«Жизненный смысл, воля, мотивация».
учебно-методический материал на тему
В статье представлен теоретический взгляд на понимание жизненного смысла, воли и мотивации в психологической науке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhiznennyy_smysl_volyamotivatsiya_statya.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
«Жизненный смысл, воля, мотивация».
Педагог-психолог Зайкова М.Н.
Как часто бывает, что в суете жизни человек перестаёт обращать внимание на свои мотивы. Превращается в робота, исполняя бездушную функцию жизни. Работа, дом, отдых – все действия на автомате. Не может дать ответ самому себе на вопрос: «В чём его смысл жизни?». Просто отмахивается или отшучивается от ответа. Переключается на поиск «дел на сегодня» или просто уходит в иллюзорный мир книг, компьютерных игр, сериалов и пр. Зачем? Ведь стремление к самоактуализации заложено в каждом, это естественный этап развития личности (А. Маслоу «Структура потребностей», последний этап – вершина пирамиды). Давайте рассмотрим волевые основы личности, чтобы в конце статьи лучше понимать себя и обрести ясность своих действий.
Начнём с рассмотрения понятия воли, ведь всякое волевое действие определяется определёнными мотивами, которые должны быть удержаны на протяжении всего выполнения движения или действия. Если это условие не соблюдается, то выполняемое действие прерывается или заменяется другим. Таким образом, воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних трудностей, обладающее рядом признаков: наличие усилий и продуманного плана для выполнения того или иного волевого акта; усиленное внимание к такому поведенческому действию; состояние оптимальной мобилизованности личности, концентрации в нужном направлении.
Особое значение в выполнении волевого действия имеет вторая сигнальная система (система произносимых, слышимых и видимых речевых сигналов), осуществляющая всю сознательную регуляцию человеческого поведения. Вторая сигнальная система активизирует не только моторную часть поведения человека, она является пусковым сигналом для мышления, воображения, памяти; она же регулирует внимание, вызывает чувства и таким образом влияет на формирование мотивов волевых действий.
Нам необходимо различать мотивы и само волевое действие. Под мотивами волевых действий подразумеваются те причины, которые побуждают нас действовать. В их основе лежат потребности, эмоции и чувства, интересы и склонности, и особенно наше мировоззрение, наши взгляды, убеждения и идеалы, которые формируются в процессе воспитания. С чего же начинается волевое действие? Конечно, с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием (рис. 1).
Но не всякое стремление к цели носит достаточно осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и желания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает. Обычно люди переживают влечение как специфическое тягостное состояние в виде тоски или неопределенности. Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в целенаправленную деятельность. Поэтому влечение часто рассматривают как переходное состояние. Представленная в нем потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.
Следует отметить, что далеко не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не содержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т. е. «фильтруется» через систему ценностей человека, получает определенную эмоциональную окраску. Все, что связано с реализацией цели, в эмоциональной сфере окрашивается в положительные тона, равно как все, что является препятствием к достижению цели, вызывает отрицательные эмоции.
Желание не всегда сразу претворяется в жизнь. У нас иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и мы оказываемся в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Столкновение нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности называют борьбой мотивов. Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий. Рассматривая процесс принятия решения, У. Джеме выделял несколько типов решительности.
1. Разумная решимость проявляется тогда, когда противодействующие мотивы начинают понемногу угасать, оставляя место альтернативе, которая воспринимается совершенно спокойно. Переход от сомнения к уверенности переживается пассивно. Человеку кажется, что основания для действия естественны, и формируются сами по себе в соответствии с условиями деятельности.
2. В случаях, если колебание и нерешительность слишком затянулись, может наступить момент, когда человек скорее готов принять неверное решение, чем не принимать никакого. При этом нередко какое-нибудь случайное обстоятельство нарушает равновесие, предоставив одной из перспектив преимущество перед другими, и человек как бы подчиняется судьбе.
3. При отсутствии побудительных причин, желая избежать неприятного ощущения нерешительности, человек начинает действовать как бы автоматически, просто стремясь к движению вперед. То, что будет потом, в данный момент его не заботит. Как правило, этот тип решительности характерен для лиц с кипучим стремлением к деятельности.
4. К следующему типу решительности относятся случаи нравственного перерождения, пробуждения совести и т. д. В данном случае прекращение внутреннего колебания происходит из-за изменения шкалы ценностей. У человека как бы происходит внутренний перелом, и сразу возникает решимость действовать в конкретном направлении.
5. В некоторых случаях человек, не имея рациональных оснований, считает более предпочтительным определенный образ действий. С помощью воли он усиливает мотив, который сам по себе не мог бы подчинить себе остальные. В отличие от первого случая функции разума здесь выполняет воля.
Рис.1 Психологическая структура волевого акта
Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего исполнение принятого решения связано со временем, т. е. с определенным сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято говорить о намерении исполнить принятое решение. Обычно мы говорим о намерении, когда сталкиваемся со сложными видами деятельности: например, сменить работу, создать семью. Простейшие волевые действия, такие как утолить жажду или голод, изменить направление своего движения, чтобы не столкнуться с идущим навстречу человеком, исполняются сразу. Однако одного намерения недостаточно. Как и в любом другом волевом действии, при существовании намерения можно выделить этап планирования путей достижения поставленной цели. План может быть детализирован в разной степени. Для одних людей характерно стремление все предусмотреть, спланировать каждый шаг. В то же время другие довольствуются лишь общей схемой. При этом спланированное действие не реализуется сразу. Для его реализации необходимо сознательное волевое усилие, особое состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии.
В основе любой активности человека лежит мотивация. Мотивацией называют совокупность побудительных причин поведения психологического характера. В структуру мотивационной сферы входят влечения, желания, установки, убеждения, интересы, потребности, мотивы, ценности, смыслы. Роль мотивационного фактора могут также выполнять самооценка и представление человека о своем идеале, эмоции, нравственные принципы.
Мотив (от лат. moveo — двигаю) — материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. Другими словами, мотив — это побуждение к действию, «соображение, по которому субъект должен действовать» (Ж. Годфруа). Следует отметить, что сами мотивы формируются из потребностей человека.
Существуют разные подходы к классификации потребностей. Идея классификации человеческих потребностей по иерархическому принципу была предложена А. Маслоу. У человека, согласно его концепции, последовательно появляются и выстраиваются в виде «пирамиды» семь основных классов потребностей:
1. Физиологические (органические) потребности: голод, жажда, половое влечение и другие.
2. Потребности в безопасности: чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, неудач, от агрессивных нападков.
3. Потребности в принадлежности и любви: принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими.
4. Потребности уважения: компетентность, достижение успеха, одобрение, признание авторитета, адекватный социальный статус.
5. Познавательные потребности: знать, уметь, понимать, исследовать.
6. Эстетические потребности: в гармонии, симметрии, порядке, красоте.
7. Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
А. Маслоу отмечает, что потребности высокого уровня возникают тогда, когда удовлетворены низшие потребности. Люди, достигшие уровня самоактуализации, полностью реализовавшие свои способности и возможности, характеризуются как зрелые личности и отличаются такими чертами как свобода от иллюзий и ориентация на объективную реальность, спонтанность, творческие способности, юмор, терпимость, идентификация со всем человечеством, демократичность принципов и отношений. Но в реальной жизни данная иерархия потребностей может нарушаться в зависимости от условий жизни. Важно то, что все эти потребности присущи каждому человеку.
Рис. 2.Структура потребностей по А. Маслоу
Индивидуальность личности проявляется в ее индивидуальной системе личностных смыслов, ценностей, мотивов, которые определяют ее отношение к миру и себе в мире. Чем более зрелой становится личность, тем в большей степени усложняется ее система социальных связей, видов деятельности, в которые она включена, и, соответственно, углубляются личностные смыслы. Жизненный мир человека является источником смыслообразования, то есть неотчужденная от конкретной личности реальная действительность, и отражающие ее объективные значения, запечатленные в текстах культуры. Жизненные смыслы представляют собой «замыкание» субъективного опыта, жизненных отношений человека на определенные фрагменты жизненного мира.
Поэтому саморазвитие, стремление к действию является неотъемлемой частью нашей жизни. Черпая в процессе жизни вдохновение, мы раскрываем для себя новые смыслы жизни, определяем цели и дальнейший путь действий, обретая конгруэнтность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мотивация к игровой деятельности. Формы и методы мотивации"
Презентация для воспитателей ДОУ "Мотивация к игровой деятельности. Фрмы и методы"...
Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ.
Консультация для воспитателей всех возрастных групп....
Консультация "Мотивация. Методы и приёмы мотивации в ДОУ"
Консультация для педагогов детских садов....
Консультация на тему: « Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ.»
В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовност...
Консультация на тему: « Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ.»
В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовност...
Конспект занятия по основам грамоты. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ «ЗНАНИЙ» Воспитатель Авкурова Мотивация к обучению в школе не может возникнуть у детей старшего дошкольного возраста сама по себе. Эффективность формирования мотивации к обучению у ребенка под
ЦЕЛЬ: Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. ЗАДАЧИ: 1.Формировать у детей представление об основных лингвистических понятиях: зв...
Понятие «мотивация» в отечественной и зарубежной литературе и особенности мотивации у детей дошкольного возраста
Понятие «мотивация» в отечественной и зарубежной литературе и особенности мотивации у детей дошкольного возраста Пусковым механизмом в развитии любой учебной деятельности являет...