Знаю, умею, могу
материал на тему
Предварительный просмотр:
Календарь развития
ЗНАЮ, УМЕЮ, МОГУ
3 года
Я знаю, умею, могу…
- повторять за взрослым двустишия или четверостишия (или воспроизводить их, спустя несколько часов);
- строить многословные, в том числе сложноподчиненные, предложения. «Кода папа мой придет с работы, мы подем гулять». В знакомых словах произносить все слоги. Произносить звуки: «с», «л», «ы», «в», «р», «з»;
- задавать вопросы, в том числе: «Почему?»;
- узнавать 2-4 основных цвета;
- складывать разрезанную картинку из 4-х частей;
- вступать в контакт с детьми и взрослыми;
- по просьбе выбирать «один» предмет и «много»;
- резать бумагу ножницами;
- подниматься по лестнице с опорой попеременным шагом;
- пинать мяч с размаху;
- подпрыгивать на месте, еле отрывая ноги от пола;
- есть вилкой;
- надевать рубашку, джемпер, платье, брюки ...;
- расстегивать и застегивать большие пуговицы;
- самостоятельно мыть руки с мылом;
- под присмотром взрослого ходить в туалет (снимать штанишки, садиться на горшок, одеваться самостоятельно);
- самостоятельно пользоваться носовым платком.
Обратите внимание, если я:
- не играю и не интересуюсь другими детьми;
- до сих пор не говорю или говорю очень невнятно;
- не знаю названий окружающих предметов, животных, игрушек;
- не вступаю в контакт с детьми и взрослыми;
- говорю о себе только в 3-м лице;
- никогда не задаю вопросы;
- не умею говорить короткими фразами;
- неуверенно хожу, бегаю, поднимаюсь по лестнице;
- не играю в мяч, не катаюсь на качелях или трехколесном велосипеде;
- не могу сориентироваться в своем доме, на детской площадке, во дворе;
- не могу оставаться один, без взрослых, даже на самое короткое время;
- самостоятельно не умею найти себе занятия, даже 5 минут не могу сосредоточиться на одном;
- не умею раскладывать предметы по величине (большой - маленький) или по цвету в две разных коробочки;
- не контролирую днем свои физиологические потребности.
4 года
Я знаю, умею, могу…
- называть свое имя, возраст и пол;
- называть свои имя и фамилию, говорить о себе в первом лице;
- называть имена своих родителей;
- соблюдать правила элементарной вежливости, правила поведения;
- соблюдать элементарные правила во время еды, умывания;
- самостоятельно одеваться и раздеваться (без застежек);
- выполнять элементарные поручения;
- заниматься, не отвлекаясь, в течение 10 - 15 минут;
- называть предметы, находящиеся вокруг меня, некоторые растения,
животные и их детенышей;
- использовать в речи простые нераспространенные предложения;
- отвечать на вопросы, касающиеся ближайшего окружения, конкретной ситуации; принимать участие в беседе;
- при помощи взрослого прочитать наизусть небольшое стихотворение, спеть песенку;
- узнать знакомые песни и мелодии;
- устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями;
- недолго взаимодействовать со сверстниками;
- рисовать круги, черточки и точки, в 3,5 года – рисовать «человечка - головонога»;
- собирать пирамидку, матрешку, подбирать «на глаз» простой по форме вкладыш, складываю разрезную картинку из 2-4 частей;
- различаю основные цвета, формы (круг, квадрат, треугольник), размеры (большой, маленький);
- считать до трех и показывать соответствующее число на пальцах;
- сравнивать предметы по форме, величине и цвету, а также различаю, где много, а где мало предметов;
- бегать, сохранять равновесие, прыгать на двух ногах.
Обратите внимание, если я:
- не отзываюсь на свое имя;
- безразлично отношусь к близким и чужим людям;
- не смотрю в глаза взрослым и сверстникам;
- не интересуюсь окружающим миром, игрушками, яркими книжками;
- не вступаю в диалог;
- произношу только отдельные звуки, односложные слова;
- не проявляю интереса к предложенным мне заданиям;
- не выполняю просьбу взрослого показать пальчиком предметы и изображения, которые мне знакомы;
- могу часами играть в однотипную, однообразную игру (кручу колесо, стучу в барабан, катаю машинку и т.п.);
- не играю с другими детьми и не проявляю к ним никакого интереса;
- беспричинно плачу;
- протестую изменениям в одежде, меню; не переношу смену обстановки;
- неуверенно хожу и бегаю, неловок;
- не могу удержать в руках мелкие предметы, карандаши;
- не умею самостоятельно кушать.
