Психологическая готовность ребёнка к школе
консультация на тему
Психологическая готовность ребенка к школе.
Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Вести ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ли ему будет успевать за школьной нагрузкой? Или пусть побудет еще один год в садике?» Если говорить в целом, то не все дети психологически готовы к обучению в школе.
Преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели. Они е имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. И свою основную цель я вижу в тесном сотрудничестве детского сада с семьёй.
Ребенок к 7 годам должен уметь действовать по образцу, слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою работу. Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого.
В процессе этой работы решаются следующие задачи:
1. Оказание помощи родителям в воспитании детей, охране и укрепления их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных особенностей
2. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
3. Создание в группе условий для совместной деятельности детей и их родителей.
4. Использование образовательного потенциала родителей для воспитания детей.
Для оказания поддержки и помощи родителям в психологической готовности к школе, можно выделить основы взаимоотношений с ними.
- доброжелательность, приветливость, открытость - для эмоционального контакта;
- готовность поделиться своей информацией - для информационного контакта.
Наиболее удачными и продуктивными формами взаимодействия с родителями воспитанников считаю проведение родительских собраний в нетрадиционной форме.
Подготовка
- Оформить приглашение.
- Подготовка необходимых материалов.
Ход круглого стола.
Что же включает в себя понятие «Психологическая готовность к школе»
- Личностная готовность.
- Интеллектуальная готовность
- Социально-психологическая готовность
1. Личностная готовность.
Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь важна мотивация ребенка. Готовыми к обучению считаем дети, которым школа интересна не внешними атрибутами (красивым портфелем, фломастерами, карандашами), а возможностью получать знания (чему – то научится, что то познать). Будущему первокласснику необходимо уметь управлять своим поведением, познавательной деятельностью, то есть иметь учебную мотивацию.
Волевая готовность формируется из волевых действий — внутренних усилий, необходимых для выполнения деятельности. Ребенок способен поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий.
О волевой готовности ребенка свидетельствует: высокий уровень письма, правильное использование учебных принадлежностей, поддержании порядка на столе, парте или в портфеле. Волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя.
Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем – внутреннюю позицию школьника. Ребенок с несформированной позицией школьника проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не поднимает руки, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.
2.Интеллектуальная готовность – уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний и его словарный запас. Также, ребенок должен иметь высокую обучаемость – умение выполнить учебное задание, и превратить его в цель познавательной деятельности. Дошкольник должен проявлять любознательность и наблюдательность, задача родителей поощрять эти качества. Ребенок должен грамотно вести диалог, использовать простые и сложные предложения, придерживаться этикета в общении, получать удовольствие от чтения, уметь свободно пересказать прочитанное, декламировать небольшие стихи, иметь представление о буквах, звуках, словах и предложениях.
Интеллектуальная неготовность ребенка приводит к неуспешности в обучении, он не понимает педагога и не может выполнить его требований, как результат плохие оценки, отставание в школьной программе, нежелание идти в школу.
3. Социально-психологическая готовность ребенка тоже играет огромную роль в подготовке к школе. Она предполагает формирование и приятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе, к учебной деятельности и учителю. Старших дошкольников привлекает внешний аспект школьной жизни (новая форма, портфель, ручки и т.п.), но все же большинство детей стремятся учиться. Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе.
Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому, что его ждет в школе и доступным для него языком.Это поможет не только сформирование позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения. Это поможет ребенку адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать совместно с другими детьми, уступать и при необходимости защищаться.
Итак, мы видим, что подготовка к школе очень трудоёмкий процесс, который является испытанием, как для родителей, так и для юных учеников. Необходимо учитывать множество аспектов, психологическую, мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Совокупность этих компонентов способствует успешной учебной деятельности ребенка, его быстрой адаптации в новых условиях и безболезненному вхождению в новую систему отношений.
Поскольку ведущая деятельность у детей игровая, поможем ребёнку подготовиться к школе с помощью игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_s_roditelyami_psihologicheskaya_gotovnost_rebyonka_k_shkole.docx | 857.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 282» городского округа Самара
443051 Самара, ул. Елизарова,5 ~ ds282sa@mail.ru ~ Тел.996-84-32. факс 9544043
Конспект круглого стола с родителями подготовительной группы № 8
«Психологическая готовность ребенка к школе»
Подготовила: Ромодина И.П.
Самара 2017
Психологическая готовность ребенка к школе.
Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Вести ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ли ему будет успевать за школьной нагрузкой? Или пусть побудет еще один год в садике?» Если говорить в целом, то не все дети психологически готовы к обучению в школе.
Преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели. Они е имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. И свою основную цель я вижу в тесном сотрудничестве детского сада с семьёй.
Ребенок к 7 годам должен уметь действовать по образцу, слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою работу. Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого.
В процессе этой работы решаются следующие задачи:
1. Оказание помощи родителям в воспитании детей, охране и укрепления их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных особенностей
2. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
3. Создание в группе условий для совместной деятельности детей и их родителей.
4. Использование образовательного потенциала родителей для воспитания детей.
Для оказания поддержки и помощи родителям в психологической готовности к школе, можно выделить основы взаимоотношений с ними.
- доброжелательность, приветливость, открытость - для эмоционального контакта;
- готовность поделиться своей информацией - для информационного контакта.
Наиболее удачными и продуктивными формами взаимодействия с родителями воспитанников считаю проведение родительских собраний в нетрадиционной форме.
Подготовка
- Оформить приглашение.
- Подготовка необходимых материалов.
Ход круглого стола.
Что же включает в себя понятие «Психологическая готовность к школе»
- Личностная готовность.
- Интеллектуальная готовность
- Социально-психологическая готовность
1. Личностная готовность.
Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь важна мотивация ребенка. Готовыми к обучению считаем дети, которым школа интересна не внешними атрибутами (красивым портфелем, фломастерами, карандашами), а возможностью получать знания (чему – то научится, что то познать). Будущему первокласснику необходимо уметь управлять своим поведением, познавательной деятельностью, то есть иметь учебную мотивацию.
Волевая готовность формируется из волевых действий — внутренних усилий, необходимых для выполнения деятельности. Ребенок способен поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий.
О волевой готовности ребенка свидетельствует: высокий уровень письма, правильное использование учебных принадлежностей, поддержании порядка на столе, парте или в портфеле. Волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя.
Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем – внутреннюю позицию школьника. Ребенок с несформированной позицией школьника проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не поднимает руки, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.
2.Интеллектуальная готовность – уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний и его словарный запас. Также, ребенок должен иметь высокую обучаемость – умение выполнить учебное задание, и превратить его в цель познавательной деятельности. Дошкольник должен проявлять любознательность и наблюдательность, задача родителей поощрять эти качества. Ребенок должен грамотно вести диалог, использовать простые и сложные предложения, придерживаться этикета в общении, получать удовольствие от чтения, уметь свободно пересказать прочитанное, декламировать небольшие стихи, иметь представление о буквах, звуках, словах и предложениях.
Интеллектуальная неготовность ребенка приводит к неуспешности в обучении, он не понимает педагога и не может выполнить его требований, как результат плохие оценки, отставание в школьной программе, нежелание идти в школу.
3. Социально-психологическая готовность ребенка тоже играет огромную роль в подготовке к школе. Она предполагает формирование и приятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе, к учебной деятельности и учителю. Старших дошкольников привлекает внешний аспект школьной жизни (новая форма, портфель, ручки и т.п.), но все же большинство детей стремятся учиться. Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе.
Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому, что его ждет в школе и доступным для него языком.Это поможет не только сформирование позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения. Это поможет ребенку адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать совместно с другими детьми, уступать и при необходимости защищаться.
Итак, мы видим, что подготовка к школе очень трудоёмкий процесс, который является испытанием, как для родителей, так и для юных учеников. Необходимо учитывать множество аспектов, психологическую, мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Совокупность этих компонентов способствует успешной учебной деятельности ребенка, его быстрой адаптации в новых условиях и безболезненному вхождению в новую систему отношений.
Поскольку ведущая деятельность у детей игровая, поможем ребёнку подготовиться к школе с помощью игр
Заключительная часть.
Каждый ребёнок индивидуален, и ваша задача не только увидеть эти особенности, но и учитывать их при построении отношений с ребенком, деликатно направляя и бережно поддерживая его. Насколько благоприятно будет проходить период подготовки к школе, во многом зависит от взрослого, от его терпения, спокойствия, доброжелательности. Проявляйте свой интерес ко всему, что связано с обучением. Позволяйте ребенку проявлять инициативу, творчество, старайтесь идти от желания ребёнка и не подавляйте его своей ученостью.
Не забывайте и о своих чувствах, если вы чувствуете беспокойство, волнение, по поводу учебы, они обязательно передадутся вашему ребёнку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и своём ребёнке, не позволяйте страхам омрачить это важное событие в вашей жизни.
Вы родители, должны и можете сделать немало для того, чтобы ваш ребёнок полюбил школу и учился с радостью.
Успехов вам и вашим детям и спасибо за внимание!
Приложение 1.
Кинезиологические упражнения координирует работу правого и левого полушарий и развивают взаимодействие тела и интеллекта.
«Вверх по лесенке».
Соединяем б. палец л. руки с мизинцем пр. руки, мизинец л руки с б. пальцем пр. руки;
Зятем б. палец л. руки с безым. пальцем пр. руки, безым. палец л. руки с б. пальцем пр. руки и т. д.
Так все пальцы, а потом то же самое назад.
Это ваша гибкость, приятие, готовность трансформироваться и менять свою жизнь.
«Ухо-нос».
Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук на команду: «Ухо-нос.»
Умению ориентироваться в тетради в клетку /вверх, вниз, вправо, влево/ поможет игра «Жук»
Упражнение на развитие устойчивости внимания.
Для развития устойчивости внимания дайте ребёнку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например "а").
Игра, направленная на развитие личностного компонентапсихологической готовности детей к школе.
Упражнение «Закончи предложение».
Ведущий бросает мяч, поймавший должен закончить предложение: «Я хочу в школу, потому что...»
Участники стоят в кругу и заканчивают предложение ведущего.
Игра, направленная на развитие (внимания).
«Карлики и великаны»
В эту игру хорошо играть на детском празднике, когда есть большая компания детей. Ведущий (взрослый) говорит: «Когда я буду называть слово «карлики», вы должны приседать. Когда я говорю «великаны», вы должны вставать». Участников можно легко запутать, произнося созвучные слова и слова, начинающиеся со слогов «ка» и «ве». Например: «Ве... тер, ве... дро, ве... сна, ве... лоси… пед!» Или «Ка... ртошка, ка... питошка, ка... рета, ка... пуста!»
Игра на развитие памяти.
«Разложи, как я»
Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, цветок, ракета, телевизор и т. д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение двух секунд, затем закройте эту фигуру и попросите его сложить так же.Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета.
Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек. Это упражнение тренирует зрительную память и умение считать.
Игра на развитие мышления.
«Отвечай быстро».
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму, вес, качество, ) предмета.
Игра на развитие воображения.
«Кто я?»
«Кто я?» - спрашивает ведущий у детей и изображает (жестами, мимикой, звуками и т.п.) поезд, машину, чайник, самолет, продавца, врача, собаку, кошку и т.п. Затем дети, по желанию, изображают самостоятельно и отгадывают.
Игра на развитие социально- психологического компонента психологической готовности к школе.
Упражнение «Доброе животное»
Ведущий тихим голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.
Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
Игра, направленная на развитие эмоционально-волевого компонента
психологической готовности к школе.
«Я знаю, как тебя зовут».
Все дети садятся в общий круг. Педагог объясняет задание: сейчас зазвучит музыка, пока она звучит, вы передаете друг другу эстафетную палочку. Как только она затихает, тот, у кого эстафетная палочка, встает, проходит по кругу и тому, кого знает по имени, кладет руку на плечо и называет его имя. Игра продолжается не более 5-7 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность ребёнка к школе
Психологическая готовность ребенка к школеДиагностическая методика представляет собой модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи.1. Оценка базового опыта ребенка •...
Психологическая готовность ребёнка к школе.
Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребёнка была сформирована достаточно зрелая эмоционально - волевая сфера....
Родительское собрание на тему "Психологическая готовность ребёнка к школе"
Родительское собрание на тему "Психологическая готовность ребёнка к школе". Текст собрания был составлен мной, предполагается проведение такого собрания в подготовительных группах. Создана также...
"В чём состоит психологическая готовность ребёнка к школе" Консультация для родителей
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями к познанию. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать ...
Анкета для родителей по теме: «Психологическая готовность ребёнка к школе»
Готовность ребенка к школе – это широкое понятие, которое включает в себя ряд компонентов: физиологическая, психологическая, социальная готовность, школьная зрелость и т.д.Определить, готов ли Ва...
Психологическая готовность ребёнка к школе.
Эта статья поможет понять готов ли ваш ребёнок к школе....
Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек
Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....