КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи»
консультация на тему
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Использование игровых технологий
в развитии
фонематических процессов
старших дошкольников с нарушениями речи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_obrazovaniya_administratsii.docx | 54.53 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»
141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 А, тел.8(49624) 2-02-16
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Использование игровых технологий
в развитии
фонематических процессов
старших дошкольников с нарушениями речи»
Подготовила учитель-логопед:
Кузнецова Анна Сергеевна
2018г
Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи
Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Малыши и четвёртого, и седьмого года жизни играют, доступным им образом воссоздавая и проживая ситуации из жизни, готовясь ко встрече с реальным миром людей, с отношениями в нём, желая занять своё место в этом мире
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.
В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития. Однако часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения дисграфий, дислексий у школьников.
Понятие «фонематический процесс» включает в себя фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.
Логопедическая работа по развитию у детей фонематических процессов условно делится на 6 этапов:
I. Этап: узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).
II. Этап: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
III. Этап: различение слов, близких по звуковому составу.
IV. Этап: дифференциации слогов.
Постепенно, в течение этого периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.
V. Этап: дифференциации фонем.
VI. Этап: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма - вычленение звука и определение его места в слове (начало, середина, конец). И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в слове, их количество и место по отношению к другим звукам.
Учитывая выше сказанное, подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап коррекционной работы по формированию фонематических процессов дошкольников.
1. Игры, направленные на развитие слухового внимания
«Узнай по звуку»
Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.
Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.), фишки.
Описание игры: Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.
Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, и т.д.
Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.
2. Игры на развитие речевого слуха
«Угадай, чей голосок»
Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.
Оборудование: мишка (игрушка).
Описание игры: Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.
Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.
3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу
«Будь внимателен»
Цель: учить определять правильность произношения слов.
Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.
Описание игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка, къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка
4. Игры, направленные на дифференциацию слогов
«Повтори правильно»
Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.
Оборудование: мяч.
Описание игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са....
5. Игры, направленные на дифференциацию звуков
«Не ошибись»
Цель: дифференциация звуков [с] - [з].
Оборудование: картинки: «Свисток» и «Звонок».
Описание игры: Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой - звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком - в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с... А если звук [з], то - со звонком и говорят: з-з-з... Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.
6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков
«Угадай-ка»
Цель: развивать умение составлять слова из предложенных звуков.
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры: Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок - сон, ключ, обруч, топор - кот).
Реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников.
Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.
Список литературы
1. Дурова, Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. [Текст]/ Н.В. Дурова. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.-112с.
2. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов. [Текст]/ Е.А. Пожиленко. - М.: Владос, 1999.- 216с.
3. Селиверстов, В.И. Игры в логопедической работе с детьми. [Текст]/ В.И. Селивёрстов. - М: Просвещение, 1979. - 192с.
4. Ткаченко, Т. А. В первый класс без - дефектов речи: Методическое пособие. [Текст]/ Т.А. Ткаченко. - СПб.: Детство-Пресс, 1999.-112с.
5. Цвынтарный, В.В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. [Текст]/ В.В. Цвынтарный. - М.: Центрполиграф, 2004.- 63с.
6. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада. [Текст]/ Г.С. Швайко. - М.: Просвещение, 1988.-64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.
Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи. Для оптимизации кор...
Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи
В дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
рекомендации родителям и учителям-логопедам...
Тема: «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи».
Консультация для воспитателей ДОУ от учителя - логопеда на тему : " Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи"....
Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и сем...
Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и сем...