Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.
статья (подготовительная группа) на тему

Воображение старшего дошкольника приближается к творческому воображению взрослого. Воображение дошкольника развивается в игре, рисовании, сочинительстве. Без развития воображения невозможна умственная активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Неординарный подход к решению различных заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.

Выготский Л.С. понимал под творческой деятельностью такую деятельность человека, которая создает нечто новое, всё равно – будет ли это, созданное творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущих и обнаруживающихся только в самом человеке.

Творческая деятельность состоит:

  • Гибкости мышления (способность изменять способы решения поставленных в начале задач, выделять существенные из множества признаков);
  • Самостоятельность мышления – умение увидеть и поставить новую задачу, затем решить её самостоятельно;
  • Систематичности и последовательности позволяющих людям управлять, контролировать процесс творческого мышления;
  • Способности не бояться придумывать новое и брать ответственность за свои решения.

Воображение старшего дошкольника может приближаться к творческому воображению взрослого. Однако, это творчество не реализуется, оно малопродуктивно, ребёнок занимается этим «для себя». Основа активного воображения  дошкольника реализуется в игре. Игра переносит его в другие виды деятельности – рисование, конструирование, сочинительство. Детское творчество неповторимо и удивительно в своих замыслах и результатах.

Исследования показали, что без развития воображения невозможна творческая и умственная активность ребёнка. Хорошо развитое воображение обогащает восприятие мира, делает его ярким и запоминающимся. Взрослый должен научить его создавать новые образы, развить у ребенка реализм воображения, воспитать способность к проявлению инициативы и мысленно - практическому экспериментированию.

Выполняя задания, ребенок учится логически рассуждать, находить оригинальные решения, самостоятельно делать выводы, творчески применять полученные знания.

Цель: Развитие творческого мышления через воображение, творчество и фантазию. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • Создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе.
  • Показать возможность применения нестандартного подхода к решению задач.
  •  Развивать гибкость мышления.
  • Учить самостоятельности в выборе решения.

Выготский говорил о том, что творческая деятельность- это естественная деятельность для ребенка

Развивать творческое мышление продуктивно в совместной деятельности с детьми. Работать удобно по подгруппам 10-12 человек.

В работе учитываются возрастные особенности детей; ведущий вид деятельности (игра) и используется яркий стимульный материал.

Структура занятия.

Название части.

Основные задачи.

Средства и методы работы.

Вводная часть.

¼  части занятия.

Создать эмоционально благоприятную атмосферу.

Развить чувство единства, сплоченности.

Ритуал приветствия, психогимнастика, синхронизация, подвижные игры и упражнения.

Основная часть.

½ части занятия.

Развить творческие способности и гибкость мышления, навыки нестандартного подхода к решению задач.

Находить множество решений одной и той же задачи.

Развить моторные навыки.

Игра, рисунок, беседа.

Заключительная часть.

¼ части занятия.

 Снятие эмоционального напряжения.

Рефлексия (обобщение опыта.)

Подвижные игры на снятие напряжения.

Оценка самочувствия.

Ритуал прощания.

Знятие 1

Цель: Развитие воображения, формирование умения смотреть на предмет с различных точек.

Задачи: Развить чувство принадлежности к группе.

  • Ритуал приветствия.
  • Назовите свое ласковое имя.
  • « Клубочек» (развивает умение действовать согласованно, создает ощущение единства ).

Один ребенок будет выполнять роль «катушки», а  все остальные возьмутся за руки. Тот, кто стоит первым пусть дает руку «катушке». У нас получилась ниточка закрепленная на катушке. Я возьму за руку последнего из вас и буду водить всех по кругу до тех пор, пока вся ниточка не намотается на катушку. Теперь почувствуйте какой у нас получился крепкий, дружный клубок. А теперь мы размотаемся

  • Разминка. Возьмите карандаш, фломастер или краски и нарисуйте с закрытыми глазами закорючку (каракулю). Посмотрите, на что она похожа и дорисуйте ее. Затем нарисуйте еще одну и передайте свой листок соседу справа. Дорисуйте полученную закорючку.

Вопросы - Что нарисовано?

                -Что было до этого?

                -Нравилось дорисовывать?

                -Как себя чувствует тот, кого нарисовал?

Спросить у хозяина закорючки- «Тебе нравится, как дорисовали твой рисунок?)

  • Нарисуй фантастическое животное и придумай ему имя.

Вопросы: Кто это? Как его зовут? Где он живет? С кем дружит? Хорошо ли ему сейчас? Чего он хочет? Зачем ему рога?

  • Оценка самочувствия.
  • Ритуал прощания.

Оборудование: карандаши, краски, листы, фломастеры, кисти.

Библиография.

Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7лет: Игровые технологии.-М.,ТЦ Сфера, 2005.

Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение,1981.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб.: СОЮЗ,1997

Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн.-М.,ВЛАДОС,1998

Туник Е.И. Психогимнастика творческого мышления. Креативные тесты. – СПб.,2002.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Пер с нем. – М.,Генезис,1998.

Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребёнка: 105 психологических тестов. – СПб.: Речь,2004

Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005

Журнал Веселая Академия. Развиваем воображение. Выпуск 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Разбудить в ребенке волшебника" или как развить творческое мышление у детей старшего дошкольного возраста

У некоторых детей, впервые пришедших в детский сад, отмечается недостаток наблюдательности, творческой выдумки и воображения в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило...

Программа для одаренных детей "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"

В этой программе отражена деятельность педагогов по выявлению детей с одаренными математическими способностями. Разраработаны цели, задачи, перспективный план работы с одаренными детьми на один учебны...

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности по развитию математических представлений посредством дидактических игр и упражнений»

   Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиям...

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у детей творческого мышления одна из важнейших задач образования. Стремление реализовать себя, ...

Творческий проект: «Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста через создание мультфильма по оригинальной сказке с применением элементов ТРИЗ-технологии»

Детская мультипликация – это особый вид искусства, самостоятельный и самоценный. Мультипликация очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозмож...