Система работы по теме "Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений"
методическая разработка
Представлена система работы по теме "Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.3._sistema_raboty.docx | 29.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 8 «Сказка»
Карасукского района Новосибирской области
Система работы
по теме:
«Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений.»
Воспитатель:
Бочкарёва Надежда Викторовна
2019 год
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Хорошо, когда ребенок сохраняет свою природную интуицию, иррациональное мышление. Это творческая часть его сознания. Однако жизненное пространство требует от человека здравого смысла, рациональности, логики. Ребенок учится не только чувствовать, но и объяснять события и действия, изучать взаимодействие между предметами, рассуждать и делать свои умозаключения. Лучше всего это делать в игре! Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.
2.Актуальность
Мы живем в 21 веке – это век информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Внимание ученых и педагогов-практиков к процессам формирования логического мышления активизируется на поиске новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей.
Формирование логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.
Дошкольники с сформированным мышлением быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций. Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности, мы должны помнить, что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.
Актуальность обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Для дошкольников игра имеет огромное значение: игра - это учеба, игра - это труд, игра - это серьезная форма воспитания, а также способ познания окружающего их мира.
Для чего необходимо развивать у дошкольника логическое мышление? Логические приемы - сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности.
Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие, познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности. Поэтому меня заинтересовала проблема повышения познавательной активности дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников.
На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является идея о том, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном детям материале в игровой форме, а конкретно посредством использования в образовательном процессе занимательных дидактических игр способствует развитию познавательной активности детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности мышления.
У дошкольников увлекательные дидактические игры создают интерес к решению умственных задач: преодоление трудностей, успешный результат умственного усилия приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников.
Учитывая всё выше сказанное, я считаю, что тема работы «Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений» является актуальной.
3.Методические рекомендации.
Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет. Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств.
Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь.
Развитию мышления дошкольников принадлежит особая роль. Дошкольный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятий, выведение следствия. Не сформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Многочисленные наблюдения педагогов показали, что если ребенок не овладевает примерами мыслительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, то в школе он обычно переходит в разряд неуспевающих. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Вот почему проблема развития мышления дошкольников является актуальной сегодня.
Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.
Использование педагогом разнообразных форм и методов развития мышления детей дошкольного возраста способствуют развитию мыслительных способностей детей, всестороннему и гармоничному развитию личности, что в свою очередь отвечает социальному заказу общества. Вместе с тем, следует отметить, что исследуемая нами проблема все еще недостаточно отражена в психолого-педагогических исследованиях.
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью развития мышления у дошкольников в условиях современного ДОУ, обеспечивающего построение ими собственной картины мира, закладку фундамента детского мировоззрения с одной стороны и недостаточностью применения на практике оригинальных эффективных форм и методов, направленных на развитие мышления.
Комплекс -развивающих игр
Игра 1. Составление предложений
Цель: Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами; создавать новые образы из отдельных элементов.
Игра 2. Поиск общего
Цель: Формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов; дать представление о степени существенности признаков.
Игра 3. Исключение лишнего слова
Цель: Развивать способность устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Формировать установку на то, что возможны разные способы объединения и расчленения предметов.
Игра 4. Поиск аналогов
Цель: Формировать умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности; развивать способность классифицировать явления по их признакам.
Игра 5. Поиск «противоположных» предметов
Цель: Формировать способность находить в предмете общее и различие.
Игра 6. Поиск предметов по заданным признакам
Цель: Формировать способность быстро находить аналогии между различными, не похожими друг на друга предметами; оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков; переключаться с одного объекта на другой.
Игра 7. Поиск соединительных звеньев
Цель: Формировать способность устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга; находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами.
Игра 8. Способы использования предмета
Цель: Развивать способность концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные возможности.
Игра 9. Формулирование определений
Цель: Формировать четкость и стройность мышления, умение фиксировать существенные признаки и отвлекаться от несущественных, а также способность одним мысленным взором охватывать разновидности одного и того же предмета.
Игра 10. Перечислить возможные причины
Цель: Развивать способность при решении задачи или осмыслении какого- либо явления искать все возможные причины, чтобы можно было проработать самые различные версии и только после этого принять решение.
Игра 11. Сократить рассказ
Цель: Учить концентрировать внимание на сути, отсекая все второстепенное.
Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям.
На каждом занятии с детьми обязательно проводились физкультминутки и пальчиковые игры. Поскольку дошкольники имеют различные психологические особенности, большой акцент в системе работы уделялся потенциальным возможностям каждого ребенка, а также осуществлялся индивидуальный подход к обучению детей.
Работа с педагогическим коллективом
Название мероприятия
Цель
Методы и приемы
Форма проведения
«Эффективные методы развития мышления дошкольников»
Определить наиболее эффективные методы и формы развития мышления дошкольников
Сообщение, беседа, рекомендации
Педагогический совет
Работа с родителями
Название мероприятия
Цель
Методы и приемы
Форма проведения
«Как развивать мышление ребенка»
Определить способы и приемы, с помощью которых можно развить мышление ребенка
Сообщение, рекомендации, беседа
Родительское собрание
Рекомендации для педагогов по развитию мышления дошкольников.
1. Для формирования наглядно-образного мышления используйте следующие игры: «Ну-ка отгадай!», «Картинки-загадки», «Парные картинки», «Определим игрушку», «Лишняя игрушка» и др.
2. Стимулируйте и направляйте ход рассуждений. Высокий уровень мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и др.) дает возможность понять сущность предметов и явлений.
3. Учитывайте индивидуальные особенности дошкольников.
4. Для формирования логического мышления можно использовать следующие игры: «Составление предложений», «Поиск общего», «Исключение лишнего слова», «Поиск аналогов», «Поиск «противоположных» предметов» и др.
5. Для того, чтобы правильно пользоваться операциями сравнения и противопоставления, обобщения и классификации, соблюдайте следующие правила:
- выделять существенные признаки предмета, явления- выделяют несущественные признаки предмета, явления;
- объяснить, как они разграничиваются при нахождении главного существенного признака;
- абстрагироваться, отвлекаться от несущественных признаков и подвести понятие предмета, явления под общую категорию.
6. Развивайте пытливость дошкольников, формируйте у них потребность самостоятельно ставить вопросы и находить ответы на них.
7. Чаще ставьте детей в проблемную ситуацию.
Рекомендации родителям по развитию мышления ребёнка
Учите сравнивать пары предметов или явления – находить сходство и различия между ними;
- изучайте классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;
- находите «лишние» слова или изображения, не связанные общим признаком с остальными;
- разрезные картинки;
- последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
- осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
- задания на сообразительность, логические рассуждения.
Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.
Проблема развития логического мышления получила широкое отражение в психолого-педагогической литературе. Опубликованы научные исследования, освещающие данную проблему, теоретически обоснована возможность и необходимость развития логического мышления ребёнка, намечены пути решения задачи. Однако возрастные рамки начала формирования логического мышления чётко не обозначены.
Мышление как процесс познавательной деятельности характеризуется обобщённым и опосредованным отражением действительности. Адекватность психического отражения реальности достигается при гармоничном сочетании и единстве конкретно-чувственного и логического мышления. Каждый психический акт отражения включает в себя два момента: объект и понимание, отношение к нему. Осмысление, понимание происходящего вокруг, вскрытие существенных сторон, связей и явлений окружающего мира – результат логического мышления.
Логическое мышление включает в себя ряд компонентов:
- умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;
- умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени;
- умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденции развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок;
- умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.
Развитие логического мышления ребёнка представляет процесс формирования приёмов логического мышления на эмпирическом уровне познания (наглядно-действенное мышление) и совершенствование до научно-теоретического уровня познания (логическое мышление), происходящее в деятельности.
Суть логических игр (геометрических конструкторов) состоит в том, чтобы создавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Современные исследования установили, что они являются эффективным средством умственного, в частности логического, развития детей. Логические игры развивают пространственные представления, геометрическое воображение, конструктивное мышление, зрительный контроль своих действий, комбинаторные способности, развивает аналитико-синтетическую и планирующую деятельность, творческие способности, продуктивное мышление сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.
Когда в качестве образца используется рисунок предмета или силуэт составляется по замыслу, то для достижения цели дети вынуждены прибегать к мыслительным и практическим пробам. На этом пути детям встречаются ошибки и неудачи. Но это полезный опыт, который многому научит дошкольника. Не стоит искусственно оберегать ребёнка от неудач, подсказывая каждый раз решение. Вместе с ним необходимо преодолевать возможные разочарования, действия, не ведущие к положительному результату. Предлагая варианты игр разной степени сложности, можно поддерживать интерес к игре, достижению результата, учить преодолевать трудности. Взрослый поощряет проявления ребёнком творчества. В результате у него развивается инициативность, активность, способность к сосредоточению, усидчивость. А в активной деятельности, по словам К.Д. Ушинского, ребёнок приобщается к умственному труду.
На наш взгляд, необходимо дать краткую характеристику логических операций, доступных для детей дошкольного возраста.
Сравнение - относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.
Анализ - логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.
Синтез можно охарактеризовать как мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Упорядоченность действий - логический прием, формирующий навыки последовательных действий.
Классификация - более сложная логическая операция: распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков. Этот навык очень полезен при решении многих проблем, связанных с запоминанием, для развития творческого мышления. Классификация включает 2 логических действия: выделение общего признака - основание классификации; деление на классы по основанию классификации.
Развитие логического мышления напрямую связано с возрастными особенностями детей. У детей младшего дошкольного возраста основной вид мышления наглядно - образное. При этом преобразование ситуаций в ряде случаев осуществляется на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В среднем возрасте возрастает объём памяти и начинает развиваться образное внимание. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Основные достижения среднего возраста связаны с развитием игровой деятельности: совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, познавательной мотивации, совершенствование восприятия.
В старшем дошкольном возрасте систематизируются представления детей, продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования.
К группе методик можно отнести интеллектуальные игры Б.П. Никитина «Сложи узор», блоки Дьенеша и игры-головоломки (Танграм, головоломка Пифагора, Волшебный круг, Колумбово яйцо, Листик, Сфинкс, Въетнамская игра, Пентамино). Материал используются как в планировании совместной и индивидуальной образовательной деятельности с детьми в ДОУ, так и дома.
4.Содержание методической системы
Цель: Создание условий для развития логического мышления у дошкольников через использование дидактических игр
Задачи:
-формирование основных приемов логического мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование
-развитие у детей умения рассуждать, доказывать; развитие познавательных интересов, творческого воображения
-воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя придти на помощь сверстникам.
Изменяющиеся, условия образовательной деятельности, новые запросы обучающихся, появление новых средств обучения и другие факторы диктуют мне, как педагогу творчески подходить к их применению, развивать существующие формы и подходы, адаптировать к конкретным условиям уже известные методы и средства обучения и воспитания, т.е. формировать собственный опыт педагогической деятельности.
Один из путей повышения эффективности развития логического мышления, старшего дошкольного возраста через дидактические игры состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.
В своей работе по развитию логического мышления использую разнообразные методы обучения; практические, наглядные, словесные, игровые, проблемные, исследовательские. При выборе метода учитываю ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, необходимых дидактических средств и др.
Наиболее широко использую дидактические игры. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом развития логического мышления.
Знания ребенку даю, в виде способов действий и соответствующих им представлений ребёнок получает вначале вне игры, а в ней лишь создают благоприятные условия для их уточнения, закрепления, систематизации (в сюжетно-дидактических, дидактических и других видах игр).
Дидактические игры использую, с учетом постепенного усложнения игровых и учебных заданий, были разделены на четыре группы:
– игры на сравнение групп предметов и овладение умением находить сходства и различия предметов;
– игры на выделение свойств и признаков предмета;
–игры на классификацию групп предметов по заданному основанию (назначению, по размеру, по форме, по цвету, по другим признакам);
– игры на обобщение предметов.
На первом этапе использовалась серия игр «Сравни предметы», «Найди пять отличий», «Чем отличаются», «Чего не хватает» на сравнение групп предметов и на нахождение сходств и различий. В игре «Сравни предметы», дети рассматривали картинки с изображением двух групп предметов. В игре «Найди пять отличий» изображались два одинаковых предмета, в которых отсутствовали некоторые детали, рассмотрев картинку, воспитанники называли пять отличий. В игре «Чем отличаются?», дети рассматривали два разнообразных предмета одного назначения, в которых находили отличительные признаки.
На втором этапе были подобраны игры, направленные на формирование понятий о предмете на основе обобщения существенных свойств и признаков. Для лучшего установления существенных признаков, я считаю, важно научить детей, рассматривать события во временной последовательности. В серии игр «Истории в картинках», «Разложи по прядку», «Что сначала, а что потом?», «С утра до ночи», «Приключение мышонка», «Утро куклы», располагала сюжетные картинки в логической последовательности, в данных играх формировалось умение наглядно представлять события во времени, а, следовательно, более глубоко понимать события данного сюжета. Знакомя детей со свойствами предмета, я использовала словесные игры: «Летает, прыгает, бегает», «Съедобное — не съедобное», «Тонет — не тонет». Перед началом игры мы с детьми договаривались, какие движения они будут выполнять. Для усложнения этих игр использовала «классы», т. е. если ребенок был внимателен во время игры, он переходил в новый класс, а при завершении их становился ведущим. Одним из видов игр для знакомства детей с признаками предметов стали игры — загадки. Игры с загадыванием и отгадыванием предметов привлекали детей своей таинственностью и неизвестность, что позволяло детям узнать, вспомнить признаки предметов и явлений, служили примером описания характерных признаков чего — либо, а это одно из главных свойств аналитической деятельности. Ребёнок, опираясь на существенные признаки, догадывался, о чём идёт речь. В игре «Придумай загадку по плану», ребёнку поясняла ряд вопросов, по которым он придумывал загадку о предмете.
На третьем этапе необходимо было овладеть классификацией, где каждая группа предметов имела свое постоянное место. В играх по классификации предметов, «Что кому нужно», «Четвертый лишний», «Кто, где живет?» дети учились находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы. В игре «Четвёртый лишний» ребёнку предлагала рассмотреть изображённые на картинке предметы и ответить на следующие вопросы: Что лишнее? Почему? Назови отличительный признак. В таких играх дети учились относить конкретный объект к заданной взрослым группе и, наоборот, выделять из общего понятия единичный.
На четвертом этапе обобщение предметов использовала игры: «Назови, что общего», «Определи лишнее», «Который не похож на другие», «Кто лишний и почему?». В этих играх дети научились выделять и фиксировать общий признак двух и более объектов, группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначить образованную группу словом, распределять объекты по классам.
Успех в решении дидактических задач дети достигали путем игрового действия — соревнования. Хорошими стимуляторами в игре были фишки, которые получал участник по ходу игры за правильный ответ. В конце игры фишки подсчитывались, и определялся победитель, которому присваивалось звание «Лучший знаток».
Все описанные дидактические игры не сложны и просты в применении. А самое главное, что они проходят в увлекательной игровой форме, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что дети лучше усваивают программный материал, с интересом выполняют сложные задания. Данный метод предлагает организацию специальных упражнений, которые предлагала в форме задания, организовывала как действия с демонстрационным материалом или протекали в виде самостоятельной работы с раздаточным материалом.
Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением, или образец воспитателя. Это основной приём обучения, он носит наглядно-действенный характер. Выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств, даёт возможность формировать навыки и умения у детей.
Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. Это приём связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него. В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат. В старших группах инструкция даётся полностью до начала выполнения задания, в младших – предваряет каждое новое действие. Пояснения, разъяснения, указания. Эти словесные приёмы используются воспитателем при демонстрации способа действия или в ходе выполнения детьми задания с целью предупреждения ошибок, преодоления затруднений и т.д. Они должны быть конкретными, короткими и образными.
Моделирование – накглядно-практитческий приём, включающий в себя создание моделей их использование с целью развития элементарных математических представлений у детей. В настоящее время положено лишь начала теоретической и контрольно-методической разработке этого приёма, являющегося чрезвычайно перспективным в силу следующих факторов. Модели следует рассматривать и как дидактическое средство, причём достаточно эффективное. «При овладении способами использования моделей перед детьми раскрывается область особых отношений – отношений моделей и оригинала и соответственно формируются два тесно связанных между собой плана отражения: план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты.
Я считаю, что эти планы отражения имеют огромное значение для развития наглядно-образного и понятийного мышления. Широко используют модели при формировании временных представлений (модель частей суток, недели, года, календарь) и количественных (числовая лесенка, числовая фигура и т.д.), пространственных (модели геометрических фигур) и т.д.
Дидактические игры являются особым видом игровой деятельности. В игре ребенок получает не только новые знания, но также обобщает и закрепляет их. В игре активно формируются и перестраиваются операции логического мышления, начиная от самых простых и кончая самыми сложными. Для проведения дидактических игр было заранее определено место и время, длительность проведения, количество участвующих детей. К психологическим условиям относится учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и эмоционального настроя детей на участие в дидактической игре.
Подобранные и последовательно проведенные игры позволили сформировать на достаточном уровне основные операции логического мышления. Результативность проведенной работы подтверждена данными, полученными в ходе контрольного этапа результатами диагностирования детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр». План по самообразованию
План по самообразованию...
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Задача развития логического мышления детей дошкольного возраста становится все более актуальной. Элементы логики уже традиционно входят в программу дошкольного образования детей. Работа по разви...
Моя работа. Аналитический отчет Анализ результатов педагогической деятельности за период 2015-2020 год Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Аналитический отчет. Анализ результатов педагогической деятельности за период 2015-2020 год Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактическ...
Модель взаимодействия с родителями по теме "Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений"
Модель взаимодействия с родителями по теме "Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений"...
Перспективный план работы с родителями по теме: " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." на 2019-2021 учебный год.
Перспективный план работы с родителями по теме: " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." на 2019-2021 учебный год....
Перспективный план работы с детьми по теме: «Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений» в средней, старшей, подготовительной группах на 2018-2021 учебный год.
Перспективный план работы с детьми по теме: «Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений» в средней, старшей, подготовительной г...
Перспективный план работы с родителями по теме: " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." средний, старший, подготовительный возраст.
Перспективный план работы с родителями по теме: " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." средний, старший...