5 лет
Я знаю, умею, могу…
- называть свои имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи;
- называть свой родной город и могу немного рассказать о нем;
- соблюдать элементарные правила гигиены без напоминания взрослого (мою руки с мылом, расчесываюсь, пользуюсь носовым платком, прикрываю рот рукой или салфеткой при кашле, вытираю рот салфеткой во время еды);
- соблюдать элементарные правила приема пищи (правильно пользуюсь столовыми приборами, салфеткой);
- не только самостоятельно одеваться и раздеваться, но и аккуратно складывать и убирать свою одежду, приводить ее в порядок;
- застегивать пуговицы, молнии, развязывать шнурки;
- соблюдать правила поведения в помещении, на улице, в природе и в транспорте;
- играть, конструировать, лепить, рисовать;
- раскрашивать картинки, не выходя за края, обводить картинки по контуру;
- подчиняться правилам игры;
- обращаться за помощью;
- проявлять любознательность, стремление к экспериментированию;
- играть со сверстниками и особенно с друзьями;
- заниматься, не отвлекаясь, в течение 15-20 минут;
- строить сложную фразу из 6-8 слов;
- правильно произносить сложные слова;
- чисто произносить все звуки родного языка за исключением звуков «р» -«рь» и «л» - «ль»;
- правильно употреблять слова в единственном и множественном числе;
- правильно употреблять в речи простые предлоги (в, на, под, на, за);
- подбирать слова, противоположные по значению (чай горячий – лед холодный);
- описать предмет, картину, составить рассказ по картине, пересказать небольшой отрывок;
- придумать небольшую историю, сказку;
- знать некоторые профессии и могу о них рассказать;
- знать понятия: фрукты-овощи, домашние животные - дикие животные, ягоды, грибы, транспорт, профессии, мебель, одежда;
- ориентироваться в пространстве, различаю правую и левую руку;
- определять расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, впереди – сзади);
- определять и называть части суток, времена года;
- различать, называть и характеризовать предметы по цвету, размеру и назначению;
- различать, называть геометрические фигуры и формы (шар, куб) и знать их характерные особенности;
- считать до пяти;
- выбрать лишний предмет из группы;
- пользоваться ножницами;
- планировать последовательность своих действий;
- выполнить просьбу, поручение взрослого.
Обратите внимание, если я:
- неправильно произношу многие звуки (за исключением «р» - «рь», «л» - «ль»);
- не могу произносить сложные слова;
- путаю окончания слов;
- не понимаю смысла предлогов;
- не ориентируюсь в пространстве;
- не различаю право - лево, верх - низ;
- не могу запомнить фразу из трех-четырех слов, просьбу взрослого, небольшое стихотворение;
- не общаюсь со сверстниками и взрослыми;
- не задаю много вопросов;
- не различаю цвета, формы, размеры предметов;
- путаюсь в счете до 5;
- не могу сосредоточенно работать в течение 15 минут, часто отвлекаюсь;
- не играю со сверстниками;
- роняю предметы, неаккуратно ем и рисую;
- неуклюж, часто падаю;
- крайне много и хаотично двигаюсь.
6-7 лет
Я знаю, умею, могу …
- называть свое имя, отчество, фамилию;
- называть страну, в которой живу, город, свой адрес;
- рассказать о своей семье и семейных традициях;
- интересуюсь новым, неизвестным в окружающем мире;
- самостоятельно действовать;
- откликаться на эмоции взрослых;
- активно общаться со сверстниками и взрослыми;
- договариваться;
- сосредоточенно работать в течение 20 – 25 минут;
- подчиняться требованиям;
- использовать свои знания для решения новых задач;
- фантазировать и сочинять, придумывать игры;
- выполнять задание по правилу и по образцу;
- внимательно слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- выполнять основные культурно-гигиенические навыки;
- оценивать себя и других; критично отношусь к результатам своей деятельности;
- самостоятельно выбирать интересное занятие;
- считать до 10; до 20 в прямом и обратном порядке;
- составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание;
- знать цифры (0 – 9) и умею соотносить их с количеством;
- определять временные отношения (день - неделя – месяц);
- измерять длину, объем, массу;
- ориентироваться не только в окружающем пространстве, но и на плоскости;
- поддерживать диалог, задавать и отвечать на вопросы;
- грамматически правильно оформлять свою речь, правильно произносить слова (не пропускаю и не путаю слоги, правильно произношу все звуки);
- Называть названия всех предметов, которые встречаются в обычной жизни, и умею группировать их по ведущему признаку (овощи, фрукты, транспорт, продукты, одежда и т.п.);
- составлять рассказ по картинкам, составлять рассказ по одной картинке;
- исключать лишнее понятие, объяснять свой выбор (лишняя морковь, так как все остальные фрукты, а морковь - овощ);
- знать и рассказывать несколько стихотворений наизусть;
- передавать образ человека, животных, растений, предметов окружающего мира посредством изобразительного искусства.
Обратите внимание, если я:
- с трудом поддерживаю диалог, долго подбираю слова, путаю окончания, не произношу какие-либо звуки, «проглатываю» или путаю слоги;
- не играю со сверстниками;
- не могу самостоятельно выбрать лишний предмет из группы и объяснить свой выбор;
- с трудом считаю в прямом или обратном порядке;
- затрудняюсь в осуществлении счетных операций, в решении простых задач;
- путаюсь в определении правой и левой стороны;
- затрудняюсь определить местоположение предмета в пространстве;
- не могу запомнить последовательность частей суток, дней недели, времен года, месяцев;
- с трудом ориентируюсь в названиях цветов, фигур, форм;
- медленно запоминаю и быстро забываю стихи;
- не могу усидеть на месте;
- не соблюдаю требований взрослого;
- не знаю или не соблюдаю правил поведения в помещении, на улице, в транспорте;
- не проявляю самостоятельности и инициативности;
- с трудом выполняю правила игр;
- у меня много страхов и они необычные (боюсь какого-либо цвета, цифр, еды и т.п.);
- неуклюжий, часто падаю, натыкаюсь на предметы;
- роняю предметы;
- с трудом удерживаю ручку или карандаш;
- не умею раскрашивать и рисовать, постоянно захожу за границы рисунков при раскрашивании или штриховке;
- делаю все очень медленно и быстро устаю (5-10 минут);
- делаю все очень быстро и результат деятельности меня не интересует;
- не могу критично относиться к своим поступкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий деловой игры для педагогов "Я ЗНАЮ, Я МОГУ"
Привлечение педагогов к активному использованию инновационных технологий на занятиях по формированию у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах и улицах....
Деловая игра для педагогов "Знаю. Умею. Могу"
Эта методическая разработка поможет старшему воспитателю в игровой форме провести мероприятие с педагогами ДОУ, направленное на повторение и закрепление знаний ФГОС ДО, СанПин и использование этих зна...
Деловая игра «ЗНАЮ. УМЕЮ. МОГУ»
Цель: Систематизировать знания педагогов, расширять профессиональную компетентность в разных вопросах.Задачи:1. Активизировать интеллектуально - творческую, культурологическую и профессиональную...
Конспект интеллектуальной игры "Знаю, умею, могу!"в средней группе
Разработка интеллектуальной игры "Знаю, умею, могу!" в средней группе. Включает в себя различные задания согласно по возрасту детей....
Интеллектуальная игра "Знаю,умею,могу"
Интеллектуальная игра "Знаю,умею,могу" в старшей группе...
Деловая игра для коллег "Знаю.Умею.Могу"
Деловая игра способствует систематизировать знания педагогов, расширять профессиональную компетентность в разных вопросах....
Деловая игра для коллег "Знаю.Умею.Могу"
Деловая игра способствует систематизировать знания педагогов, расширять профессиональную компетентность в разных вопросах....