Конспекты родительских собраний по 1 младшей группе за 2017-2018 учебный год
классный час (младшая группа) на тему
Конспекты родительских собраний по 1 младшей группе за 2017-2018 учебный год
Скачать:
Предварительный просмотр:
8 сентября 2017года
Родительское собрание – групповая консультация в 1 младшей группе «Ваш ребёнок поступает в детский сад»
Родительское собрание в младшей группе
на тему:"Ваш ребёнок поступает в детский сад"
(Тренинговое занятие для родителей)
Присутствовало: 4 человек
Детство – важнейший период человеческой
жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая,
яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,
как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские
годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего
мира - от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский.
Цель: Формирование у членов группы установки на взаимопонимание, создание климата психологической безопасности. Обозначить проблемы адаптации детей к детскому саду. Выработать общие пути по предупреждению этих проблем.
Примечание: На тренинговом занятии желательно присутствие заведующей, старшего воспитателя, мед. работника, психолога.
Содержание:
1. Вводная часть:
Приветствие: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо за то, что Вы нашли время и пришли на нашу встречу!
Задачи нашей работы следующие:
1. Обозначить проблемы адаптации детей к детскому саду;
2. Выработать общие пути по предупреждению и решению этих проблем.
Мини-лекция: «Проблема адаптации к условиям детского сада».
Эта тема выбрана не случайно, а в результате многолетних наблюдений, психолого-педагогических исследований адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребенок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из «рук» родителей, именно они играют главную роль в сознании того образа мира, который позволит ребенку со временем выйти из «гнезда», найти свое место среди людей, научиться жить в ладу с самим собой и окружающими. Взрослым часто кажется, что это происходит само собой, по мере взросления ребенка, и никаких проблем здесь быть не может. Вырастая, мы не забывали о том, как трудно и страшно было впервые отпустить мамину руку и переступить порог самостоятельной жизни, даже если это порог детского сада.
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течении 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Далеко не все дети успешно с этим справляются.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказы от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Как родители, так и воспитатели параметрами готовности ребенка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближенному к детсадовскому. Вопрос же о том, в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения, родителями даже не обсуждается. Более того, нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая «учеба» зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей.
Наблюдения за детьми в детском саду свидетельствуют о том, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомому для него взрослому или другому ребенку.
В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении – с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной. Это подтверждают и данные центра Госсанэпиднадзора, свидетельствующие о росте нервно-психических заболеваний среди детей, посещающих дошкольные учреждения, на 53% за последние два года. При этом они занимают пятое место среди других заболеваний.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достижение успехов, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Поэтому мы считаем важным, рассмотреть вместе с Вами, что и как делать для того, чтобы наши дети испытывали как можно меньше трудностей при адаптации к ДОУ. Но без Вас, без вашей помощи, уважаемые родители нам будет очень сложно.
Уважаемые родители! Вы должны понять, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не сможет сделать для Ваших детей все. Детский сад призван помочь вам, а не заменить Вас. Без вашей помощи просто нельзя.
Сегодня мы будем много общаться друг с другом, поэтому я прошу всех участников представиться (по кругу) и сообщить: как к вам можно обращаться, чей вы родитель, чего вы ждете от нашей встречи. (Все участники встречи по очереди рассказывают в нескольких словах о себе, передавая мягкую игрушку)
Теперь мы уже немного узнали друг о друге, и я предлагаю Вам продолжить наше знакомство, проведем небольшую игровую разминку, которая нам поможет настроиться на совместную работу.
2. Разминка.
Игра энергизатор «Встаньте все те…»
Цель: сплочение группы.
Содержание: Я буду произносить фразы, тот кто согласен с тем, о чем я говорю, будут вставать на ноги. Тот к кому это не относится, продолжают сидеть на стуле.
- Встаньте все те, кто в детстве посещал детский сад…
- Встаньте все те, кто не посещал детский сад…
- Встаньте все те, кто помнит своих воспитателей…
- Встаньте все те, кто помнит детей своей группы…
- Встаньте все те, кто любил ходить в детский сад.
- Встаньте все те, кто хочет, что бы его ребенку в детском саду было хорошо…
Игра энергизатор «Хрустальный шар»
Цель: сплочение группы, снятие напряжения с участников занятия, настрой на работу.
Содержание: Участники встают в круг, вытягивают руки с открытыми вверх ладонями на уровне талии, и перекатывают мяч, стараясь его не уронить.
Задание: «катите» мяч по кругу как можно скорее, но не допускайте его падения.
Обсуждение:
Можно ли было уклониться от выполнения задания? Так и мы с вами будем помогать нашим детям, привыкать к новым условиям в детском саду. Самое интересное то, что адаптироваться будут не только дети, но и все взрослые: педагоги, родители.
Игра энергизатор «Нас с тобой объединяет…»
Цель: Создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе.
Участники сидят лицом в круг.
Сейчас давайте поговорим о том, что у нас общего друг с другом. Я брошу кому-нибудь мяч, назову его по имени и скажу, что нас объединяет. Поймавший бросит мяч кому-то другому, назовет его по имени и скажет: «Нас с тобой объединяет.»Постараемся быть внимательными и никого не пропустить.
Энергизатор «Качающийся круг»
Цель: Снятие напряжения, настрой на работу, сплочение группы.
Содержание: Участники, стоя в кругу, начинают раскачиваться из стороны в сторону. Раскачиваются до тех пор, пока их движения не будут выполняться в одном направлении, в одном ритме.
3. Основная часть.
Упражнение «Закончи предложение».
Теперь я попрошу Вас сесть на стулья и подумать, как бы вы закончили следующее предложение:
«Мой ребенок поступает в детский сад…»
(Участники по очереди заканчивают предложение, передавая мягкую игрушку по кругу, проговаривая свои надежды и опасения).
Итак, попробуем уточнить: как Вы понимаете слово адаптация? (Выслушиваются высказывания). Если очень кратко – это приспособление к условиям детского сада.
Прежде чем продолжить нашу работу, прошу Вас ответить на следующие вопросы:
- Кто может помочь ребенку в период адаптации?
- Как можно облегчить период адаптации к ДОУ?
Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа на листочке будет записывать свои мысли по этому поводу.
Первая часть задания:
Как можно облегчить период адаптации к ДОУ?
Вторая часть задания:
Кто в этом может помочь?
Обсуждение полученного результата.
Мини-лекция: «Готовность ребенка к выходу из семьи».
В целом проблема психологической неготовности ребенка к «выходу» из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого «несадовского» (а потом и «нешкольного») ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.
Реальные результаты в решении задач профилактики и практического преодоления «адаптационного синдрома», возникающего у детей, впервые поступающих в ДОУ, может принести только единая система взаимодействия родителей и специалистов ДОУ.
Для того чтобы управлять процессом адаптации, необходимо: хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей работе. Прежде всего – это функциональная незрелость организма, поэтому нуждается в очень бережном отношении, внимательном уходе, т. е. забота о здоровье. С состоянием здоровья тесно связано психическое развитие ребенка. Ведь если дети часто болеют, они становятся вялыми, безразличными к окружающему или раздражительными, плаксивыми, а это может существенно задержать развитие движений, действий с предметами, следовательно, задержать развитие мышления, восприятия, речи. Поэтому, готовя ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, родители должны особое внимание уделять его закаливанию. Характерной особенностью детей в первые годы жизни является бурный темп их физического и психического развития. Так за первый год ребенок прибавляет в весе около 7 кг., а вырастает на 25 см. Учится держать голову, а к году уже ходит. Растет активный словарь от 10-12 слов в год до 1200-1500 слов к 3 годам.
Такой стремительный темп развития накладывает отпечаток и на физическое состояние ребенка, и на его поведение.
Содержание общения ребенка со взрослыми в первые месяцы жизни имеет эмоциональный характер: улыбка, радостное оживление и т. д. Если взрослые не включают игрушку в процесс общения, ребенок задерживается на стадии эмоционального общения, а это задерживает развитие действий с предметами, овладение которыми необходимо для нормального развития основных психических процессов.
Эмоции детей первых лет жизни характеризуются неустойчивостью. Поэтому резкое изменение условий жизни может вызвать у него испуг, слезы. В таком состоянии ребенок невосприимчив к обучению, у него снижается аппетит, он отказывается играть.
