Домашнее чтение
методическая разработка на тему

Семенова Светлана Викторовна

В последнее время мы все больше обращаем внимание на то, что детям стали меньше читать. Конечно, проще включить ребенку мультфильм, дать планшет, а самому отдохнуть или заняться домашними делами. Мы предлагаем материал для родителей, в котором есть рекомендации о том, какие книги и авторы могут быть интересны ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domashnee_chtenie.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Домашнее чтение для сердца и разума

   Всем известен интерес детей к книгам. Это увлечение возникает на пути от простого любопытства – к удивлению, от удивления – к активной любознательности, а от неё – к знанию. Природную любознательность ребёнка полнее всего удовлетворяют книги. Очень много зависит от того, как относятся к книге в семье.

   Родители должны уметь пересказать содержание произведения, передать своё мнение о книге. Очень важно правильно отобрать материал для чтения, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

   Важный способ приобщения детей к книге – чтение в слух. Небольшая беседа об авторе книги, название произведения создадут своеобразную установку, психологически подготовит ребёнка к прослушиванию произведения.

   Способствует развитию интереса к книге и циклическое чтение, т.е. в течении некоторого времени книга читается по частям или отдельно по главам. Во время вынужденного перерыва у ребят постоянно поддерживается интерес к дальнейшему содержанию книги.

   Легко проводить циклы чтения по книгам П. Ершова «Конёк-Горбунок», С. Баруздина «Про Светлану», Б. Житкова «Что я видел».

   Важно уметь раскрыть воспитательный потенциал книги, донести её до ума и сердца ребёнка. Именно процесс чтения способствует духовному общению родителей и детей, устанавливает взаимопонимание, близость, доверительность, без которых немыслимо воспитание.

   Лучшие детские книги (см. перечень в конце статьи), представляя собой высокие образцы художественного слова, воспитывают у детей чувство прекрасного и делают жизнь полнее и интереснее. В книгах содержится большой жизненный опыт, а взрослый помогает малышу воспринимать его осмысленно. Сказанное относится к ребятам всех возрастов, т.к. дети остаются детьми, а благодаря книге они обретают «умное детство».

    Рекомендуя для чтения ту или иную книгу, очень важно учитывать интересы и склонность конкретного малыша. Многих родителей волнует вопрос формирования интереса к книге и культуры чтения. Здесь важно соблюдать такт, без нажима, доверчиво, без принуждения и запретов влиять на выбор книги. Культура же чтения тесно связана с понятием сознательного отношения к книге, умением внимательно и вдумчиво слушать.

   Интересен приём использования традиций семьи: детям читать то, что читали в детстве их родителям.

   Постепенно можно подвести ребёнка и к самостоятельному выбору книги. В семьях же, где на это не обращают внимания, где книга не в почёте либо её читают нетерпеливо, поверхностно, мы встречаемся ещё и с подменой чтения просмотром телевизора, что приносит лишь вред развитию ума ребёнка, нравственности и эстетического восприятия мира.


Уголок книги для ребёнка дома

   Дома хорошо иметь библиотеку детской художественной литературы, которая обычно хранится вместе с вашей библиотекой на отдельной полке. Ребёнку дают 2-3 книги на определённый отрезок времени, а затем заменяют новыми. Делают это для того, чтобы не рассеивать внимание ребёнка на множество книг, чтобы он глубоко осваивал содержание литературного произведения, мог осмыслить его, пересказать, детально рассмотреть иллюстрации. Здесь книжный фонд детской домашней библиотеки может быть систематизирован по возрастному признаку. Это помогает родителям организовать чтение ребёнка в соответствии с его возрастными возможностями, а также видеть перспективу пополнения библиотеки. Книги можно подбирать так: русские и народные сказки, загадки, народный фольклор, русские классики, современная детская литература, зарубежная детская литература, стихи современных поэтов.

Советы родителям по воспитанию у детей бережного отношения к книгам

   Уважаемые родители! Приучайте детей бережно относится к книгам. Объясните детям правила: Посмотрел книгу – положи на место. Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки, чистые ли они? Книгу рассматривают только сидя за столом. Учите ребёнка правильно листать книгу с правого верхнего угла, не смачивать палец слюной, не заминать страницы. Не разрешайте обращаться небрежно даже с ненужной книгой, а тем более вырезать картинки из неё.

   Помните, если сын или дочь привык обращаться с книгой аккуратно, то став школьником, он перенесёт этот навык и на учебник, тетради, другие школьные принадлежности.

Советы родителям по чтению художественной литературы детям дома

   Чтение литературных произведений доводит до сознания детей все неисчерпаемые богатства родного языка, способствует тому, что дети начинают пользоваться этим богатством. В старшем школьном возрасте у детей воспитывается способность слышать художественную выразительность слова, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его выразительности, точности, меткости, образности. Когда вы знакомите детей с художественной литературой, постарайтесь решить разнообразные задачи, связанные с развитием речи детей.

   Вопросы по содержанию рассказа, стихотворения или сказки могут задаваться в самой разнообразной форме: О чём говорится в этом стихотворении? Что нового и интересного ты узнал из прослушанного рассказа? Что ты можешь рассказать о герое новой сказки? Какой он? Что произошло с героем? Чтобы понять, насколько ребёнок понимает средства художественной выразительности, задайте вопросы: Как автор описывает берёзу? Какие слова и выражения из этой сказки тебе больше всего запомнились и понравились? С чем автор сравнивает снег в своём стихотворении? Какими словами автор назвал в сказке зверей и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее чтение в детском саду с нарушением зрения

«Домашнее чтение в детском саду с нарушением зрения»Домашнее чтение - это главный путь широкого приобщения детей к миру книг. Книга расширяет кругозор ребенка. Вводит его в богатый мир образования, ра...

советы родителям по организации домашнего чтения

1.    Показывать ребенку, что чтение вслух оставляет вам удовольствие.2.    Демонстрируйте ребенку уважение к книге.3.    Во время чтение сохраняйте ...

Организация домашнего чтения

Консультация для родителей по созданию детской библиотеки...

Взаимодействия воспитателя с семьей по организации домашнего чтения

В статье есть советы как приблизить ребенка к книге как полюбить читать книги...

Влияние домашнего чтения на нравственное воспитание ребенка

Детское чтение – педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в...

Воспитание разносторонних интересов у детей с нарушением зрения в семье. Рекомендуемая художественная литература для домашнего чтения. Воспитание у детей интереса к книге.

Консультации для родителей, которые хотят видеть своих детей жизнерадостными, активными, разносторонними. Родители должны подводить ребенка к поиску ответов на возникающие вопросы, а в этом ему помогу...

«Взаимодействие педагога с семьей воспитанника по вопросам домашнего чтения»

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще  во времена Ярослава Мудрого. Книга долж...