"Варианты осеннего времяпровождения с ребёнком младшего дошкольного возраста способствующие его познавательному развитию".
консультация (младшая группа) на тему
Времяпровождение с ребёнком младшего дошкольного осенью на прогулке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osennee_vremyaprovozhdenie.docx | 149.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Варианты осеннего времяпровождения с ребёнком младшего дошкольного возраста способствующие его познавательному развитию».
Непростительную ошибку совершают взрослые, считая, что на прогулке можно отдохнуть и им, и младшим дошкольникам. Процесс воспитания ребенка непрерывен, и прогулка дает прекрасные возможности для этого. Первое, с чем встречается младший дошкольник на прогулке, - это природа, с которой его нужно знакомить: помочь понять, полюбить. Наблюдая за живыми объектами или за трудом взрослых, дети, в силу собственной активности, стремятся помочь им, учатся доводить начатое дело до конца, общаются с людьми, приобретают практическую сноровку. Предоставьте младшему дошкольнику возможность самостоятельно разобраться в возникшей проблеме. Приучайте малыша исследовать окружающий мир, активно мыслить, чаще задавайте ему вопросы.
Чем же можно заниматься с младшим дошкольником осенью на прогулке?
Наблюдение за живой природой.
Цветы.
На лугу, в поле или у цветочной клумбы покажите младшему дошкольнику цветы (2-3, скажите, как они называются, спросите, какого цвета листья, цветки). В последующих наблюдениях давайте ребенку задания: «Отыщи на клумбе синие цветы, а теперь желтые, красные, назови белый цветок (ромашка)». Младший дошкольник проводит пальчиком по стебельку - длинный. Можно предложить понюхать резеду, флоксы. Какой аромат!
Овощи, фрукты, ягоды.
Удивительные открытия ждут младшего дошкольника в огороде. Оказывается, одни овощи открыто красуются на грядках, другие нужно отыскивать в листве. «Балуются, прячутся», - решает малыш. Рассматривая овощи, младший дошкольник осваивает новые понятия. «Форма» (луковица круглая, кабачок овальный);
«цвет»; «величина»; «характер поверхности» (репа гладкая, огурец шероховатый). Они пробуют овощи на вкус, спрашивают, какие из них можно есть, какие нужно варить.
Деревья, кусты. При легком ветерке с деревьев медленно летят ярко раскрашенные листья. Младший дошкольник с удовольствием собирает пестрые листья в букет, составляют из них узоры, чередуя по величине, цвету. Если подбросить листья вверх, получится салют, который вызовет такой восторг у младшего дошкольника! Листья кружатся, опускаются на землю и шуршат под ногами. Почему медленно падают? Легкие. Предложите малышу это проверить: положить лист на стол и подуть на него.
Поиграли, а теперь можно и серьезным делом заняться: подумать, чем отличается куст от дерева. У куста ветки и листья – вот они, совсем рядом, можно потрогать. А у дерева ствол высокий, веток и листьев не достать. Стволы деревьев бывают толстые и тонкие. Толстое дерево можно обхватить, взявшись за руки вдвоем или втроем. А тонкий ствол обхватит и один человек. Поиграйте с младшим дошкольником, закрепляя новые знания: «Раз, два, три – к дереву беги! Раз, два, три – к кусту беги!» Озадачьте малыша, предложив отыскать самое красивое дерево. Полюбовавшись вдоволь им или ими, дети начинают понимать, почему осень называют золотой.
Наблюдение за неживой природой.
Сезонные и погодные явления. В теплый ласковый осенний денек обратите внимание младшего дошкольника на легкие белые облачка, яркую синеву неба, ласковое солнышко, желто-красное убранство растительного мира. И все это золотая осень! Осень желтого цвета.
Но осень бывает и хмурой, дождливой, холодной. Тогда небо серое, солнышка не видно, и тучи огромные, черные. Обратите внимание младшего дошкольника на одежду окружающих: все в куртках, на ногах резиновые сапоги. Для чего сапоги и зонты - малыши могут рассказать самостоятельно. На прогулке в такой день можно послушать, как завывает ветер, и подражать ему. Это хорошее упражнение для развития артикуляционного аппарата. Обратите внимание младшего дошкольника на то, как ветер срывает последние листочки с деревьев и уносит их далеко-далеко.
Песок.
Игры с песком по праву можно отнести к любимым играм детворы. Но поначалу, орудуя совочком, младший дошкольник большей частью сыплет песок мимо формочки, забывает похлопать им сверху, утрамбовывая песок, а перевернув формочку, не знает, что нужно постучать по донышку и только тогда осторожно снять ее. Вот ведь какие премудрости! Поэтому малыша нужно учить правильно пользоваться совочком и формочками, показать, что сухой песок сыплется сквозь сито, через воронку в пластмассовую бутылочку, а из влажного песка можно сооружать домики-холмики.
Игры в песочнице развивают простейшие конструктивные навыки детей до 4 лет, активизируют познавательную деятельность, способствуют развитию фантазии, творческого начала, учат жить в коллективе.
Вода.
В последние теплые деньки можно предложить младшему дошкольнику игры с водой. Из того, что у вас есть под рукой, подберите ребенку 2-3 лет набор: маленькая кружка, воронка, ситечко, пластмассовая бутылочка. Пусть младший дошкольник переливает воду из одной емкости в другую, узнает назначение воронки, сита. Можно предложить малышу игру на знание цветов, величины предметов: «Вылови ситечком шарики красного (синего, желтого и др.) цвета», «Вылови все маленькие шарики».
С самого начала младший дошкольник должен научиться играть с водой аккуратно, не расплескивать ее через край, не брызгать на окружающих. Малыш учится понимать: то, что нравится ему, не всегда хорошо для остальных, привыкает считаться с другими.
С уважением воспитатель 1 младшей группы Бурденкова Е.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная деятельность младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития»
консультация для воспитателей...
Конспект НОД детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область: "Познавательное развитие" Тема: "В гости к Мишке"
Цель: закрепление умений различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат), основные признаки предметов: цвет, форму, величину.Закрепить понятия много, один; понимать вопрос «Сколько?» З...
Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста, как средство познавательного развития
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Образовательная область: Познавательное развитие. Тема: «Поможем зайке»
Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграции образовательных областей: познание, художественно эстетическое развитие.Задачи: Развивающие·...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по направлению "Познавательное развитие" с элементами экспериментирования на тему «Волшебница вода»
Конспектобразовательной деятельности попознавательному развитию с элементами экспериментирования для детей 3-4 лет«Волшебница - вода»Цель: расширение представлений о свойствах воды.Задачи:...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «ПЕРВОЦВЕТЫ» (ОО "Познавательное развитие")
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (ОО "Познавательное развитие")Цель занятия: формирование экологических знаний у детей младшего дош...
Конспект НОД по познавательному развитию "Осенний переполох" для детей младшего дошкольного возраста
Конспект по познавательному развитию "Осенний переполох" с использованием предметно-пространственной среды "Фиолетовый лес" В.В.Воскобовича...