Эмоциональное состояние является показателем испытываемого ребенком комфорта или дискомфорта. Создать условия для бодрого жизнерадостного настроения у детей – одна из важнейших задач, стоящих перед воспитателями. Успокоив ребенка, воспитатель получает возможность познакомить его с окружающим, наладить его контакты с другими детьми.
Следует иметь в виду, что маленькие дети эмоционально заражаемы.
Плачущий ребенок может вызвать плач и у остальных. Малыши очень чутко реагируют и на состояние окружающих взрослых. Спокойный, ровный настрой взрослого благоприятствует созданию хорошего настроения у детей. Раздражение, дурное расположение духа как бы передается и детям.
Важным условием поддержания положительного эмоционального состояния у детей является их занятость.
Дети первых лет жизни быстро утомляются. Поэтому важным условием предупреждения переутомления организация режима дня. Иначе, переутомление может способствовать возникновению невроза, т. к. выносливость нервной системы детей очень мала.
Ребенок, окруженный доброжелательным вниманием, лаской, становится более общительным, быстрее начинает знакомиться с группой, разговаривать с детьми. В атмосфере раздражительности, когда ребенок видит сердитые лица взрослых, слышит раздраженные голоса, он замыкается в себе, становится озлобленным и неуравновешенным в поведении, не проявляет интереса к окружающему, начинает отставать в психическом развитии.
Итак:
- Отношение окружающих взрослых;
- Воспитательное воздействие;
- Активность самого ребенка;
- Обстановка, в которой находится ребенок.
Как правило, ослабленные дети, труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими.
Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить не меньше, чем тех детей, которые плачут и зовут родителей.
На поведение накладывают отпечаток и особенности нервной системы:
- Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью;
- Легко возбудимые, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Важно не допускать перевозбуждения нервной системы;
- В противоположность легковозбудимым есть и те, которые, отличаются спокойным, несколько медлительным, даже инертным поведением. Они очень неактивно выражают свои чувства, и, кажется, внешне благополучно адаптируются. Однако свойственная им медлительность может усилиться. Важно помнить, что нельзя раздражаться по поводу их медлительности. Нетерпеливый подход может привести к осложнениям в его поведении, к затруднениям в адаптации.
- Особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств и не выражают.
Игнорирование взрослыми типологических особенностей нервной системы ребенка в период адаптации к детскому саду может привести к осложнениям в его поведении.
Как правило, чем уже круг общения в семье, тем дольше происходит адаптация ребенка в детском саду.
В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания навыков общения. Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:
1. этап – потребность в общении с близкими, как потребность в получении от них ласки, внимания; (от20 дней – до 2-3 месяцев).
2. этап – потребность в общении со взрослыми, как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем; (от 7 до 10-20 дней).
3. этап – потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях; (от 2-3 до 7-10 дней).
Итак, в первые дни пребывания ребенка в группе является минимальным. Утреннее кормление желательно проводить дома. Для детей, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуется назначать в первые дни приходить только на прогулку. Укладывать спать желательно, проводить на шестой день пребывания в детском саду. На девятый день рекомендуется родителямоставить ребенка на один – два дня дома (из-за снижения защитных сил организма).
При этом необходимо помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учетом особенностей привыкания ребенка к ДОУ.
(обсуждение вопросов)
1. Причины определения ребенка в детский сад и родительские ожидания.
2. Обсуждение проблемы: чего родители опасаются и как они могут справиться со своей тревогой.
3. Ознакомление родителей с разными вариантами адаптации детей к ДОУ.
4. Советы родителям по подготовке ребенка к ДОУ.
5. Познакомить родителей с анамнестическими факторами риска, осложняющими адаптацию ребенка к ДОУ.
Подведем итоги:
В процессе адаптации ребенка к ДОУ рекомендуется:
- Использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать);
- По рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с успокоительными сборами трав;
- Предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;
- Рассказывать сказки, петь колыбельные песни перед сном;
- Использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
- Создать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.
Данная система работы поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.
4. Заключительная часть.
