"Варианты осеннего времяпровождения с ребёнком младшего дошкольного возраста способствующие его познавательному развитию".
консультация (младшая группа) на тему

Бурденкова Елена Евгеньевна

Времяпровождение с ребёнком младшего дошкольного осенью на прогулке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennee_vremyaprovozhdenie.docx149.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Варианты осеннего времяпровождения  с ребёнком младшего дошкольного возраста способствующие его познавательному развитию».            

  Непростительную ошибку совершают взрослые, считая, что на прогулке можно отдохнуть и им, и младшим дошкольникам. Процесс воспитания ребенка непрерывен, и прогулка дает прекрасные возможности для этого. Первое, с чем встречается младший дошкольник на прогулке, - это природа, с которой его нужно знакомить: помочь понять, полюбить. Наблюдая за живыми объектами или за трудом взрослых, дети, в силу собственной активности, стремятся помочь им, учатся доводить начатое дело до конца, общаются с людьми, приобретают практическую сноровку. Предоставьте младшему дошкольнику возможность самостоятельно разобраться в возникшей проблеме. Приучайте малыша исследовать окружающий мир, активно мыслить, чаще задавайте ему вопросы.

  Чем же можно заниматься с младшим дошкольником осенью на прогулке?

                               Наблюдение за живой природой.

                                                 Цветы.

  На лугу, в поле  или у цветочной клумбы покажите младшему дошкольнику цветы  (2-3, скажите, как они называются, спросите, какого цвета листья, цветки). В последующих наблюдениях давайте ребенку задания: «Отыщи на клумбе синие цветы, а теперь желтые, красные, назови белый цветок (ромашка)». Младший дошкольник проводит пальчиком по стебельку - длинный. Можно предложить понюхать резеду, флоксы. Какой аромат!

                                     Овощи, фрукты, ягоды. 

  Удивительные открытия ждут младшего дошкольника в огороде.     Оказывается, одни овощи открыто красуются на грядках, другие нужно отыскивать в листве. «Балуются, прячутся», - решает малыш. Рассматривая овощи, младший дошкольник осваивает новые понятия. «Форма» (луковица круглая, кабачок овальный);  

«цвет»; «величина»; «характер поверхности» (репа гладкая, огурец шероховатый). Они пробуют овощи на вкус, спрашивают, какие из них можно есть, какие нужно варить.

                                       Деревья, кусты.                                                                                              При легком ветерке с деревьев медленно летят ярко раскрашенные листья. Младший дошкольник с удовольствием собирает пестрые листья в букет, составляют из них узоры, чередуя по величине, цвету.                 Если подбросить листья вверх, получится салют, который вызовет такой восторг у младшего дошкольника! Листья кружатся, опускаются на землю и шуршат под ногами. Почему медленно падают? Легкие. Предложите малышу это проверить: положить лист на стол и подуть на него.

  Поиграли, а теперь можно и серьезным делом заняться: подумать, чем отличается куст от дерева. У куста ветки и листья – вот они, совсем рядом, можно потрогать. А у дерева ствол высокий, веток и листьев не достать. Стволы деревьев бывают толстые и тонкие. Толстое дерево можно обхватить, взявшись за руки вдвоем или втроем. А тонкий ствол обхватит и один человек. Поиграйте с младшим дошкольником, закрепляя новые знания: «Раз, два, три – к дереву беги! Раз, два, три – к кусту беги!» Озадачьте малыша, предложив отыскать самое красивое дерево. Полюбовавшись вдоволь им или ими, дети начинают понимать, почему осень называют золотой.

                         Наблюдение за неживой природой.

  Сезонные и погодные явления. В теплый ласковый осенний денек обратите внимание младшего дошкольника на легкие белые облачка, яркую синеву неба, ласковое солнышко, желто-красное убранство растительного мира. И все это золотая осень! Осень желтого цвета.

  Но осень бывает и хмурой, дождливой, холодной. Тогда небо серое, солнышка не видно, и тучи огромные, черные. Обратите внимание младшего дошкольника на одежду окружающих: все в куртках, на ногах резиновые сапоги. Для чего сапоги и зонты - малыши могут рассказать самостоятельно. На прогулке в такой день можно послушать, как завывает ветер, и подражать ему. Это хорошее упражнение для развития артикуляционного аппарата. Обратите внимание младшего дошкольника на то, как ветер срывает последние листочки с деревьев и уносит их далеко-далеко.

                                                 Песок. 

  Игры с песком по праву можно отнести к любимым играм детворы. Но поначалу, орудуя совочком, младший дошкольник большей частью сыплет песок мимо формочки, забывает похлопать им сверху, утрамбовывая песок, а перевернув формочку, не знает, что нужно постучать по донышку и только тогда осторожно снять ее. Вот ведь какие премудрости! Поэтому малыша нужно учить правильно пользоваться совочком и формочками, показать, что сухой песок сыплется сквозь сито, через воронку в пластмассовую бутылочку, а из влажного песка можно сооружать домики-холмики.

  Игры в песочнице развивают простейшие конструктивные навыки детей до 4 лет, активизируют познавательную деятельность, способствуют развитию фантазии, творческого начала, учат жить в коллективе.

                                               Вода. 

  В последние теплые деньки можно предложить младшему дошкольнику игры с водой. Из того, что у вас есть под рукой, подберите ребенку 2-3 лет набор: маленькая кружка, воронка, ситечко, пластмассовая бутылочка. Пусть младший дошкольник переливает воду из одной емкости в другую, узнает назначение воронки, сита. Можно предложить малышу игру на знание цветов, величины предметов: «Вылови ситечком шарики красного (синего, желтого и др.) цвета», «Вылови все маленькие шарики».

С самого начала младший дошкольник должен научиться играть с водой аккуратно, не расплескивать ее через край, не брызгать на окружающих. Малыш учится понимать: то, что нравится ему, не всегда хорошо для остальных, привыкает считаться с другими.

С уважением воспитатель 1 младшей группы Бурденкова Е.Е.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область: "Познавательное развитие" Тема: "В гости к Мишке"

Цель: закрепление умений различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат), основные признаки предметов: цвет, форму, величину.Закрепить понятия много, один; понимать вопрос «Сколько?» З...

Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста, как средство познавательного развития

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Образовательная область: Познавательное развитие. Тема: «Поможем зайке»

Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграции образовательных областей: познание, художественно эстетическое развитие.Задачи: Развивающие·...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по направлению "Познавательное развитие" с элементами экспериментирования на тему «Волшебница вода»

Конспектобразовательной деятельности попознавательному развитию с элементами экспериментирования для детей 3-4 лет«Волшебница - вода»Цель: расширение представлений о свойствах воды.Задачи:...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «ПЕРВОЦВЕТЫ» (ОО "Познавательное развитие")

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (ОО "Познавательное развитие")Цель занятия: формирование экологических знаний у детей младшего дош...

Конспект НОД по познавательному развитию "Осенний переполох" для детей младшего дошкольного возраста

Конспект по познавательному развитию "Осенний переполох" с использованием предметно-пространственной среды "Фиолетовый лес" В.В.Воскобовича...