«Взаимодействие педагога с семьей воспитанника по вопросам домашнего чтения»
статья (средняя группа) по теме
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.
Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к.
он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. «Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого.»[1] От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. Воспитанник детского сада в рамках образовательной программы знакомится с произведениями художественной литературы, но помимо детского сада, его личное отношение к книге, как к источнику знания, как к феномену культуры, формируется и в его семье. Организация взаимодействия педагогического коллектива детского сада с родителями по вопросам домашнего чтения, согласованный подход к репертуару произведений для чтения в семье, методов обсуждения прочитанного способствует формированию у ребенка дошкольника собственной позиции читателя, формирует у него вкус к литературе.
[1] Родительское собрание по детскому чтению / сост. Т.Д.Жукова.- М.: Рус. шк. библ. ассоциация, 2007.- 288с
Скачать:
Предварительный просмотр:
План
Введение……………………………………………...……………………………2
- Семейное чтение - социально-культурный феномен…………………….4
- Место и значение домашнего чтения в развитии и воспитании личности ребенка………………………………………………………………………6
- Формы взаимодействия с семьей по вопросам домашнего чтения….…10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15
Введение
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.
Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к.
он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. «Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого.»[1] От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. Воспитанник детского сада в рамках образовательной программы знакомится с произведениями художественной литературы, но помимо детского сада, его личное отношение к книге, как к источнику знания, как к феномену культуры, формируется и в его семье. Организация взаимодействия педагогического коллектива детского сада с родителями по вопросам домашнего чтения, согласованный подход к репертуару произведений для чтения в семье, методов обсуждения прочитанного способствует формированию у ребенка дошкольника собственной позиции читателя, формирует у него вкус к литературе.
1.Семейное чтение - социально-культурный феномен
Семейное чтение было русской культурной традицией ХIХ века, потерянной в ХХ и возрождаемой в ХХI.
Семейное чтение как аспект культурного воспитания являлось объектом исследовательской и практической работы библиотек. Библиотекари собирали детей в кружок и вместо мамы или бабушки читали детям книги, иногда привлекая энтузиастов - мам или бабушек.
Существуют различные методики организации «семейного чтения». Многочисленные примеры «мероприятий» свидетельствуют о том, что на протяжении почти всего ХХ века практика обучения, как в России, так и в других- странах (Великобритания, США) была организована так, что родители не принимали в ней особого участия. В нашей стране мы настолько привыкли к тому, что дети приходят в школу и учатся там под руководством учителя, который знает, как это делать, что сама постановка вопроса об ответственности родителей вызывает удивление. Тем не менее, начиная с середины 70-х годов, начало формироваться понимание того, что родители должны быть привлечены к процессу обучения детей. В Великобритании отправной точкой стал доклад министра образования Плоудена (1967 год), который рекомендовал привлекать родителей учащихся начальной школы к обучению грамотности. Обязанности родителей были достаточно скромными, но климат в отношениях семьи и школы стал меняться. В 70-е годы идея получила дальнейшее развитие благодаря проекту 1976-78 годов, где была показана связь успехов в школе и ежедневным чтением 5-7- леток дома. Дети приносили домой книги, которые они должны были за определённый срок прочесть совместно с родителями. Родители получали совет от учителя, как организовать чтение. Результаты были настолько впечатляющими, что проект был повторен 1978-83 годах и результаты обоих проектов вошли в разработку модели эффективной школы. Если вышеназванные проекты давали лишь одну общую рекомендацию родителям - они должны ежедневно слушать, как дети читают, то в 80-е годы начинается разработка наиболее выборочных рекомендаций. Очень эффективным приемом было признано попеременное совместное чтение, т.е. чтение, где одну страницу книги ребенок читает сам, а вторую взрослый. Книгу для чтения ребенок всегда выбирает сам. При попеременном чтении ребенок читает каждое слово. Если он делает ошибку, то родитель указывает на неё, если ребёнок не исправляет её, то её исправляет родитель, и безо всяких объяснений чтение продолжается дальше. Если ребёнок хочет читать самостоятельно, то он даёт знак, родитель останавливается и чтение продолжает ребёнок до первой ошибки. После ошибки читает родитель, давая возможность ребёнку отдохнуть. Прочитав медленно страницу, родитель вновь передает книгу ребёнку. Порции чтения могут быть и меньше, чем одна страница. Родитель похвалит ребёнка за то, что тот прочитал больше и лучше. Критиковать нельзя.
Программы приобщения детей к чтению разнообразны и создаются в зависимости от страны, культурного опыта, типа школы, возраста детей и т.д.
Программа может быть общей и селективной, долгосрочной и краткосрочной. Местом встреч родителей и педагогов могут быть не только детские сады, школы, но и библиотеки, а руководителями программ - библиотекари, в том числе и школьные, так как они занимаются приобщением детей и взрослых к чтению. В арсенал их методик входят чтение по ролям, подбор интересных книг и фактов из них, конкурсы и викторины, кроссворды и постановки и мн. другое. Одной из форм могут быть листовки и брошюры для родителей.
Важным уроком последних лет можно считать осознание того, что родители не могут стоять в стороне от учения детей в целом и их приобщения к грамотности, в частности.
Формы совместной работы педагогов и родителей могут меняться, суть остается той же: родители и педагоги ответственны за формирование и развитие грамотного ребёнка – будущего читателя.
2.Место и значение домашнего чтения в развитии и воспитании личности ребенка
Исследования Т.А. Пичугиной, посвященные чтению в семье показали, что домашнее чтение в представлении родителей – это «эффективный способ социализации подрастающего поколения»; «проверенный способ воспитания человека»: «расширяет кругозор, служит развлечением, обогащает словарный запас ребенка, развивает навык внимательности и усидчивости, тренирует память, развивает творческие способности, компенсирует возможный недостаток общения, развивает воображение, воспитывает моральные ценности», «вырабатывает у ребенка надежную жизненную позицию», «помогает войти в мир взрослых»; возможность «совершенствовать технику чтения, формировать привычку читать самостоятельно, повышать интерес к книгам и умения с ними работать»[2]
В наиболее общем виде формула семейного чтения, в контексте представлений исследованных семей, выглядит так: семейное чтение, существующее с древних времен, является эффективным способом социализации подрастающего поколения, а потому проверенным способом образования и воспитания ребенка в процессе совместного чтения и обсуждения членами семьи литературы, соответствующей возрастным и психофизиологическим особенностям ребенка, что способствует сохранению традиции семейного чтения в последующих поколениях.
Между тем, выведенная формула семейного чтения не в полной мере отражает то многообразие реальных практик семейного чтения, которые сложились в семьях.
В реальной жизни под семейным чтением родители понимают различного рода культурно-коммуникативные практики, что позволило смоделировать четыре идеалтипических сценария: материнское чтение, домашнее чтение, досуговое чтение, семейное чтение.
В каждом из обозначенных идеалтипических сценариев присутствует своя социокультурная доминанта, а это значит преобладающая система ценностей.
Практика материнского чтения: доминанта – место и роль матери в жизни ребенка.
Практика домашнего чтения: доминанта – место и роль отчего дома в жизни членов семьи.
Практика досугового чтения: доминанта – содержание совместного досуга членов семьи, ориентированного на совместное содержательное времяпровождение членами семьи времени свободного от работы и учебы
Собственно практика семейного чтения: доминанта – совместное приобщение всеми членами семьи к читательской культуре.
Очевидно, что выделение четырех сценариев носит условный характер, так как во всех четырех случаях «чтение выполняет одинаковые функции: эмоциональную, единения, обмена информацией, передачи опыта от старших к младшим».[3]
Более того, совместное чтение во всех четырех сценариях обретает значимость, лишь находясь рядоположенно в системе других базовых ценностей, определяющих социокультурное пространство существования семьи: для одних семей – это материнство, для других – отчий дом; совместный досуг; диалоговая среда, приобщающая и детей, и взрослых к ценностям культуры посредством чтения.
Совпадают сценарии и по стратегической направленности: в каждой из моделей – это совместное (в той или иной форме) овладение читательской культурой. Различия регистрируются в тактике, т.е. в способах овладения читательской культурой: для практики материнского чтения – это абсолютизация роли матери в приобщении ребенка к читательской культуре; для практики домашнего чтения – это абсолютизация роли отчего дома, в стенах которого протекает во всем своем многообразии (включая и овладение читательской культурой) совместная жизнь членов семьи; для практики досугового чтения – это стремление быть вместе во внерабочее и внеучебное время, решая все текущие задачи, включая овладение читательской культурой; для практики семейного чтения – это коллективный труд всех членов семьи на пути овладения читательской культурой, порождающий коллективную ответственность, менее выраженную в других моделях, т.е. максимально выраженная коллективная ответственность каждого из членов семьи за результат (формирование нового культурного пространства – диалоговой среды стараниями детей и взрослых в процессе совместного приобщения к ценностям культуры) является основным маркером, отличающим семейное чтение от материнского, домашнего и досугового чтения.
Вероятно, именно в этом и заключена истинная формула семейного чтения: вхождение в диалог культур, свобода от любой формы догматизма, толерантность, формирование критического сознания как старшего, так и последующих поколений.
Как следствие, процесс семейного чтения – это процесс присвоения ценностей культуры в диалоговой среде посредством приобщения к читательской культуре, где все участники процесса равны как читатели, а это значит, что освоение читательской культуры происходит не в системе субъект-объектных отношений между родителями и детьми, а в субъект-субъектных - каждый является субъектом совместной деятельности.
Понятно, что такого рода схематизация носит условный характер, так как родители, вне всяких сомнений, на ранних этапах развития ребенка, обладают большим запасом знаний, но относится к ребенку и к его читательским интересам они могут изначально по-разному: принимая, не принимая, игнорируя, запрещая, а это значит то, что именно родители способны сформировать ту среду, в которой будет или прогрессировать, или регрессировать их ребенок, опускаясь до уровня удовлетворения витальных потребностей.
Значение чтения художественной литературы для ребенка
Хорошо развитая речь ребенка – это:
- один из показателей регулярного чтения;
- Большой словарный запас;
- Умение грамотно строить предложения;
- От чтения зависит выразительность, красота речи. Ребенок эту выразительность перенимает от героя произведения; художественный текст так действует на ребенка, что это происходит совершенно незаметно. Чтение и грамотность языка общества очень тесно связаны.
Чтение развивает интеллект ребенка, дает знания, у ребенка вырабатывается привычка к познанию, он начинает сопереживать героям.
Чтение играет очень важную роль в психофизиологическом развитии ребенка: развивается фонематический слух, память, внимание, воображение. Почему чтение влияет на воображение? У каждого читающего создается свой портрет героя. Сказка дает простор для воображения. Чем больше мы читаем ребенку, тем больше у него развивается воображение. Жизнь ребенка наполняется различными воображаемыми персонажами литературных произведений и это очень здорово! Читающий ребенок – это ребенок, стоящий на пути творческого развития!
Влияние чтения на нравственный уровень развития личности. Чем больше говорить ребенку, чтобы он, например, помогал старшим, тем больше возникает сомнений, будет ли он действительно помогать. В художественном произведении нравственная идея редко подчеркивается. Надо очень хорошо подумать, проанализировать произведение, чтобы обнаружить нравственный аспект.
3.Формы взаимодействия с семьей по вопросам домашнего чтения.
Сегодня как никогда актуальны идеи восстановления статуса семьи и родителей в обществе, формирование новых устоев семейной культуры.
В настоящее время меняются подходы к работе с семьей, которые заключаются в поиске качественно новых форм и методов взаимодействия с родителями по развитию воспитательного потенциала семьи, повышении квалификации специалистов, в методическом обеспечении родительского образования в области ознакомления дошкольников с художественной литературой, приобщению их к чтению.
- Организация диагностической работы по изучению традиций семейного чтения.
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам организации домашнего чтения, подбора репертуара для чтения детям в семье.
- Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и воспитанников (литературные праздники, совместная с родителями подготовка к ним, театрализованные постановки по мотивам литературных произведений, совместные творческие проекты, конкурсы и т.д.).
- Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания в аспекте организации домашнего чтения.
- Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.
- Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами. Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
- Индивидуальные консультации и семинары-практикумы для родителей по данной тематике
Домашняя библиотека является существенным фактором, способствующим развитию семейного чтения. Собирается она, как правило, не одним поколением. Однако не во всех домашних библиотеках, как показали результаты исследования, присутствует детская литература, что придает особую значимость роли библиотек не только в поддержке семейного, но и детского чтения. Помощь в подборе интересных и полезных для ребенка книг, рекомендации по организации домашнего чтения и обсуждения прочитанного – задача педагогов.
В нашем дошкольном учреждении для родителей разработаны следующие рекомендации по организации домашнего чтения.
Да и Нет для родителей
ДА
- Читайте своим детям как можно чаще (на ночь сказку или рассказ каждый вечер).
- Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут в день.
- Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.
- Разрешайте ребёнку выбирать самому книги для чтения.
- Поощряйте ребёнка в его желании подержать, полистать, поиграть с книгой.
- Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.
- Посещайте регулярно с ребёнком библиотеку и книжный магазин.
- Дарите ребёнку книги.
- Поощряйте ребёнка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым (когда научиться читать по слогам).
- Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.
- Всегда хвалите и поощряйте ребёнка, если он/она читает.
НЕТ
- Не выбирайте книги для, ребёнка пока он/она вас об этом не попросит.
- Не заставляйте ребёнка «сражаться с книгой», если она для него слишком трудная.
- Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.
- Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Улучшение наступает быстрее, если вы будете его поощрять и поддерживать.
- Не прекращайте читать ребёнку вслух, как только он научился медленно читать сам.
- Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения - читать «что-то» лучше, чем не читать ничего.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЧТЕНИЯ ДОМА
Когда вы читаете со своим ребёнком, то:
- Найдите спокойное место, где вас не будут прерывать.
- Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок сидел правильно и видел книгу.
- Ведите для ребёнка, а затем совместно с ребёнком «Дневник чтения». Занося туда любимые книги.
- Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним.
- Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как
Ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценил поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
Дошкольный возраст – время активного становления ребенка как заинтересованного читателя. Это требует внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей.[4] В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители – основные проводники между ребенком и печатным художественным словом, задача же воспитателей – убедить родителей в пользе чтения детям, помочь научиться разбираться в огромном книжном рынке для детей.
Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвященной одной цели – воспитанию настоящего читателя.
Заключение
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.
Приобщение детей к книге, к чтению – важнейшая задача дошкольного периода. В Федеральных государственных образовательных стандартах, принятых в 2010 году, выделена образовательная область “Чтение художественной литературы”, главная цель которой формирование интереса и потребности в чтении книг. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
Список литературы
- Голубева Н.Л. Семейное чтение в детской библиотеке: учеб.-метод. пособие / Н.Л.Голубева.- М.: Либерия-информ, 2006.- 88с.- (Б-рь и время. XXI век. Вып. 32)
- Пичугина Т.А. Семейное чтение: опыт социологического исследования. Удмуртский государственный университет, 2009
- Родительское собрание по детскому чтению / сост. Т.Д.Жукова.- М.: Рус. шк. библ. ассоциация, 2007.- 288с. - (Профес. б-ка шк. б-ря. Серия 1)
- Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению: междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н.Сметанникова.- М.: Шк. б-ка, 2005.- 512с. - (Профес. б-ка шк. б-ря. Серия 1)
- Сокольская Л.В. Материнское чтение: науч.-практ. пособие / Л.В.Сокольская.- М.: Либерия-Бибинформ, 2007.- 80с.- (Б-рь и время. XXI век. Вып. 54)
- Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И.Н.Тимофеева.- СПб.: Рос. нац. б-ка, 2000.- 512с.
- Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: методич. словарь - справочник для библиотекарей / И.И. Тихомирова.- М.: Шк. б-ка, 2004.- 248с. - (Профес. б-ка шк. б-ря. Серия 1)
- Человек читающий: сб. статей / ред. Б.В. Бирюков.- М.: Рус. шк. библ. ассоциация, 2006.- 320с.- (Профес. б-ка шк. б-ря. Серия 1)
- Чтение в системе социокультурного развития личности: сб. статей Муждунар. науч.-практ. семинара / сост. Г.В.Варганова.- М.: Рус. шк. библ. ассоциация, 2007.- 256с.- (Профес. б-ка шк. б-ря. Серия 1)
- Чтение как увлечение: сб. статей / сост. О.Л.Кабачек.- М.: Рус. шк. библ. ассоциация, 2007.- 176с.- (Профес. б-ка шк. б-ря. Серия 1)
- Школа чтения: опыт, теории, размышления: хрестоматия / сост. И.И.Тихомирова.- М.: Шк. б-ка, 2006.- 304с. - (Профес. б-ка шк. б-ря. Серия 1)
- Школьному библиотекарю о семейном чтении.- М.: Рус. шк. библ. ассоциация, 2007.- 176с.- (Профес. б-ка шк. б-ря. Серия 1)
[1] Родительское собрание по детскому чтению / сост. Т.Д.Жукова.- М.: Рус. шк. библ. ассоциация, 2007.- 288с
[2] Т.А. Пичугина Семейное чтение: опыт социологического исследования. Удмуртский государственный университет, 2009
[3] Т.А. Пичугина Семейное чтение: опыт социологического исследования. Удмуртский государственный университет, 2009
[4] Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению: междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н.Сметанникова.- М.: Шк. б-ка, 2005.- 512с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Разработка проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...
Презентация "Формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по вопросам физического развития"
Консультация для воспитателей, раскрывающая основные формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по вопросам физического развития"с...
Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».
В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...
Актуальные вопросы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников
Семья для дошкольника - жизненно необходимая среда, во многом опеделяющая путь развития его личности. Вовлечение родителей в бразовательный процесс, их заинтересованное участие в нем важно не по...
Статья "Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников по вопросу музыкального развития ребенка в новых социальных условиях"
В системе музыкального развития дошкольников важным аспектом является совместная работа ДОУ с родителями воспитанников. Решение этой задачи предполагает соучастие в организации музыкальной деятельност...
«Современные проблемы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в вопросах формирования ЗОЖ»
Доклад на педсовет...
Консультация для педагогов "Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по вопросам конструирования"
Привлечение родителей воспитанников к занятиям с детьми по конструированию важно для развития детей и интересно в плане новых форм взаимодействия с семьями.Конструирование относится к продуктивным вид...