Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста
консультация на тему

Понкратова Любовь Петровна

Образование уделяет мало внимания развитию творческого мышления дошкольников, так как основной целью является научить их использовать готовые решения. Вследствие чего дети редко ищут решения самостоятельно, так как использовать готовые способы быстрее и легче. Но при таком обучении опускается важное значение творческого мышления в процессе психического развития ребенка, а оно, в свою очередь, оказывает влияние на познавательную деятельность, активизирует коммуникативную и эмоциональную сферы личности, способствует развитию социальной компетентности. Исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, и др. показывают, что творческое мышление выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учебного материала, но и условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, то есть в значительной степени определяет эффективность учебной деятельности в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мышление является высшим познавательным процессом и представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.

А. В. Брушлинский писал: «Мышление – это всегда искание и открытие существенно нового». По его мнению, мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.

В учебнике Н. С. Ефимовой можно встретить следующее определение: «Мышление  психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира».

Р. С. Немов отмечал, что мышление  это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие  обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

В психологии принята условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как: онтогенетический уровень развития, включающий такие виды мышления как наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактное мышление; характер решаемых задач, включающий в себя практическое и теоретическое мышление; степень развернутости куда входят дискурсивное и интуитивное мышления и наконец новизна и оригинальность представленная репродуктивным и творческим (продуктивным) мышлением.

Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.

Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Творческое мышление позволяет представить результат труда до его начала, при этом не просто придумать что-то новое, но и продумать все части, пользу и возможное использование задуманного, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. При этом процессе отражение действительности происходит путем оперирования понятиями и поэтому создание с помощью творческого мышления образа конечного или промежуточного продукта труда ведет к его предметному воплощению.

Исследователи выделяли различные причины, оказывающие влияние на формирование творческого мышления. К примеру, Эдвард де Боно считал, что оно начинает развиваться при решении любых проблемных ситуаций, а вот П. Торренс предполагал, что на формирование творческого мышления влияют лишь проблемы с естественной и легко достигаемой мотивацией, близкие к области интересов человека.

То, на сколько хорошо будет развито творческое мышление, оказывает влияние уровень развития творчества или творческих способностей ребенка.

В психологическом словаре творчество трактуется как процесс человеческой деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у любой личности творческих способностей, а так же мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью.

Способность к созданию принципиально новых идей изначально присуща ребенку, и она формируется стихийно в благоприятной среде игры и детского экспериментирования. В начале все проявления творческой деятельности (пение, рисование, игра-драматизация, танец и т. д.) являются подражаниями действиям взрослого, которые связанны с попыткой самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем становятся основой творческой инициативы. Дошкольники начинают проявлять активность и инициативу в применении уже освоенных ими приемов работы по отношению к новому содержанию, в нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, в использование разных видов преобразований и т. п.

Субъективно дошкольник постоянно открывает что-то новое, и творчество в этом возрасте можно расценивать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, личностного роста, накопления опыта, знаний и т. д. Ребенок 46 лет восприимчив ко всему новому, его отличает своеобразие воображения и чувств. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир и родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний  это необходимая предпосылка для развития будущей творческой деятельности и как следствие  творческого мышления. Поэтому к середине дошкольного возраста из факторов, детерминирующих творческое мышление, наиболее значимыми являются внешняя среда и условия социализации ребенка. Затем постепенно нарастает значение индивидуального опыта.

Творческое мышление у детей обычно начинает проявляется к началу старшего дошкольного возраста. Воссоздаваемые ребенком этого возраста образы применяются в различных ситуациях, но характеризуются низкой содержательностью и специфичностью, так как дошкольник ещё плохо осознает проблемную ситуацию и не умеет выделять существенные свойства объектов.

К шести годам у детей появляются попытки анализа свойств объекта с выделением очевидных и игнорированием существенных, но менее очевидных свойств. Так же дети в этом возрасте обучаются совершать действия в уме, т. е. в качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы-представления. Кроме того, в этом возрасте появляется и развивается внутренняя позиция, которая дает ребенку возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию, что выражается в способности создавать системы образов, взаимосвязанных и взаимообусловливающих друг друга.

К концу старшего дошкольного возраста ребенок уже активно использует деятельность по экспериментированию и апробации разных подходов к проблеме. Дошкольник способен анализировать свойства объекта, выделять очевидные и скрытые существенные свойства, ясно улавливает особенности проблемной ситуации.

В старшем дошкольном возрасте, в связи с развитием творческого мышления, а также с увеличившимся опытом и знаниями, у детей усложняется содержание игр. Игровые сюжеты, воплощаемые детьми, представляют собой уже не привычные для младших дошкольников последовательности событий, схожих с реальной действительностью, а их комбинирование и преобразование, зависящее от индивидуальных желаний и намерений. В своих играх дети старшего дошкольного возраста отождествляют предметы и действия с ними, создают различные новые ситуации, а благодаря мышлению игра может протекать во внутреннем плане или переноситься на другие виды деятельности – рисование, конструирование, сочинительство и т. д.

Так же стоит отметить, что от уровня развития творческого мышления напрямую зависит будущее обучение в школе, так как данный процесс выступает предпосылкой к эффективному усвоению учебного материала. Благодаря развитому творческому мышлению значительно расширяются познавательные возможности ребенка-дошкольника, так как он может воссоздавать объективную реальность, достраивать целостную картину мира, получать новые впечатления. Опираясь именно на творческое мышление дети могут овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.

Для эффективного развития творческого мышления родителям нужно стараться не допустить появления у ребенка внутренних барьеров, таких как:

   боязнь показаться глупым и быть обсмеянным. Чаще всего названные барьеры возникают у детей из-за того, что взрослые, совершенно не задумываясь о последствиях своих слов и действий, не принимают всерьез необычные идеи детей и вместо этого навязывают им свои собственные;

   боязнь критики так же может возникнуть в детстве, так как чаще всего в моменты, когда ребенок что-то делает, взрослый может сказать о том, что действия ребенка бесполезны, не несут никого смысла, или запретить ребенку этим заниматься, так как сам взрослый это сделал бы на много лучше;

   высокая тревожность, когда ребенок просто боится высказывать свои мысли из-за неуверенности в себе, так же может возникнуть из-за взрослых, которые не поддерживают ребенка.

В противоположность вышеназванным барьерам выступает чувство завышенной значимости собственных мыслей и идей. Данный барьер, мешающий развитию творческого мышления, возникает при низко развитом критическом мышлении, которое конкурирует с творческим и направлено на поиск и оценивание недостатков создаваемых идей. Поэтому творческое мышление, связанное с созданием чего-то нового, при отсутствии критического мышления не будет развиваться, так как ребенок не сможет замечать собственные недочеты. В этом случае мнения других ребенком совершенно не воспринимаются, так как у него есть полная уверенность, что лучше собственной идеи нечего быть не может.

После окончания дошкольного возраста способность к творчеству начинает угасать, так как ребенок идёт в школу и вся его деятельность нацелена на школьное обучение, а значит у него отсутствуют стимулы к проявлению творческой активности. Основной задачей становится учебная деятельность, предполагающая изучение стандартного и творческая деятельность, которая развивает в детях способность к созданию новых решений, то есть развитие творческого потенциала отодвигается на второй план. Это связанно с тем что в процессе образования уделяется мало внимания развитию творчества детей как навыка, так как существует стереотип о том, что любая идея должна быть логична, вследствие чего может образоваться лишь благодаря логическим методам.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод о том, что старший дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития творческого мышления у детей. От того, насколько эффективно были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал будущего школьника. Именно период дошкольного детства отличается своеобразием воображения и чувств, т. е. он расположен к развитию творчества. Если в этот период творческое мышление специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение данной способности. Грамотно подойдя к творческому воспитанию ребенка можно будет по максимуму развить у него творческое мышление, что в свою очередь в будущем приведет к его успешному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировка творческого мышления у детей дошкольного возраста

Мастер класс по работе с кинетическим песком для развития всех познавательных способностей...

Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО. Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста ДОУ в соответствии с ФГОС» Труфановой Е.И.

Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО.  Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у...

Развитие образного мышления у детей дошкольного возраста через творческое освоение окружающего мира. (Многообразие образов в сказках-шумелках)

В современном обществе как никогда ранее, существует потребность в людях образованных, умеющих самостоятельно и конструктивно мыслить и принимать решения и в то же время, способные српереживать. Но за...

Реализация детско-взрослых исследовательских проектов как средство развития творческого мышления у детей дошкольного возраста.

Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования....

Консультация для родителей «Формирование математических представлений и развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста посредством плоскостного моделирования»

Методический материал (буклет) в помощь родителям. В домашних условиях с детьми дошкольного возраста можно формировать у детей математические представления на основе плоскостного моделирования....