Посиделки «День Филиппа
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Зоя Александровна Овсянникова

Работа с родителями 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posidelki_den_filippa.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Чебурашка» п. Алябьевский

Посиделки

«День Филиппа»

(для детей и родителей  подготовительной к школе группе)

Подготовили:

учитель – логопед  Низина Н.М.

Воспитатель: Овсянникова З.А.

                                                                             2016 г.

Цель: повышение родительской компетенции в  обучении дошкольников  через ознакомление с народным календарём.

Задачи

Познавательные:

  • расширять знания и представления родителей и детей о народных календарных праздниках;
  • формировать интерес у родителей и детей к совместным видам деятельности, работе в команде;

  • активизировать  и расширить  словарный запас детей по темам: «Осень», «Зимующие птицы», «Народные приметы и поговорки»;
  • познакомить опытным путём с образованием Инея в домашних условиях.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать  связную  речь;
  • развивать   мелкую  моторику;
  • развивать фонематический слух
  • развивать познавательный интерес к экспериментированию;

Воспитательные:

  • формировать коммуникативные качества, умения работать и играть в коллективе;
  • воспитывать речевую авктивность;
  • стимулировать желания родителей познакомить детей с другими народными календарными праздниками.

Предварительная работа: изготовление «Инея» в домашних условиях.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки, оформленные листки календаря с датами; мультимедийная презентация для сопровождения праздника и изготовления куклы - оберега « Колокольчик»; предметные картинки для звукового анализа слова «Филипп»,  карточки с написанными приметами,  чистые листы бумаги, ручки; стол, соль, вода, банка, гвоздики, карандаш, нитки, круги из ткани разных размеров ,ватные комочки, треугольники и прямоугольники для рук и косынок

Ход праздника:

  1. Организационный момент

Дети и родители входят в зал под любую русско-народную мелодию.

 Вед.   Добрый день, весёлый час!
            Рады видеть вас у нас!
    Лог.       Я спешу сказать вам: «Здравствуйте!»,
         Чтоб пожелать здоровья доброго.
    Вед     Я спешу сказать вам: «Благости!»,
        Чтоб пожелать вам счастья нового.
    Лог.     Я спешу сказать вам: «Радости!
          Удач, успехов и везения!»,
     Вместе     Чтоб пожелать всем в зале 
          Прекраснейшего настроения.

Логопед: Добрый день, уважаемые  родители и дети. Сегодня мы с вами побываем на необычном празднике, каком,  скоро узнаете. Посмотрите на слайды.

-  Что это за праздники, ребята? Назовите их.

-  Показывает  слайды с листками  календаря с известными датами: 1 сентября, 31 декабря, 8 марта, 23 февраля?

.              Вводная часть

Логопед -  Внимательно посмотрите на слайд, назовите картинки, выделите первый звук в названии каждой картинки и составьте слово

-  Выполнив это задание, вы узнаете, кому посвящён наш сегодняшний праздник.

Дети: Филипп.

Логопед: А что такое Филипп?

Дети: Имя.

Логопед: А чьё это имя?

Дети: Мужское или имя мальчика.

Логопед: Правильно. Но это ещё и очень редкое имя, в наше время детей с таким именем очень мало.

 Логопед: 27 ноября по народному календарю – День Филиппа. Много примет и поговорок связано с этим днём, с некоторыми из них мы сегодня познакомимся на нашем празднике.

 Ежегодно, в России 27 ноября отмечается народный праздник — «Филиппов День».
Этот день выпадал на начало Рождественского поста. В этот день было принято доставать первые соления из погребов и ям, а также из омутов в реке, где они хранились.
 Начиная с этого дня в домах организовывались женские посиделки на которых было принято теребить шерсть и прясть пряжу. Существовала примета на удачу, если пряжа скручивается легко, то и жизнь зимой будет легкой .Говорили, присказку – « у нерадивой пряхи нет рубахи».

- А что ещё было принято делать в этот день, взрослые и дети узнаете на нашем сегодняшнем празднике

         Основная часть:

Логопед: Чтобы познакомиться с первой приметой, вам нужно отгадать загадки:

А пока дети будут  отгадывать загадки, вы уважаемые родители познакомитесь с написанной 1-й приметой. Вам нужно вычеркнуть повторяющиеся буквы, чтобы примета получилась правильной. ( раздаем чистые листочки и ручки)

(Дети загадывают загадку и после того как отгадают рассказывают о птице.)

  • Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут её …(сорока) ( рассказ ребёнка о сороке) слайд
  • Чик – чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это … (воробей) ( рассказ про воробья) слайд
  • Эта птица всем знакома – важно ходит возле дома, Кар – Кар – Кар вдруг закричит, и спокойно улетит. Очень хитрая персона, а зовут её…(ворона) слайд
  • Я такая заводная, славная и озорная, по асфальту я хожу, вам я люди не служу. Гордой поступью шагаю, чёрный плащик надеваю, быстро весело скачу, Кар, Кар, Кар, всегда кричу. (Ворона) ( рассказ про ворону)
  • Ведущая . Сейчас и родителям и детям предлагаем поиграть в игру « Найди птице домик» у вас под стульчиками лежат картинки разных птиц, вы должны определить какая у вас птица и положить в свой домик Для оседлых птиц красный обруч, для зимующих синий обруч, для перелетных желтый обруч ( дети и родители берут свою картинку и кладут в соответствующий обруч) назовите перелетных птиц, зимующих птиц. ( после игры вед подходит к обручу с оседлыми птицами)

Логопед: Мы послушали рассказы про птиц и определили их домик. А ворона, воробей, сорока – это какие птицы ?

Дети: Оседлые птицы.

Логопед: А о какой птице Соня загадала загадку?

Логопед: Молодцы! А теперь слово родителям для знакомства с первой приметой в День Филиппа.

Родители зачитывают получившуюся примету: Вороны каркают – к оттепели.

Ведущая: Ребята! А кто из вас  знает, что такое оттепель, когда она бывает?

(Оттепель это когда наступает теплая погода зимой или ранней весной с таянием снега, льда)

 А вы знаете, что поздней осенью после оттепели в природе мы можем увидеть иней. Давайте  послушаем Наталью Михайловну,  она расскажет что  знает про иней ( рассказ 1 родителя)

Ведущая - Но иней можно увидеть не только в природе (см. слайд ), но и получить его в домашних условиях Наталья Михайловна сейчас расскажет и покажет как они дома с Костей делали иней и что у них получилось.( показ результата )

Ведущая ( дать бумажку другому родителю прочитать) Вот и 2-я примета в День Филиппа – прочитайте ее.  На ветках обильный иней – к хорошим хлебам в будущем году.

Логопед: А теперь внимание на экран – кто это? (см. слайд

Дети: Домовой!

Логопед: Правильно! А что вы знаете про домового?

На Филиппов день не забывают о домовом. Его угощают всевозможными закусками,   и зовут домового на ужин.  . Согласно поверью, если он останется доволен вечерней трапезой, то натаскает много снега и накроет посевы, чтобы уберечь их от мороза.

Сегодня  к нам пришел в гости домовой и расскажет вам о себе.

 Родитель в одежде домового рассказывает:.

Домово́й  — у славянских народов домашний дух,  и хозяин  покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие.

Домовой, если любит хозяина или хозяйку, не причиняет им зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги. По общему поверью, живёт он по зимам около печи или на печи.

Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор; .

При переезде из одного дома в другой непременною обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, с хлебом-солью просить домового на новое место.. Говорят, что домовой не любит ленивых. Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить.

- Я предлагаю поиграть в русскую народную игру

Игра « Домовой»

Дети , идут по кругу и поют песню: ( домовой в кругу)

- Кузя, Кузя домовой мы хотим играть с тобой,

Ты на месте повернись, влево, вправо наклонись

Приседай и вставай, да и нам заданье дай

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи

( Все останавливаются и повторяют движения домового) ( повторить 2-3 раза)

    Домовой Когда я шел к вам в гости, приготовил для вас сверток, но где я его в пути потерял, пойду, поищу и вернусь.( уходит)             

Ведущая - Традицией русского народа было изготовление тряпичных кукол. И к Филиппову дню женщины изготавливали традиционную куклу – оберег. А кто знает, что такое оберег?

Оберег – это омулет или волшебное заклинание, которое спасает человека от различных опасностей.

Таких кукол - оберегов было много  ..

 Слайд? ( кукла- десятиручка – помогала девушкам в хозяйстве; Кукла – зернушка – символизировала достаток в доме; кукла – пеленашка – это куклы для самых маленьких, их всегда клали  в колыбель к малютке, чтобы кукла оберегала от болезней и дурного глаза.

А еще об одной кукле обереге нам расскажет Оксана Андреевна.

Оксана Куд. Слайд -Но и была еще кукла – колокольчик – кукла добрых вестей. Звон колокола оберегал людей от страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет круглообразную форму , а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки, и счастье у людей складывается из трех частей. Если телу хорошо – душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.

- Эта кукла веселая, задорная приносит в дом радость и веселье, оберег хорошего настроения.

Даря колокольчик человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение

 Я предлагаю сделать для своего дома куклу – колокольчик.

- Посмотрите,  у меня на подносе разноцветные лоскутки)

- Скажите, из чего они сделаны? ( из ткани)

Одновременно рассказывает и показывает как делать куклу

  Какие  красивые  у вас получились куклы!

Ведущая. Теперь слово родителям, какая же 3-я примета существует в День Филиппа?

Кто то из родителей читает.: Этот день благоприятен для  шитья новой одежды. На старой же одежде уместно сделать вышивку красным шёлком.

  1. Заключительная часть! .

Домовой:   Нашел я свой  сверток, давайте посмотрим, что в нем, (сам читает примету).

  - В этот день принято угощать домового.)

Логопед: Ребята, давайте, и мы последуем этой примете и тоже подарим домовому подарки -  в этот день приходит пельменная пора. Всю зиму мешками лепили пельмени и хранили их прямо на морозе. Но не ели, потому что строго соблюдали пост. А вот в Филиппов день ими объедались.
А давайте сейчас  в подарок домовому исполним частушки о пельменях..
/Взрослые становятся в хоровод. Звучат частушки./

как пельменная пора
На Филипповку пришла.
Пельмешки все ели, 
Ртов не пожалели.

Сидит Ванечка родной
Под зелёною сосной.
В дудочку – рожок играет,
На пельмени созывает.

Эх, пельмени мои,
Пельменёчки мои.
Сварилися, уварилися, 
Были мёрзлые,все замёрзлые
Теперь тёпленькие, разгоряченькие!

Ведущая.  В Филиппов день было принято веселиться, петь и танцевать и мы вас приглашаем на русскую пляску. « Русская пляска родителей и детей.

Ведущая :!Ребята мы  надеемся, что вы сегодня вместе с родителями узнали много нового и интересного. И будете продолжать интересоваться народными праздниками, о которых мало кто знает.

-  А Какие приметы вы запомнили на день Филиппа?

 Логопед. Закончился праздник, Н.М   

               Закончилась встреча,  З.А
                 Настал расставания час.
                 Мы все чуть устали,  З.А
                 Но нас согревали   Вместе
                 Улыбки и блеск ваших глаз.

 Спасибо всем за доставленную радость и общение! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский досуг "Вечерние посиделки" - День матери

Конспект детско-родительского досуга "Вечерние посиделки"  - День матери....

картотека дидактических игр " Изучаем овощи и фрукты с котом Филиппом"

Игры , собранные в картотеку, предназначены для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми 3-4 лет по теме "Овощи и фрукты" Кот Филипп - знатный дачник, приглашает детей к себе в гости. Филипп прос...

Итоговое мероприятие с родителями «Посиделки» в рамках проекта «День Матери»

Мы по-новому относимся к старинным традициям, праздникам, народному фольклору. Детям фольклор близок и интересен. Мы приобщаем детей к фольклору, помогаем им набраться уму-разуму, становиться добрее, ...

Беседа с детьми о художнике анималисте Филиппе Руссо (старший дошкольный возраст)

Анималист это такой художник, скульптор, фотограф (от латинского animal — животное), в основном посвятивший свое творчество изображению животных. Анималист работает в анималистическом жанре. Это...

Беседа с детьми о художнике анималисте Филиппе Руссо (старший дошкольный возраст)

Анималист это такой художник, скульптор, фотограф (от латинского animal — животное), в основном посвятивший свое творчество изображению животных. Анималист работает в анималистическом жанре. Это...