Сегодня мы начали разговор об адаптации детей к условиям детского сада, почему важно уделять этому вопросу особое внимание, и как помочь ребенку, поступающему в детский сад. Я думаю, что каждый из Вас узнал что-то новое. А на прощание хочу предложить Вам еще несколько упражнений.
Упражнение: «Тонкая бумага»
Содержание: каждому участнику предложить по листку бумаги. Упражнение выполняется с закрытыми глазами. Инструкция участникам:
- держать листок за два верхних угла прямо перед собой;
- сложите листок вдвое;
- разгладьте место сгиба;
- вырвите кусочек бумаги из места сгиба;
- снова сложите листок вдвое ит. д.
Когда у участников получатся маленькие, многократно сложенные листки, предложить открыть глаза и развернуть листки.
У всех ли одинаковые листки?
Чем отличаются листки?
В чем листки похожи?
Итог: Да, мы все разные. Так и наши дети, у них много общего, но они все разные. И у каждого ребенка период адаптации будет протекать по-разному.
В заключение я хотела бы прочитать притчу.
Притча «Пища для ума»
Сократ отправился на прогулку за пределы Афин. Приближался полдень. И Сократ решил перекусить. Как только он наклонился к своей сумке, с дороги сошел путник и направился к нему.
- Приветствую тебя, мой друг. Не мог бы ты сказать, правильной ли дорогой я иду в Афины?
Сократ ответил, что он идет верной дорогой.
- Держись протоптанного пути. Это большой город, ты не сможешь пройти мимо.
- Скажи мне, - спросил путник, каковы люди Афин?
- Что ж, - ответил Сократ, - расскажи мне, откуда ты пришел, и какие люди там живут, а я расскажу тебе о людях Афин.
- Я из Аргоса. И я горд и счастлив, сообщить тебе, что люди Аргоса – самые дружелюбные и счастливые, и щедрые из всех, кого я когда-либо знал.
- Я счастлив, обрадовать тебя, мой друг, - сказал Сократ. – Люди Афин точно такие же.
Путешественник отправился своей дорогой, а Сократ остался около верстового столба. Этот разговор заставил его почувствовать радость и удовольствие от доброты и гуманности окружающего мира, поэтому его мысли тут же обернулись к фляге, которая висела у его левого бедра. Он стал размышлять, должен ли он пить вино, так как еще только утро. Но мысль о прохладном и освежающем напитке была очень соблазнительной. Он только представил, как берет флягу в руки и делает долгий и освежающий глоток амброзии, которая ласково согревает горло, как еще один путник сошел с дороги.
- Приветствую тебя, мой друг! Правильной ли дорогой я иду в Афины?
Сократ подтвердил, что дорога верна.
- Иди прямо. Это большой город, ты не сможешь пройти мимо него.
- Скажи мне, - спросил путник, каковы люди, живущие в Афинах?
- Что ж, - улыбнулся Сократ, - расскажи мне, откуда ты пришел, и какие люди там живут, а я расскажу тебе о людях Афин.
- Я из Аргоса, - ответил путешественник, и мне очень неприятно говорить тебе об этом, но жители Аргоса самые нечестные, скупые и недружелюбные люди из всех, кого я когда –либо встречал.
- Мне жаль разочаровывать тебя, мой друг, - сказал Сократ. – Люди Афин точно такие же.
Почему на один и тот же вопрос был дан разный ответ?
В чем смысл притчи?
(Малыш видит жизнь из «рук» родителей, именно они играют главную роль в сознании того образа мира, который позволит ребенку со временем выйти из «гнезда»)
Рефлексия тренинга «До свидания».
Каждый из вас по очереди сможет что-то сказать на прощание, а остальным надо будет его спокойно выслушать. Тот, кто будет первым, может сказать нам: «До свиданья!» и сообщить, что полезного он для себя взял из сегодняшнего занятия.
Председатель –Ходжибаева С.А.
Секретарь – Трапезникова Г.Г.
Предварительный просмотр:
2 февраля 2018 года
Родительское собрание «Чем я занимаюсь с ребенком дома?»
Присутствовало: 4 человека
Цель: Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности в условиях семьи.
Задачи:
1. Показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребенка.
2. Рассмотреть организацию игровой среды в условиях семьи.
3. Развивать навыки общения со своим ребенком в процессе игры.
Оборудование: книги, буклеты, пластмассовые овощи и фрукты в корзинах, машина, мяч, мышь, кубик, шарф, платок, петушок, лягушка, клубника.
Вниманию родителей предлагаются примеры игр, которые помогают удержать ребенка на месте. Такие игры родители могут придумать сами, а могут воспользоваться специальной литературой по данной тематике.
Уличный разведчик
Назовите ребенку первую букву алфавита и покажите вывеску или надпись на книге, коробке, в которой встречается эта буква (например, «Айболит»). Предложите ему найти другую вывеску, книгу, где есть такая же буква. Тот, кто не сможет найти подходящую надпись, пропускает ход.
Эта игра поможет развивать у вашего ребенка произвольное внимание, наблюдательность.
Разноцветное меню
Предложите малышу составить меню из продуктов одного цвета. Для начала вместе решите, сколько продуктов будет входить в меню. Например, «Красное меню» из трех блюд: помидор, перец, свекла.
Эта игра поможет развивать логическое мышление и воображение ребенка, способствует сенсорному развитию – усвоению сенсорного эталона цвета.
Угадай-ка!
Возьмите несколько предметов и внимательно рассмотрите их с малышом. Завяжите ребенку глаза шарфом. Заверните один из предметов платком и предложите ребенку на ощупь определить, что он держит в руках. А теперь ваша очередь угадывать.
Игра способствует развитию тактильного восприятия, мышления и воображения ребенка.
Что любит сказочный герой?
Предложите ребенку представить, будто к вам в гости должен прийти сказочный герой. А гостей нужно обязательно угощать. Пусть малыш подумает, чем можно угостить сказочного героя. Например, дракону наверное нужно есть очень много перца, чтобы лучше полыхать огнем.
Эта игра поможет вам развить логическое мышление ребенка и его воображение.
Маленький Шерлок Холмс
Поставьте перед ребенком 5 – 7 предметов. Предложите ему хорошо их рассмотреть и запомнить. Затем попросите его отвернуться, а сами уберите один из предметов. Теперь малыш должен назвать исчезнувший предмет и описать его. Потом ваша очередь запоминать предметы.
Игра поможет развить память ребенка, внимание и воображение.
Решение:
-Привлекать ребёнка к чтению и книг и рассматриванию иллюстраций
-Контролировать ненавязчиво, как проводит свободное время ребёнок.
-Родителям находить время, чтобы проводить его с ребёнком.
-Привлекать ребёнка к домашним делам, к собственным увлечениям.
-Опираться на сильные стороны ребёнка, избегать подчёркивания промахов ребёнка.
-Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребёнку.
Председатель –Ходжибаева С.А.
Секретарь – Трапезникова Г.Г.
Предварительный просмотр:
30 апреля 2018 года
Родительское собрание «Круглый стол» в первой младшей группе «Игра-Забава»
Присутствовало 5 человек
Цель: обеспечить понимание родителей необходимости игры в жизни ребенка, как неотъемлемой части его развития;
Задачи:
1. Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.
2. Вызвать интерес и желание родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.
3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и семьи; о достоинствах и недостатках игрушек.
Ход собрания:
Звучит музыка «Маленькая страна»
Музыка: Игоря Николаева
Слова: Ильи Резника
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В. А.
Игра с мячом.
Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и откровенно.
1. В какую игру играли недавно с ребенком?
2. Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.
3. Какие игры чаще играет ваш ребенок?
4. При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?
5. Какие игры играли в детстве, рассказываете ли ребенку?
6. Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?
7. Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?
8. Какие игрушки любимые у ребенка?
9. Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?
Эта тема «Роль игры в жизни ребенка» выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества.
Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека, это пора становления будущей личности. Поэтому так важны для ребенка умные, полезные игры, которые развивают, воспитывают и приучают к здоровому образу жизни. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка. В игре развиваются все психические процессы (память, мышление, творческие способности и т. д.). Огромное влияние игра оказывает на умственное развитие, речевое развитие, физическое развитие. То есть, игра способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Для любого ребенка игра – способ познания мира и своего места в этом мире. Именно в игре ребенок растет и развивается как личность, приобретает навыки общения и поведения в обществе. И с самых ранних лет жизни надо ставить ребенка в такие условия, чтобы он как можно больше играл. И задача взрослых не только не мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка играть в самые разные игры.
Необходимые игры и их польза
Чтобы ребенок был всесторонне развит, необходимо использовать одновременно несколько типов игр, влияющих на работу различных частей мозга.
Сюжетно-ролевые игры Их целью является закрепление полученных знаниях о
посуде, предметах обихода, одежде, размерах, характерных
признаках вещей. Такие развлечения учат согласовывать
действия со словами, упражняют слуховой анализатор,
воспитывают внимательность, дружественность, умение
работать в коллективе. Помимо всего прочего, развивается
речевой аппарат, пополняется словарный запас, улучшается
звукопроизношение, появляется связная речь.
Дидактические игры Направлены на развитие элементарных математических
представлений, пространственного мышления, логики; на
понимание различий в размерах и формах. Благодаря
такому типу игр у детей улучшается память, открываются
новые черты характера и способности.
Творческие игры Развивают творческие способности детей, способствуют
развитию мелкой моторики рук, точности, усидчивости,
наблюдательности и памяти.
Подвижные игры Необходимы для физического развития детей, их хорошего
самочувствия и общего физиологического состояния.
Развивает навыков общения, раскрепощенности, моторики
рук, памяти, внимательности мышления.
Строительные игры С песком, кубиками, специальными строительными
материалами, развивают у детей конструктивные
способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в
дальнейшем трудовыми умениями и навыками.
Музыкальные игры Погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны,
игрушки, изображающие пианино, балалайки и др.
музыкальные инструменты. Музыкальные игрушки
способствуют развитию речевого дыхания, слуха.
Театральные игры Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах
литературных произведений (сказки, рассказы, специально
написанные инсценировки). Герои литературных
произведений становятся действующими лицами, а их
приключения, события жизни, измененные детской фантазией,
сюжетом игры. Театрализованная игра в жизни ребенка—это
праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок сопереживает,
сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь.
В процессе игры развиваются и тренируются память,
мышление, воображение, фантазия, выразительность речи
и движений.
Играйте дома!
Некоторые родители понятия не имеют, чем заняться с ребенком дома, усаживают его перед компьютером, а потом жалуются, что малыш стал нервозным, плохо спит и у него ухудшается зрение. В корне неверный подход! Помогайте деткам развиваться всесторонне, и те же сюжетно-ролевые игры можно с успехом использовать дома.
Во что можно играть дома? Берем на заметку.
1. Одеваем кукол, готовим им ужин/обед/завтрак/, ходим в гости, лечим и так далее.
2. Улучшаем речь с помощью подражаний звукам животных. Например, выберите игру «Веселый кубик», с помощью который Вы не только разовьете речевой аппарат ребенка, но и получше познакомитесь с фауной.
3. Делаем зарядку, используя забавные стишки («Зайчики», «Обезьянки»). Придумывайте что-то сами, фантазируйте! К примеру, мы с дочкой были кустиками, которые росли и становились деревьями, качались на ветру, склонялись под дождем и тому подобное.
Казалось бы, что еще интересного может быть в привычном до мелочей доме, однако при определенном энтузиазме можно превратить домашние игры в самые увлекательные и желанные для вашего малыша. Итак, во что можно поиграть дома?
Игры нашего детства.
Холодно-горячо
Самая распространенная и очень интересная игра, когда один участник прячет определенный предмет в доме, а второй его ищет, руководствуясь подсказками. Направлять можно по мере удаления или приближения к объекту, говоря «холодно»или «горячо» соответственно. Задействуйте свои актерские способности, придав словам «прохладно» и «ты не замерз?» нужную интонацию. Еще более интересной станет игра, если спрятать не только сам предмет, но и подсказки. Сначала находится первая подсказка, где может быть рисунок или указатель верного направления, затем вторая и т. д. Попробуйте так же спрятать сюрприз – ребенок будет в восторге!
Ролевые игры.
Дочки-матери наоборот
Дети обожают ролевые игры. Они обыгрывают ситуации, взятые из жизни, что имеет и познавательный и развивающий характер. Но есть небольшие различия в восприятии ролевой игры в раннем и в дошкольном возрасте.
Ребенок в раннем возрасте просто копирует поведение взрослого и для него ролевая игра — это большей мерой действие, а не сама роль, как такова. Игрушки же — лишь вещи, заменяющие те, которые используют взрослые. Поэтому, если Вы будете играть с ребенком во врача, то не требуйте от него, слишком многого. Он будет Вас проверять, лечить, но вживаться в роль он, ни в коем случае не будет. Если же ребенок старше, то действия для него уже не будут столь важны. Главное — распределить роли и прожить то, с чем сталкиваются ежедневно взрослые.
Отличная ролевая игра для детей любого возраста — «дочки-матери» наоборот. Вы должны будете сыграть дочку или сына, а Ваше чадо — родителя. Это отличная возможность для вас побывать на месте друг друга. Вы можете капризничать и баловаться. Ребенок же в свою очередь узнает, что Вы чувствуете, когда он сам не слушается. Таким образом, дети будут лучше Вас понимать, а возможно у них еще и появится интерес к домашним делам!
Игра на развитие творческих способностей, мелкой моторики.
Сделай красоту!
Выдайте ребенку различные предметы: пуговицы, ракушки, лоскуты, оберточную бумагу, пенопласт, бусины, картон, клей, пластилин. Предложите создать из всего этого что-то очень красивое. Не вмешивайтесь в работу: ни советов, ни идей. Помогайте лишь крепить, держать, вырезать, сгибать.
«Одноразовые стаканчики»
Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.
«Одноразовые стаканчики»
Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.
«Рис и макароны»
Пересыпать рис из одного стаканчика в другой. Сортировать: рис, макароны (горох, фасоль и т. д.).
«Пуговицы»
1. Собрать в баночку все рассыпанные пуговицы.
2. Сложить пуговицы в копилку (прорезь)
3. Сложить все пуговицы большого размера, а затем все маленькие пуговицы (в начале разных цветов, затем одного цвета).
4. Выложить рисунок по образцу взрослого.
Можно еще долго говорить о разных играх, но главное для Вас — прислушиваться к интересам и потребностям своего ребенка, понимать, что ему уже интересно, а к чему его еще стоит приобщить. И тогда, поверьте, Вы будете для него отличным родителем и прекрасным другом! А что еще нужно?.
«Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень» (Л. С. Выготский).
Подведение итогов по собранию.
Председатель –Ходжибаева С.А.
Секретарь – Трапезникова Г.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в младшей группе на тему: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
План:1. Рассказ воспитателя о самостоятельности детей младшего возраста.2. Решение проблематичных ситуаций.3. Сов...
Конспект родительского собрания 2 младшей группе «Мы рады знакомству» Подготовила воспитатель 2 младшей группы: Рафикова Э. Т.
Конспект родительского собрания 2 младшей группе«Мы рады знакомству»Подготовила воспитатель 2 младшей группы: Рафикова Э. Т. Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; ...
Родительское собрание в младшей группе «РОМАШКА» на начало учебного года 2019-2020. «Стали мы на год взрослее»
Родительское собрание в младшей группе «РОМАШКА» на начало учебного года 2019-2020.«Стали мы на год взрослее»Цель: расширение контакта между педагогами и родителями...
Конспект родительского собрания в старшей группе «Подготовка к новому учебному году». Возрастные особенности детей 5-6 лет»
Родительское собрание в старшей группе «Подготовка к новому учебному году». Возрастные особенности детей 5-6 лет»Воспитатель: Лукьянова Е.П.Форма проведения: круглый стол.Участники: ...
Конспект родительского собрания в подготовительной группе по теме "Начало учебного года-новый этап в жизни дошкольников"
Конспект родительского собрания в подготовительной группе по теме "Начало учебного года-новый этап в жизни дошкольников"....
Конспект родительского собрания в младшей группе «Начало учебного года 2023-2024»
Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей....
Конспект родительского собрания в младшей группе «Начало учебного года 2022-2023»
Данный материал разработан для того, чтобы познакомить родителей с возрастными особенностями детей 3-4 лет, с задачами детского сада на новый учебный год, с планами группы на ближайшее время.Нау...