Зрительное восприятие папка передвижка
консультация (старшая группа) на тему

Данный материал будет полезен для родителей и педагогов дошкольных учреждений в работе с детьми с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zritelnoe_vospriyatie_papka_peredvizhka.doc737 КБ

Предварительный просмотр:

 

               https://img3.stockfresh.com/files/c/carbouval/m/89/946276_stock-photo-smiling-sun.jpg 

               

                 

 

 

http://s3.pic4you.ru/allimage/y2013/10-24/12216/3925159.png

Зрительное восприятие - способность осмысливать то, что видишь. Исследования показали, что из тех детей, которые не имеют проблем со зрением, многие имеют нарушения восприятия. Восприятие включает способность получить зрительную информацию, обработать эту информацию и осмыслить её. Ребёнок учится видеть так же, как учится ходить и говорить. Когда ребёнок учиться ходить и говорить, он имеет возможность имитировать своих родителей, братьев и сестёр. К тому же родители могут наблюдать за детьми и определить, что походка и речь развиваются хорошо. Однако, о развитии зрения, многие родители не очень хорошо осведомлены.

Для успешного освоения знаний об окружающем мире необходимо, чтобы органы чувств ребёнка функционировали нормально. При отсутствии или частичном поражении органа чувств ребёнок может не получать или получает неполную информацию, поэтому мир его впечатлений становится уже и беднее.

Развиваясь в соответствии с наиболее общими закономерностями, зрительное восприятие у слабовидящих детей в сравнении с нормально видящими, отличается некоторым своеобразием, являющимся следствием формирования его в условиях нарушенного зрения. Это своеобразие проявляется в сниженной активности восприятия, неполноте и неточности отражения, ограниченной избирательности восприятия, затрудненной в осмыслении и обобщении воспринимаемого.

При частичном зрительном поражении наблюдается обеднённость зрительных впечатлений. Недостатки в зрительной ориентации затрудняют накопление непосредственного чувственного опыта и обедняют представления ребёнка об окружающем мире, что нередко предопределяет и весь ход психофизического развития ребёнка с нарушением зрения.

Слабовидящие пользуются зрением, как основным средством восприятия. Познание ими окружающего мира, формирование и развитие всех видов деятельности протекает в условиях нарушенного зрения и строится на суженной наглядной и действенной основе. Поэтому необходимо развивать у детей способность к наблюдению, зрительному выделению и узнаванию различных объектов и явлений, их анализу и синтезу. Кроме того, необходимо научить детей пользоваться слуховым, осязательным и другими видами восприятия, дополняющими неполноценное зрение. Только в этом случае возможно формирование у детей данной категории адекватных представлений об окружающем мире.

У ребёнка с патологией зрения следует обращать его внимание не только на общее очертание объекта, но также на отдельные части и детали.

Нарушение зрения отрицательно складывается на формировании точности, скорости, координации движений, на развитии функций равновесия и ориентации в пространстве.

На основе проведенных в тифлопсихологии и тифлопедагогике исследований Л. П. Плаксина представила взаимосвязанную структуру нарушений у детей с патологией зрения:

Нарушение зрения: снижение остроты, чёткость видения, снижение скорости переработки информации, нарушение поля обзора, глазодвигательных функций, нарушение бинокулярности, стереоскопичности, выделение цветности, контрастности и количества признаков и свойств при восприятии объектов.

Обеднённость представлений, снижение чувственного опыта, определяющего содержание образов мышления, речи и памяти, замедление познавательных процессов.

Нарушение двигательной сферы, трудности зрительно – двигательной ориентации, приводящей к гиподинамии.

Нарушение эмоционально – волевой сферы, проявляющееся в неуверенности, скованности, снижении познавательного интереса, проявление беспомощности в различных видах деятельности, снижение желаний у ребёнка к самопроявлению и возникновение большей зависимости ребёнка от помощи и руководства взрослых.

С помощью глаз человек воспринимает освещённость, цвет, величину, форму предметов, ориентируется в пространстве. При нарушении зрения происходит сокращение, ослабление функций зрительного восприятия у слабовидящих и частично видящих или полное прекращение восприятия у лиц с полной потерей зрительных ощущений. У слабовидящих детей наблюдаются трудности при опознавании рисунков и предметов.

Выявлены следующие нарушения восприятия рисунков: замедленность образа, неточность, пропуск деталей изображения. Вследствие неясного восприятия отдельных элементов и неточности представлений нередко формируются ошибочные версии относительно изображённого на рисунке. Рассматривание слабовидящим рисунка по частям затрудняет осмысливание его содержания, нарушает восприятие пространственных отношений между изображёнными на нём предметами. Резкое снижение скорости зрительного восприятия геометрических фигур, цифр, буквосочетаний установлено при частичной атрофии зрительных нервов, афакии, катаракте, глаукоме. Замедленность, фрагментарность, нечёткость, искажения восприятия отмечаются у слабовидящих при чтении и письме.

Особенности зрительного восприятия у детей с косоглазием и амблиопией

Как известно, при нормальном зрении дети уже в дошкольном возрасте воспринимают огромное количество предметов и явлений действительности. Дети с амблиопией и косоглазием испытывают специфические трудности при восприятии изображений. В связи с нарушением бинокулярного зрения возникают трудности, а зачастую неспособность, непосредственно воспринимать предметы, изображённые в перспективе, их детализацию.

При амблиопии и косоглазии за счёт снижения остроты видения, нарушения бинокулярного зрения, поля взора глазодвигательных и других функций восприятие приобретает черты замедленности, фрагментарности, многоэтапности. Монокулярный характер зрения осложняет формирование представлений об объёме, величине предметов, о расстоянии.

У детей с косоглазием и амблиопией имеются существенные проблемы пространственной ориентировки. Сложности зрительно-пространственного восприятия у этих детей обусловлены нарушением глазодвигательных функций и монокулярным характером зрения, при котором у детей отсутствует информация о глубине, расстоянии между предметами, т. е. нарушена стереоскопическая информация.

При нарушении зрения также происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия. 

У детей, наряду с недостаточным уровнем зрительного восприятия, слабо развита мелкая моторика:

• движения не точные;

• дети не могут удерживать статические пробы;

• нечётко выполняют графические тесты, рука очень быстро устаёт.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что многообразие форм аномалий зрения и вызванных ими вторичных отклонений требует индивидуального подхода к каждому ребёнку, специфики необходимых лечебно - восстановительных и коррекционно-педагогических мер.

    http://clipground.com/images/bijapur-clipart-18.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка-передвижка "Слуховое восприятие".

Папка-передвижка "Слуховое восприятие"....

Оформление папки-передвижки "Этапы развития фонематического восприятия. Первый уровень- узнавание неречевых звуков"

Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на первом этапе развития фонематического восприятия- узнавание неречевых звуков. Цель: развитие слухового внимания и слуховой...

Вместе с мамой, вместе с папой.(Технология Ткаченко Т.А. "Использование специальной зрительной символики в работе детей с ОНР при формировании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия.

Четкое произнесение звука.Артикуляционная гимнастика Выделение начального ударного гласного Выделение звука на слух из ряда гласныхВыделение звука на слух из состава слова Употребление ...

Оформление папки-передвижки "Этапы развития фонематического восприятия. Второй этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз "

Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на втором этапе развития фонематического восприятия - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых зв...

Оформление папки-передвижки: "Формирование фонематического восприятия на третьем этапе развития речевого слуха: различение слов, близких по звуковому составу"

Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на третьем этапе развития фонематического восприятия: различение слов, близких по звуковому составу...

Оформление папки-передвижки: "Формирование фонематического восприятия на четвертом и пятом этапе развития речевого слуха: различение слогов и различение звуков"

Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на четвертом и пятом этапе развития фонематического восприятия: различение слогов и различение звуков...

Папка-передвижка - «Сенсорное развитие. Игры на восприятие формы»

В данном материале  вниманию родителей представлены дидактические игры для развития сенсорных способностей детей . Все эти игры родители могут  использовать для занятий с детьми дома....