, Иванов и Фербер, 2015.
- Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет. – Ярославль, 2002.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002.
- https://studfiles.net/preview/3550495/page:4/
- https://pikabu.ru/story/kak_razvit_tvorcheskie_sposobnosti_u_detey_30_sovetov_dlya_roditeley_5665287
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по развитию творческого мышления у детей 5-7 лет
Рекомендации для родителей по развитию творческого мышления у детей 5-7 лет. Хорошо развивается творческое мышление у детей через различные игры и упражнения....
Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Воображение старшего дошкольника приближается к творческому воображению взрослого. Воображение дошкольника развивается в игре, рисовании, сочинительстве. Без развития воображения невозможна умственная...
Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей старшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон
Тема: «Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей старшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по ме...
Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...
Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста
Образование уделяет мало внимания развитию творческого мышления дошкольников, так как основной целью является научить их использовать готовые решения. Вследствие чего дети редко ищут решения самостоят...
Развитие творческого мышления у детей. Арттехнологии.
Развитие творческих способностей у дошкольника.Арттехнологии....
Творческий проект: «Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста через создание мультфильма по оригинальной сказке с применением элементов ТРИЗ-технологии»
Детская мультипликация – это особый вид искусства, самостоятельный и самоценный. Мультипликация очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозмож...