Если ребенок не говорит
консультация на тему
Консультация о способах развития речевых навыков детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Если ребенок не говорит?
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Довольно часто к логопеду обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребенка на данный возрастной период.
Какую же работу нужно проводить с этими детьми? Как же им помочь? Для преодоления задержки речевого развития, работа должна проводиться в комплексе.
Ученые доказали, что развитие мелкой мускулатуры пальчиков, имеет исключительное значение для формирования речи. В Институте нейрохирургии записывали биотоки мозга у детей и обнаружили: если ребенок производит ритмичные движения пальцами правой руки, то в левом полушарии у него возникает усиление согласованных электрических колебаний, именно в левой лобной области, где находится двигательная речевая зона и центр Брока, а также в височной области, где расположен центр Вернике, т. е. сенсорная речевая зона. Связь функции кисти руки и речи оказались настолько тесной, что тренировку пальцев рук считают мощным физиологическим стимулом развития речи.
Очень важно общение ребенка с людьми и окружающим миром, где ребенок получает поведенческий материал для подражания. Речь является не врожденной способностью ребенка, приобретенной. Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова. Ребенок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции. И подражать вам.
Артикуляционные упражнения помогают развивать артикуляционный аппарат.
Нужно играть язычком, губами. Развивать мышцы губ и языка. Упражнениями занимаются в виде игры о веселом язычке. В этих играх полость рта называется «домиком», кончик языка «хвостиком», твердое небо «потолком», нижние зубы «крылечком», верхние «дверкой», а струя воздуха «ветерком».
Вместе с ребенком сделайте несколько упражнений:
∙ Открывать и закрывать «домик».
∙ Вытягивание губ в улыбку «трубочку» (и – у).
∙ «Хвостик» - вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево.
∙ Слизывать широким «хвостиком» варенье с верхней губы («вкусное варенье»).
∙ Широкий «хвостик» за крылечко («горочка»)
∙ Щелкать «хвостиком» («лошадка»).
∙ Отработать сильный «ветерок» посередине «хвостика»:
а) сдувать ватку с кончика носа;
б) дуть через трубочку в стакан с водой;
в) дуть на мельницу или султанчики.
Массаж пальчиков рук
Массаж делает мама . Выполняется легким надавливанием от кончиков пальцев к запястью. Растирание сверху вниз. Сгибание и разгибание пальчиков.
Очень хорошую тренировку мелкой мускулатуры пальчиков обеспечивают народные игры с пальчиками: «Сорока белобока», «Коза», «Пальчики в лесу», «Пальчик-мальчик» и другие.
Например: Взрослый держит перед собой руку ребенка и загибает мизинец, загибает безымянный палец, средний, указательный и щекочет ладошку.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик гриб помыл,
Этот пальчик гриб сварил,
Этот пальчик все съел,
От того и растолстел.
Пальчиковая гимнастика
Ребенок выполняет сам.
∙ Играет на «пианино».
∙ «Лягушки» - одновременное разгибание пальчиков.
∙ Сгибание и разгибание пальчиков по одному в кулачок и из кулачка.
∙ Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки.
∙ Пальчики здороваются с пальчиками другой руки.
∙ Покажи «козу».
∙ Покажи «ушки у зайчика».
∙ Играем на «барабане».
∙ Хлопаем в ладоши.
Работа с мелким раздаточным материалом
∙ Выкладывание цветов, шариков, домиков и других предметов из мозаики, пшена, рисовых зерен, палочек.
∙ Работа с вкладышами.
∙ Пирамидки различных размеров.
∙ Нанизывание бусинок на стержень, снятие их по одной.
Шнуровка
∙ использование плотного картона с дырочками;
∙ завязывание шнурков.
ПОЛЕЗНО:
*застёгивать пуговицы;
*рвать на мелкие кусочки бумагу, сначала хаотично, а потом по сгибам, по контуру;
*делать аппликации, учиться работать с ножницами, держать ножницы, стричь ровными линиями, потом по контуру: кружочки, овалы, квадратики, треугольники и другие фигурки. Эти фигуры вырезают из цветной бумаги или раскрашивают и делают из них аппликации;
* рисовать: учиться правильно держать карандаш, фломастер, кисточку, мелок.
Развитие словаря
Для развития активной речи нужно создавать такие ситуации, при которых ребенок вынужден обращаться к взрослым с речью.
∙ Показывать и называть предметы, приучая по слову находить их взором или приносить.
∙ Учить называть упрощенными словами изображения на картинках: корова – «му-му», собака – «ав-ав», кошка – «мяу-мяу», и др.
∙ Постепенно вытесняя из речи ребенка звукоподражания, учить называть предметы и действия. Разговаривать с ребенком надо о тех предметах, которые его привлекают в данный момент, о тех действиях, которые он совершает, формируя у него связь между словом и предметом, словом и действием.
∙ Вызывать у ребенка речевую активность через провоцирующие вопросы: «Это кошка?», а показать собаку.
Развитие речи способствует чтение стихов, сказок, потешек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Если ребенок не говорит
Ваш ребенок не говорит. Что делать? Конечно, для решения этой проблемы необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического. Ст...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-98156-1417720086.jpg)
консультация для родителей "Если ребенок не говорит"
Родители маленьких болтунов сокрушаются по поводу неиссякаемого потока речи, который ребенок обрушивает на них день за днем. Но те, в чьих семьях растет молчун, напротив, готовы на все, чтобы крохотны...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/24/picture-1047632-1532449029.jpg)
Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?
Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты про...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/31/picture-840289-1477923017.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»
Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям необходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/17/picture-1164751-1571333405.jpg)
Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит
Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит...