Основные задачи и принципы здоровьесбережения в хореографии.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Антипова Валерия Анатольевна

состояние здоровья подрастающего поколения важнейший показатнль благополучия общества и государства...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные задачи и принципы здоровьесбережения в хореографии

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Здоровый образ жизни, к сожалению, не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если научить ребенка с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы.
Катастрофическое снижение качества и уровня здоровья населения в целом, и особенно детей и подростков, — неопровержимый факт, реальность нашего времени, которая вызывает тревогу у специалистов и государственных деятелей во всем мире.

Человек, безусловно, абсолютная ценность общества, а его здоровье — гарантия гармоничного развития социума, залог политической стабильности и экономического прогресса государства. Вряд ли кто-нибудь может это оспорить. Однако лишь одно признание актуальности данного тезиса недостаточно, если за ним не следуют радикальные практические шаги к решению самой проблемы здоровья.

Именно поэтому проблема сохранения и развития здоровья человека в динамично ухудшающихся экологических условиях стала предметом пристального внимания науки и практики, не случайно так много специалистов разных профессий занялись поиском и разработкой путей её решения.
Строго объективных критериев, дифференцирующих понятия «болезнь» и «здоровье», пока нет.

Существует более 300 определений здоровья. В уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – это состояние физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье — состояние органов и систем органов, жизненных функций организма.

Психологическое здоровье – динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности. Социальное здоровье – система мотивов и ценностей, регулирующих поведение.

Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Бесспорно, что успешность обучения в школе, да и дальнейшая успешность в жизни определяется уровнем состояния здоровья человека.

Хореография – один из важнейших видов искусства. И, конечно, занятия хореографией способствуют укреплению здоровья и физическому развитию организма. Движения, прошедшие длительный отбор временем, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей при условии правильно организованного учебно — воспитательного процесса.

Но также как и спорт, хореография является одним из самых травмоопасных видов деятельности, а со временем, нагрузка на организм даёт о себе знать, и появляются нежелательные эффекты: начинают болеть суставы, возникают судороги и многое другое.
Возникает вопрос: как сохранить и укрепить здоровье обучающихся?

К сожалению, специально этому педагогов не обучают, а в литературе по хореографии вопрос здоровьесбережения не освещён. И далеко не все педагоги задумываются о том, как правильно организовать учебно – воспитательную работу, чтобы дети не получали физических и психологических травм, и как максимально направить усилия ученика на укрепление своего здоровья.

Думаю, что каждый хореограф должен способствовать процессу формирования здоровой личности. Поэтому я для себя определила ряд основных задач:
•создать организационно-педагогические, санитарно-гигиенические и другие условия здоровьесбережения;
•«обучить здоровью» — сформировать у обучающихся знания, умения и навыки, необходимые для укрепления собственного здоровья;
•«сформировать здоровье» — сохранить и укрепить здоровье обучающихся;
•воспитать у обучающихся культуру здоровья и устойчивый интерес к двигательной деятельности.
В своей работе я использую следующие принципы:
•принцип «не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и педагога;
•принцип триединого представления о здоровье как о совокупности физического, психологического и социального здоровья;
• принцип формирования ответственности за свое здоровье — только в этом случае ребёнок реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья;
•принцип системности — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии;
•принцип субъектного взаимоотношения с учащимися — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном;
•принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся;
•принцип приоритетности позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями). Успех порождает успех — акцент делается на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяется положительное, а только потом отмечаются недостатки;
•принцип сочетания охранительной и тренирующей (повышающей адаптационные возможности человека) стратегии обучения.

Контроль за эффективностью всего комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся целесообразно проводить с помощью медицинского работника и психолога учреждения по следующим параметрам:
•гигиенические требования;
•организация здоровьесберегающей деятельности;
•организация образовательного процесса по принципам здоровьесбережения;
•эмоционально — психологический климат в коллективе;
•грамотность педагога по вопросам здоровья и его нервно – психическая устойчивость».

Использование всевозможных движений для оздоровления подрастающего поколения является одним из основных методов коррекции здоровья. Движения, организованные музыкальными ритмами в танец, обогащенные эстетическим содержанием, удваивают свои оздоравливающие возможности.

Правильно организованные занятия танцами совершенствуют пластику, развивают музыкальный слух и чувство ритма, тренируют и закаляют функциональные системы организма. Классический экзерсис у станка укрепляет весь суставно-мышечный аппарат тела, дает правильную постановку головы, рук и ног, вырабатывают точность, свободу, эластичность и координацию движений.

Регулярные физические нагрузки в ходе занятий по хореографии способствуют совершенствованию нервной системы, положительным сдвигам в ее состоянии. Это связано с мощным потоком афферентных импульсов, изменениями во внутренней среде организма. Звуковой ритм, музыкальная синхронизация оказывают благоприятное влияние на ритм сердечных сокращений, глубину и частоту дыхания, координацию моторных рефлексов. Равномерная физическая нагрузка оказывает стимулирующее и нормализующее влияние на показатели иммунитета.

В процессе систематических занятий у детей улучшается нейрогуморальная регуляция дыхания, увеличиваются резервные возможности, возрастает жизненная емкость легких, кислородтранспортная функция кровообращения, а также способность продолжения физических нагрузок в выраженных гиперкапнических и гипоксемических состояниях.

Обучение хореографией целесообразно начинать с занятий по ритмике. Занятия ритмикой закладывают своеобразную базу для дальнейших занятий хореографией. На уроках ритмики происходят первые соприкосновения с музыкой, развивается внимание, музыкальная память, чувство ритма, умение двигаться под музыку сохраняя и укрепляя здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работаем с воспитателями. Патриотическое воспитание:задачи, содержание, принципы реализации

В данном материале мною собран материал по патриотическому воситанию. Надеюсь, он будет полезен    многим категориям педагогов, работающим с детьми....

Цель, основные задачи и принципы психологической коррекции в дошкольном возрасте

Главная цель, основные задачи и принципы организации и проведения психологической коррекции в пространстве нормального дошкольного детства. Понимание психологической коррекции как особой психолого-пед...

Сообщение «Цели, задачи и принципы программы «Вдохновение»

Сообщение с презентацией "Цели, задачи и принципы программы "Вдохновение"...

Здоровьесбережение как одна из основных задач сохранение и укрепление здоровья

Приоритетным направлением работы педагогического коллектива стало укрепление физического и психического здоровья наших воспитанников. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников - одна из основных ...

Газета для родителей 2018 Здоровьесбережение как одна из основных задач сохранения и укрепления здоровья детей .

Приоритетным направлением работы педагогического коллектива стало укрепление физического и психического здоровья наших воспитанников....

Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды группы в соответствии с принципами здоровьесбережения»

Вопрос организации предметно – развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них я...