Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.
статья (подготовительная группа) на тему
Воображение старшего дошкольника приближается к творческому воображению взрослого. Воображение дошкольника развивается в игре, рисовании, сочинительстве. Без развития воображения невозможна умственная активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskogo_myshleniya_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Неординарный подход к решению различных заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.
Выготский Л.С. понимал под творческой деятельностью такую деятельность человека, которая создает нечто новое, всё равно – будет ли это, созданное творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущих и обнаруживающихся только в самом человеке.
Творческая деятельность состоит:
- Гибкости мышления (способность изменять способы решения поставленных в начале задач, выделять существенные из множества признаков);
- Самостоятельность мышления – умение увидеть и поставить новую задачу, затем решить её самостоятельно;
- Систематичности и последовательности позволяющих людям управлять, контролировать процесс творческого мышления;
- Способности не бояться придумывать новое и брать ответственность за свои решения.
Воображение старшего дошкольника может приближаться к творческому воображению взрослого. Однако, это творчество не реализуется, оно малопродуктивно, ребёнок занимается этим «для себя». Основа активного воображения дошкольника реализуется в игре. Игра переносит его в другие виды деятельности – рисование, конструирование, сочинительство. Детское творчество неповторимо и удивительно в своих замыслах и результатах.
Исследования показали, что без развития воображения невозможна творческая и умственная активность ребёнка. Хорошо развитое воображение обогащает восприятие мира, делает его ярким и запоминающимся. Взрослый должен научить его создавать новые образы, развить у ребенка реализм воображения, воспитать способность к проявлению инициативы и мысленно - практическому экспериментированию.
Выполняя задания, ребенок учится логически рассуждать, находить оригинальные решения, самостоятельно делать выводы, творчески применять полученные знания.
Цель: Развитие творческого мышления через воображение, творчество и фантазию. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе.
- Показать возможность применения нестандартного подхода к решению задач.
- Развивать гибкость мышления.
- Учить самостоятельности в выборе решения.
Выготский говорил о том, что творческая деятельность- это естественная деятельность для ребенка
Развивать творческое мышление продуктивно в совместной деятельности с детьми. Работать удобно по подгруппам 10-12 человек.
В работе учитываются возрастные особенности детей; ведущий вид деятельности (игра) и используется яркий стимульный материал.
Структура занятия.
Название части. | Основные задачи. | Средства и методы работы. |
Вводная часть. ¼ части занятия. | Создать эмоционально благоприятную атмосферу. Развить чувство единства, сплоченности. | Ритуал приветствия, психогимнастика, синхронизация, подвижные игры и упражнения. |
Основная часть. ½ части занятия. | Развить творческие способности и гибкость мышления, навыки нестандартного подхода к решению задач. Находить множество решений одной и той же задачи. Развить моторные навыки. | Игра, рисунок, беседа. |
Заключительная часть. ¼ части занятия. | Снятие эмоционального напряжения. Рефлексия (обобщение опыта.) | Подвижные игры на снятие напряжения. Оценка самочувствия. Ритуал прощания. |
Знятие 1
Цель: Развитие воображения, формирование умения смотреть на предмет с различных точек.
Задачи: Развить чувство принадлежности к группе.
- Ритуал приветствия.
- Назовите свое ласковое имя.
- « Клубочек» (развивает умение действовать согласованно, создает ощущение единства ).
Один ребенок будет выполнять роль «катушки», а все остальные возьмутся за руки. Тот, кто стоит первым пусть дает руку «катушке». У нас получилась ниточка закрепленная на катушке. Я возьму за руку последнего из вас и буду водить всех по кругу до тех пор, пока вся ниточка не намотается на катушку. Теперь почувствуйте какой у нас получился крепкий, дружный клубок. А теперь мы размотаемся
- Разминка. Возьмите карандаш, фломастер или краски и нарисуйте с закрытыми глазами закорючку (каракулю). Посмотрите, на что она похожа и дорисуйте ее. Затем нарисуйте еще одну и передайте свой листок соседу справа. Дорисуйте полученную закорючку.
Вопросы - Что нарисовано?
-Что было до этого?
-Нравилось дорисовывать?
-Как себя чувствует тот, кого нарисовал?
Спросить у хозяина закорючки- «Тебе нравится, как дорисовали твой рисунок?)
- Нарисуй фантастическое животное и придумай ему имя.
Вопросы: Кто это? Как его зовут? Где он живет? С кем дружит? Хорошо ли ему сейчас? Чего он хочет? Зачем ему рога?
- Оценка самочувствия.
- Ритуал прощания.
Оборудование: карандаши, краски, листы, фломастеры, кисти.
Библиография.
Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7лет: Игровые технологии.-М.,ТЦ Сфера, 2005.
Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение,1981.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб.: СОЮЗ,1997
Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн.-М.,ВЛАДОС,1998
Туник Е.И. Психогимнастика творческого мышления. Креативные тесты. – СПб.,2002.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Пер с нем. – М.,Генезис,1998.
Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребёнка: 105 психологических тестов. – СПб.: Речь,2004
Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005
Журнал Веселая Академия. Развиваем воображение. Выпуск 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Разбудить в ребенке волшебника" или как развить творческое мышление у детей старшего дошкольного возраста
У некоторых детей, впервые пришедших в детский сад, отмечается недостаток наблюдательности, творческой выдумки и воображения в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило...
Программа для одаренных детей "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"
В этой программе отражена деятельность педагогов по выявлению детей с одаренными математическими способностями. Разраработаны цели, задачи, перспективный план работы с одаренными детьми на один учебны...
«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности по развитию математических представлений посредством дидактических игр и упражнений»
Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиям...
Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...
Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста
Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста...
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у детей творческого мышления одна из важнейших задач образования. Стремление реализовать себя, ...
Творческий проект: «Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста через создание мультфильма по оригинальной сказке с применением элементов ТРИЗ-технологии»
Детская мультипликация – это особый вид искусства, самостоятельный и самоценный. Мультипликация очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозмож...