Если ребенок не говорит
консультация на тему
Консультация о способах развития речевых навыков детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_rebenok_ne_govorit.docx | 50.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Если ребенок не говорит?
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Довольно часто к логопеду обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребенка на данный возрастной период.
Какую же работу нужно проводить с этими детьми? Как же им помочь? Для преодоления задержки речевого развития, работа должна проводиться в комплексе.
Ученые доказали, что развитие мелкой мускулатуры пальчиков, имеет исключительное значение для формирования речи. В Институте нейрохирургии записывали биотоки мозга у детей и обнаружили: если ребенок производит ритмичные движения пальцами правой руки, то в левом полушарии у него возникает усиление согласованных электрических колебаний, именно в левой лобной области, где находится двигательная речевая зона и центр Брока, а также в височной области, где расположен центр Вернике, т. е. сенсорная речевая зона. Связь функции кисти руки и речи оказались настолько тесной, что тренировку пальцев рук считают мощным физиологическим стимулом развития речи.
Очень важно общение ребенка с людьми и окружающим миром, где ребенок получает поведенческий материал для подражания. Речь является не врожденной способностью ребенка, приобретенной. Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова. Ребенок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции. И подражать вам.
Артикуляционные упражнения помогают развивать артикуляционный аппарат.
Нужно играть язычком, губами. Развивать мышцы губ и языка. Упражнениями занимаются в виде игры о веселом язычке. В этих играх полость рта называется «домиком», кончик языка «хвостиком», твердое небо «потолком», нижние зубы «крылечком», верхние «дверкой», а струя воздуха «ветерком».
Вместе с ребенком сделайте несколько упражнений:
∙ Открывать и закрывать «домик».
∙ Вытягивание губ в улыбку «трубочку» (и – у).
∙ «Хвостик» - вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево.
∙ Слизывать широким «хвостиком» варенье с верхней губы («вкусное варенье»).
∙ Широкий «хвостик» за крылечко («горочка»)
∙ Щелкать «хвостиком» («лошадка»).
∙ Отработать сильный «ветерок» посередине «хвостика»:
а) сдувать ватку с кончика носа;
б) дуть через трубочку в стакан с водой;
в) дуть на мельницу или султанчики.
Массаж пальчиков рук
Массаж делает мама . Выполняется легким надавливанием от кончиков пальцев к запястью. Растирание сверху вниз. Сгибание и разгибание пальчиков.
Очень хорошую тренировку мелкой мускулатуры пальчиков обеспечивают народные игры с пальчиками: «Сорока белобока», «Коза», «Пальчики в лесу», «Пальчик-мальчик» и другие.
Например: Взрослый держит перед собой руку ребенка и загибает мизинец, загибает безымянный палец, средний, указательный и щекочет ладошку.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик гриб помыл,
Этот пальчик гриб сварил,
Этот пальчик все съел,
От того и растолстел.
Пальчиковая гимнастика
Ребенок выполняет сам.
∙ Играет на «пианино».
∙ «Лягушки» - одновременное разгибание пальчиков.
∙ Сгибание и разгибание пальчиков по одному в кулачок и из кулачка.
∙ Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки.
∙ Пальчики здороваются с пальчиками другой руки.
∙ Покажи «козу».
∙ Покажи «ушки у зайчика».
∙ Играем на «барабане».
∙ Хлопаем в ладоши.
Работа с мелким раздаточным материалом
∙ Выкладывание цветов, шариков, домиков и других предметов из мозаики, пшена, рисовых зерен, палочек.
∙ Работа с вкладышами.
∙ Пирамидки различных размеров.
∙ Нанизывание бусинок на стержень, снятие их по одной.
Шнуровка
∙ использование плотного картона с дырочками;
∙ завязывание шнурков.
ПОЛЕЗНО:
*застёгивать пуговицы;
*рвать на мелкие кусочки бумагу, сначала хаотично, а потом по сгибам, по контуру;
*делать аппликации, учиться работать с ножницами, держать ножницы, стричь ровными линиями, потом по контуру: кружочки, овалы, квадратики, треугольники и другие фигурки. Эти фигуры вырезают из цветной бумаги или раскрашивают и делают из них аппликации;
* рисовать: учиться правильно держать карандаш, фломастер, кисточку, мелок.
Развитие словаря
Для развития активной речи нужно создавать такие ситуации, при которых ребенок вынужден обращаться к взрослым с речью.
∙ Показывать и называть предметы, приучая по слову находить их взором или приносить.
∙ Учить называть упрощенными словами изображения на картинках: корова – «му-му», собака – «ав-ав», кошка – «мяу-мяу», и др.
∙ Постепенно вытесняя из речи ребенка звукоподражания, учить называть предметы и действия. Разговаривать с ребенком надо о тех предметах, которые его привлекают в данный момент, о тех действиях, которые он совершает, формируя у него связь между словом и предметом, словом и действием.
∙ Вызывать у ребенка речевую активность через провоцирующие вопросы: «Это кошка?», а показать собаку.
Развитие речи способствует чтение стихов, сказок, потешек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Если ребенок не говорит
Ваш ребенок не говорит. Что делать? Конечно, для решения этой проблемы необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического. Ст...
Консультация для родителей "Что делать если ребенок не говорит?"
Консультация для родителей...
консультация для родителей "Если ребенок не говорит"
Родители маленьких болтунов сокрушаются по поводу неиссякаемого потока речи, который ребенок обрушивает на них день за днем. Но те, в чьих семьях растет молчун, напротив, готовы на все, чтобы крохотны...
Если ребенок не говорит...
Консультация для родителей, воспитателей....
Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?
Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты про...
Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»
Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям необходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...
Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит
Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит...