Конспект родительского собрания в младшей группе. Тема собрания: «Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей».
методическая разработка (младшая группа)
Создание условий для налаживания контакта между участниками образовательного процесса в детском саду и родителями воспитанников в период адаптации малышей, а также формирование у родителей необходимых педагогических знаний и умений, которые помогут им взаимодействовать с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_1_ml.3.docx | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания
в 1 младшей группе
Тема собрания: «Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьёй младшей группы».
Цель: Создание условий для налаживания контакта между участниками образовательного процесса в детском саду и родителями воспитанников в период адаптации малышей, а также формирование у родителей необходимых педагогических знаний и умений, которые помогут им взаимодействовать с ребенком.
Формы, методы, подходы работы: Групповая консультация с элементами игровой беседы: «Вопрос-ответ».
Необходимые материалы: резиновый мяч, тетрадь, ручки, куклы-малышки, потешки - 2 шт, текстовый материал об адаптации, тест «Я и мой ребенок», пара шорт, пара футболок, две пары обуви, буклет для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры».
Содержание родительского собрания.
Ход мероприятия.
(В помещении расставлены столы так, чтобы сидящие родители образовали за столами круг).
I. Воспитатель, поприветствовала родителей, ознакомила с темой родительского собрания и предложила на обсуждение
1-ый вопрос: «Уважаемые родители, поздравляем вас с первым родительским собранием. Мы очень рады видеть на родительском собрании, все мы понимаем: без союза с детьми, без вашей партнёрской поддержки и помощи, воспитание и создание для них уютной и радостной обстановки в детском саду – трудная задача. Что мы, взрослые, можем сделать для детей, чтобы жизнь в группе в период адаптации была радостной и интересной? Об этом сейчас и поговорим. Тема нашего собрания «Адаптация детей к детскому саду». Представляю повестку дня родительского собрания». (Представление на обсуждение повестки дня).
Воспитатель представила психолога детского сада для выступления перед собранием. Психолог, поприветствовав родителей, предложила познакомиться друг с другом в нетрадиционной форме.
Психолог: (Часы приёма психолога, представление консультационного центра). «Поступление малыша в детский сад – это его первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко. Наша задача сделать так, чтобы период адаптации прошел для ребенка безболезненно. Для этого между нами, взрослыми, должны установиться дружеские, партнерские отношения. Для начала давайте познакомимся.
Мы будем знакомиться при помощи мяча, игра называется «Два хороших качества моего ребёнка». Беру в руки мяч и сообщаю, например, я, Александра Ильинична, психолог ваших деток и передаю мяч дальше по цепочке. Вы сообщаете, чья вы мама или папа и кратко характеризуете своего ребёнка, например, от лица своего ребёнка, я спортивная, люблю бегать и прыгать. Таким образом, передаём мяч по кругу и знакомимся». (Родители в тёплой и дружеской обстановке успешно справились с заданием). (5 минут)
В продолжение темы была проведена консультационная беседа с целью ознакомления родителей с возрастными и психологическими особенностями развития детей третьего года жизни. (10 минут)
II. Воспитатель «По возрастным показателям наша группа считается 1 младшей, т.е. возрастная категория детей 2-3 года. В основном нашу группу будут посещать дети 2020 г.р, на данный момент списочный состав нашей группы составляет 22 человек, но это не предел.
Задание 1. Для сплочения родительского коллектива и восприятию информации, предлагаю тест «Аудиал» (слуховое восприятие информации). В этом тесте нет, не правильных ответов, у каждого решение должно быть своим - это главное условие». (Тест был проведен с целью показать родителям, на сколько мы все разные и воспринимаем одну и ту же информацию, каждый по своему, для этого, каждому родителю было предложено взять: тетрадь, ручку и выполнить задание в тетради). (2 минуты)
«Наше собрание будет проходить в форме игровой беседы: «Вопросы-ответы». Внимание! Правила игры.
Родителям задаётся вопрос или даётся задание. Время на обсуждение – 2 минуты. По истечении двух минут по желанию, родитель с правом ответа высказывается». По итогу собрания выбираем самого активного родителя.
Для начала была предложена разминка. (Родителям предлагается повторять за ведущим любимую игру детей).
Психологическая разминка: «Мы проснулись!»
Глазки, глазки, вы проснулись? (Поглаживаем глазки.) Проснулись! (Подставляем «бинокль» из рук.)
Ушки, ушки, вы проснулись? (Поглаживаем ушки.) Проснулись! (Оттопыриваем руками.)
Ручки, ручки, вы проснулись? (Поглаживаем ручки.) Проснулись! (Хлопаем в ладоши.)
Ножки, ножки, вы проснулись? (Поглаживаем ножки.) Проснулись! (Топаем ногами.)
Задание 2. Раздать кукол-малышек, предложить желающим рассказать свою потешку.
Воспитатель: «Многие из родителей замечали, что в период адаптации, по приходу домой детки были чрезмерно подвижны, плаксивы, требовательны или наоборот вялы! Внимание, задание: продемонстрируйте, пожалуйста, игру с ребёнком, способствующую восстановлению эмоционального равновесия при помощи обыгрывания потешек и личного опыта!». (6 минут)
Задание 3. Родителям заранее был предложен текстовый материал об адаптации.
«Адаптация ребенка к детскому саду. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация — от латинского «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.
Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведёт к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка».
Вопрос 1-й родителям. Воспитатель: Адаптация ребёнка к детскому саду, что это такое, на ваш взгляд? (2 минуты)
Выступление воспитателя «Рекомендации родителям при адаптации детей раннего возраста в детском саду» (3 минуты)
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение. Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20—40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.
Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода
1. Возраст.
2. Состояние здоровья.
3. Уровень развития.
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ
1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2. Наличие у ребенка своеобразных привычек.
3. Неумение занять себя игрушкой.
4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ
1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».
4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.
6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
— самостоятельно садиться на стул;
— самостоятельно пить из чашки;
— пользоваться ложкой;
— активно участвовать в одевании, умывании.
Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.
Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно. Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребенка.
Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.
Планируйте свое время так, чтобы в первые 2—4 недели посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.
В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.
Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку. При переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища — очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу знали, как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить убрать игрушки, предложить поиграть в лото).
Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей:
— быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще. Условия уверенности и спокойствия ребенка — это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.
Воспитатель: Как известно, одна из главных задач педагогов и родителей – сохранение и укрепление здоровья детей.
Вопрос 2-ой родителям: «Что могут сделать родители для поддержания и укрепления здоровья детей, особенно в период адаптации?». (2 минуты)
Задание 4. Родителям раздаются тесты «Я и мой ребенок», с целью дополнения родителей представлений о себе, как о родителях, помогающих сделать определенные выводы относительно проблем воспитании детей. (Родители отвечают анонимно, оценивают, сравнивают свои результаты и оставляют тесты себе для саморазвития).
Воспитатель: Подумайте и ответьте, пожалуйста, на 3-ий вопрос – «Что важнее для развития ребёнка в раннем возрасте?». (5 минут)
Задание 4. Родителям раздаются детские вещи: пара шорт, пара футболок, две пары обуви.
Воспитатель: Внимание! Продолжаем нашу игру. Итак, перед вами одежда найдите, пожалуйста, отличия! (Детские вещи подобраны так, что одна из пары подписана, а другая – нет. Вот это главное отличие и должны обнаружить родители). (5 минут)
Выступление педагога группы «Соблюдение режима дня, приближенного к режиму дня детского учреждения». (3 минуты.)
Режим дня и его значение для детей раннего возраста.
Малыши до трех лет всегда очень остро переживают любые перемены в жизни. Нежность и ранимость нервной системы объясняет их быстрое перевозбуждение и усталость, и к режиму дня, который является одним из трех китов здоровья ребенка, подход нужен особый.
Что дает режим дня ребенку 1-3 лет?
Налаживается работа всех внутренних органов.
Повышается стойкость иммунной и нервной системы к стрессам.
Адаптация в яслях и саду проходит легче.
Ребенок приучается к организованности.
Чем малышу грозит несоблюдение режима дня?
Плаксивостью и капризностью, которые входят в привычку.
Недосыпанием и переутомлением.
Отсутствием необходимого развития нервной системы.
Сложностями с формированием культурных и прочих навыков.
Режим дня для крохи до трех лет – это основа воспитания. И, учитывая смену работоспособности нервной системы на протяжении трех лет, должен соответственно меняться и режим дня.
Советы родителям: как приучить к правильному режиму дня ребенка раннего возраста
В первую очередь, следует понимать, что жестких норм по организации режима дня не существует: оптимальным режим будет тот, который совпадает с потребностями малыша. Итак, что советуют специалисты – как же приучить кроху к режиму дня?
Переводите ребенка на новый режим постепенно, с учетом его состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Понять, не слишком ли вы торопитесь, вы сможете по настроению малыша.
Следите, чтобы каждое важное мероприятие происходило каждый день в одно время. По вечернему купанию, завтраку-ужину, ночному сну малыш должен определять время суток. Укладывая кроху на ночь спать, не допускайте баловства и капризов – будьте спокойны, но настойчивы. Если малыш плохо спит ночью — успокаивайте его, сидите рядом с ним, но лучше не забирайте в родительскую кровать и не разрешайте игры.
Отучайте малыша есть по ночам. Он уже в том возрасте, когда может обойтись без ночных кормлений. Тем более что маме нужен по ночам полноценный отдых.
На период установления режима старайтесь не приглашать гостей и четко следить за тем, чтобы малыш просыпался вовремя (не пересыпал).
Недостаток кальция в детском организме может выразиться плаксивостью и капризностью – убедитесь, что малыш получает полноценное питание, и в рационе ребенка хватает продуктов, содержащих данный микроэлемент.
Постепенно увеличивайте время прогулок и вводите ежедневные купания. Помните, что чем более насыщенной является жизнь малыша (естественно, в строго определенное для этого время, тем быстрее он засыпает вечером.
Ну и, конечно, не забывайте об обстановке в семье. Конфликты, ссоры, ругань и крики на малыша не способствуют ни психологическому комфорту ребенка, ни установлению режима.
Воспитатель: «Как известно, круг близких людей для ребёнка – это семья. Но, придя в детский сад, ребёнок сталкивается с необходимостью взаимодействовать с воспитателями группы. Это взаимодействие тем благоприятнее для ребёнка, чем ближе ему становится воспитатель».
Вопрос 5-ый: «Каким, на ваш взгляд, должен быть воспитатель, чтобы обрести доверие ребёнка и родителя?»
III. Выбор родителей в родительский комитет.
Подведение итогов: самым активным участником …, благодарственное слово родителям, подарить родителям буклеты
Источники:
2.https://ped-kopilka.ru/roditeljam/vozrastnye-osobenosti-rebenka-ot-6-mesjacev-do-1-goda.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 1-й младшей группе "Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей"
Родительское собрание в 1-й младшей группе "Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей"...
Конспект родительского собрания в младшей группе Тема: «Возрастные особенности детей 3-4 лет»
Конспект родительского собрания в младшей группеТема: «Возрастные особенности детей 3-4 лет»...
Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей
Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей...
Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста «Итоги адаптации детей к детскому саду. Возрастные особенности детей 2-3 лет»
Добрый вечер, дорогие родители! Сегодняшнюю нашу встречу я хочу начать с шуточного стихотворения: «Отвели ребенка в сад». Отвели ребенка в сад - Мама рада, папа рад: Не мешает им никто, Делать...
Конспект родительского собрания в младшей группе на тему :"Как живём мы в детском саду.Адаптация детей в детском саду".
Создать условия для знакомства родителей друг с другом.Познакомить родителей с программой развития детей,задачами развития и воспитания детей....
Родительское собрание в младшей группе по теме «Адаптация детей младшего дошкольного возраста»
Установление доверительных отношений, изучение семьи и повышение психолого-педагогической культуры родителей, с целью создания наиболее благоприятных условий для адаптации ребёнка к детскому саду....
Конспект родительского собрания в 1 группе раннего возраста "Адаптация детей к детскому саду"
Чем младше ребёнок, тем профессиональнее должен быть воспитывающий его взрослый, как родитель, так и специалист – педагог, психолог.К. Д. Ушинский Поступление ребёнка в дошкольное учре...