Посиделки «День Филиппа
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Чебурашка» п. Алябьевский
Посиделки
«День Филиппа»
(для детей и родителей подготовительной к школе группе)
Подготовили:
учитель – логопед Низина Н.М.
Воспитатель: Овсянникова З.А.
2016 г.
Цель: повышение родительской компетенции в обучении дошкольников через ознакомление с народным календарём.
Задачи
Познавательные:
- расширять знания и представления родителей и детей о народных календарных праздниках;
- формировать интерес у родителей и детей к совместным видам деятельности, работе в команде;
- активизировать и расширить словарный запас детей по темам: «Осень», «Зимующие птицы», «Народные приметы и поговорки»;
- познакомить опытным путём с образованием Инея в домашних условиях.
Коррекционно – развивающие:
- развивать связную речь;
- развивать мелкую моторику;
- развивать фонематический слух
- развивать познавательный интерес к экспериментированию;
Воспитательные:
- формировать коммуникативные качества, умения работать и играть в коллективе;
- воспитывать речевую авктивность;
- стимулировать желания родителей познакомить детей с другими народными календарными праздниками.
Предварительная работа: изготовление «Инея» в домашних условиях.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки, оформленные листки календаря с датами; мультимедийная презентация для сопровождения праздника и изготовления куклы - оберега « Колокольчик»; предметные картинки для звукового анализа слова «Филипп», карточки с написанными приметами, чистые листы бумаги, ручки; стол, соль, вода, банка, гвоздики, карандаш, нитки, круги из ткани разных размеров ,ватные комочки, треугольники и прямоугольники для рук и косынок
Ход праздника:
- Организационный момент
Дети и родители входят в зал под любую русско-народную мелодию.
Вед. Добрый день, весёлый час!
Рады видеть вас у нас!
Лог. Я спешу сказать вам: «Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Вед Я спешу сказать вам: «Благости!»,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Лог. Я спешу сказать вам: «Радости!
Удач, успехов и везения!»,
Вместе Чтоб пожелать всем в зале
Прекраснейшего настроения.
Логопед: Добрый день, уважаемые родители и дети. Сегодня мы с вами побываем на необычном празднике, каком, скоро узнаете. Посмотрите на слайды.
- Что это за праздники, ребята? Назовите их.
- Показывает слайды с листками календаря с известными датами: 1 сентября, 31 декабря, 8 марта, 23 февраля?
. Вводная часть
Логопед - Внимательно посмотрите на слайд, назовите картинки, выделите первый звук в названии каждой картинки и составьте слово
- Выполнив это задание, вы узнаете, кому посвящён наш сегодняшний праздник.
Дети: Филипп.
Логопед: А что такое Филипп?
Дети: Имя.
Логопед: А чьё это имя?
Дети: Мужское или имя мальчика.
Логопед: Правильно. Но это ещё и очень редкое имя, в наше время детей с таким именем очень мало.
Логопед: 27 ноября по народному календарю – День Филиппа. Много примет и поговорок связано с этим днём, с некоторыми из них мы сегодня познакомимся на нашем празднике.
Ежегодно, в России 27 ноября отмечается народный праздник — «Филиппов День».
Этот день выпадал на начало Рождественского поста. В этот день было принято доставать первые соления из погребов и ям, а также из омутов в реке, где они хранились.
Начиная с этого дня в домах организовывались женские посиделки на которых было принято теребить шерсть и прясть пряжу. Существовала примета на удачу, если пряжа скручивается легко, то и жизнь зимой будет легкой .Говорили, присказку – « у нерадивой пряхи нет рубахи».
- А что ещё было принято делать в этот день, взрослые и дети узнаете на нашем сегодняшнем празднике
Основная часть:
Логопед: Чтобы познакомиться с первой приметой, вам нужно отгадать загадки:
А пока дети будут отгадывать загадки, вы уважаемые родители познакомитесь с написанной 1-й приметой. Вам нужно вычеркнуть повторяющиеся буквы, чтобы примета получилась правильной. ( раздаем чистые листочки и ручки)
(Дети загадывают загадку и после того как отгадают рассказывают о птице.)
- Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут её …(сорока) ( рассказ ребёнка о сороке) слайд
- Чик – чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это … (воробей) ( рассказ про воробья) слайд
- Эта птица всем знакома – важно ходит возле дома, Кар – Кар – Кар вдруг закричит, и спокойно улетит. Очень хитрая персона, а зовут её…(ворона) слайд
- Я такая заводная, славная и озорная, по асфальту я хожу, вам я люди не служу. Гордой поступью шагаю, чёрный плащик надеваю, быстро весело скачу, Кар, Кар, Кар, всегда кричу. (Ворона) ( рассказ про ворону)
- Ведущая . Сейчас и родителям и детям предлагаем поиграть в игру « Найди птице домик» у вас под стульчиками лежат картинки разных птиц, вы должны определить какая у вас птица и положить в свой домик Для оседлых птиц красный обруч, для зимующих синий обруч, для перелетных желтый обруч ( дети и родители берут свою картинку и кладут в соответствующий обруч) назовите перелетных птиц, зимующих птиц. ( после игры вед подходит к обручу с оседлыми птицами)
Логопед: Мы послушали рассказы про птиц и определили их домик. А ворона, воробей, сорока – это какие птицы ?
Дети: Оседлые птицы.
Логопед: А о какой птице Соня загадала загадку?
Логопед: Молодцы! А теперь слово родителям для знакомства с первой приметой в День Филиппа.
Родители зачитывают получившуюся примету: Вороны каркают – к оттепели.
Ведущая: Ребята! А кто из вас знает, что такое оттепель, когда она бывает?
(Оттепель это когда наступает теплая погода зимой или ранней весной с таянием снега, льда)
А вы знаете, что поздней осенью после оттепели в природе мы можем увидеть иней. Давайте послушаем Наталью Михайловну, она расскажет что знает про иней ( рассказ 1 родителя)
Ведущая - Но иней можно увидеть не только в природе (см. слайд ), но и получить его в домашних условиях Наталья Михайловна сейчас расскажет и покажет как они дома с Костей делали иней и что у них получилось.( показ результата )
Ведущая ( дать бумажку другому родителю прочитать) Вот и 2-я примета в День Филиппа – прочитайте ее. На ветках обильный иней – к хорошим хлебам в будущем году.
Логопед: А теперь внимание на экран – кто это? (см. слайд
Дети: Домовой!
Логопед: Правильно! А что вы знаете про домового?
На Филиппов день не забывают о домовом. Его угощают всевозможными закусками, и зовут домового на ужин. . Согласно поверью, если он останется доволен вечерней трапезой, то натаскает много снега и накроет посевы, чтобы уберечь их от мороза.
Сегодня к нам пришел в гости домовой и расскажет вам о себе.
Родитель в одежде домового рассказывает:.
Домово́й — у славянских народов домашний дух, и хозяин покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие.
Домовой, если любит хозяина или хозяйку, не причиняет им зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги. По общему поверью, живёт он по зимам около печи или на печи.
Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор; .
При переезде из одного дома в другой непременною обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, с хлебом-солью просить домового на новое место.. Говорят, что домовой не любит ленивых. Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить.
- Я предлагаю поиграть в русскую народную игру
Игра « Домовой»
Дети , идут по кругу и поют песню: ( домовой в кругу)
- Кузя, Кузя домовой мы хотим играть с тобой,
Ты на месте повернись, влево, вправо наклонись
Приседай и вставай, да и нам заданье дай
Ты на печке не лежи, что нам делать покажи
( Все останавливаются и повторяют движения домового) ( повторить 2-3 раза)
Домовой Когда я шел к вам в гости, приготовил для вас сверток, но где я его в пути потерял, пойду, поищу и вернусь.( уходит)
Ведущая - Традицией русского народа было изготовление тряпичных кукол. И к Филиппову дню женщины изготавливали традиционную куклу – оберег. А кто знает, что такое оберег?
Оберег – это омулет или волшебное заклинание, которое спасает человека от различных опасностей.
Таких кукол - оберегов было много ..
Слайд? ( кукла- десятиручка – помогала девушкам в хозяйстве; Кукла – зернушка – символизировала достаток в доме; кукла – пеленашка – это куклы для самых маленьких, их всегда клали в колыбель к малютке, чтобы кукла оберегала от болезней и дурного глаза.
А еще об одной кукле обереге нам расскажет Оксана Андреевна.
Оксана Куд. Слайд -Но и была еще кукла – колокольчик – кукла добрых вестей. Звон колокола оберегал людей от страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет круглообразную форму , а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки, и счастье у людей складывается из трех частей. Если телу хорошо – душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.
- Эта кукла веселая, задорная приносит в дом радость и веселье, оберег хорошего настроения.
Даря колокольчик человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение
Я предлагаю сделать для своего дома куклу – колокольчик.
- Посмотрите, у меня на подносе разноцветные лоскутки)
- Скажите, из чего они сделаны? ( из ткани)
Одновременно рассказывает и показывает как делать куклу
Какие красивые у вас получились куклы!
Ведущая. Теперь слово родителям, какая же 3-я примета существует в День Филиппа?
Кто то из родителей читает.: Этот день благоприятен для шитья новой одежды. На старой же одежде уместно сделать вышивку красным шёлком.
- Заключительная часть! .
Домовой: Нашел я свой сверток, давайте посмотрим, что в нем, (сам читает примету).
- В этот день принято угощать домового.)
Логопед: Ребята, давайте, и мы последуем этой примете и тоже подарим домовому подарки - в этот день приходит пельменная пора. Всю зиму мешками лепили пельмени и хранили их прямо на морозе. Но не ели, потому что строго соблюдали пост. А вот в Филиппов день ими объедались.
А давайте сейчас в подарок домовому исполним частушки о пельменях..
/Взрослые становятся в хоровод. Звучат частушки./
как пельменная пора
На Филипповку пришла.
Пельмешки все ели,
Ртов не пожалели.
Сидит Ванечка родной
Под зелёною сосной.
В дудочку – рожок играет,
На пельмени созывает.
Эх, пельмени мои,
Пельменёчки мои.
Сварилися, уварилися,
Были мёрзлые,все замёрзлые
Теперь тёпленькие, разгоряченькие!
Ведущая. В Филиппов день было принято веселиться, петь и танцевать и мы вас приглашаем на русскую пляску. « Русская пляска родителей и детей.
Ведущая :!Ребята мы надеемся, что вы сегодня вместе с родителями узнали много нового и интересного. И будете продолжать интересоваться народными праздниками, о которых мало кто знает.
- А Какие приметы вы запомнили на день Филиппа?
Логопед. Закончился праздник, Н.М
Закончилась встреча, З.А
Настал расставания час.
Мы все чуть устали, З.А
Но нас согревали Вместе
Улыбки и блеск ваших глаз.
Спасибо всем за доставленную радость и общение! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День открытых дверей. Совместное мероприятие с родителям и муз. руководителем "Пасхальные посиделки"
Познакомить детей с пасхальными традициями русского народа....
Детско-родительский досуг "Вечерние посиделки" - День матери
Конспект детско-родительского досуга "Вечерние посиделки" - День матери....
картотека дидактических игр " Изучаем овощи и фрукты с котом Филиппом"
Игры , собранные в картотеку, предназначены для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми 3-4 лет по теме "Овощи и фрукты" Кот Филипп - знатный дачник, приглашает детей к себе в гости. Филипп прос...
Итоговое мероприятие с родителями «Посиделки» в рамках проекта «День Матери»
Мы по-новому относимся к старинным традициям, праздникам, народному фольклору. Детям фольклор близок и интересен. Мы приобщаем детей к фольклору, помогаем им набраться уму-разуму, становиться добрее, ...
Беседа с детьми о художнике анималисте Филиппе Руссо (старший дошкольный возраст)
Анималист это такой художник, скульптор, фотограф (от латинского animal — животное), в основном посвятивший свое творчество изображению животных. Анималист работает в анималистическом жанре. Это...
Беседа с детьми о художнике анималисте Филиппе Руссо (старший дошкольный возраст)
Анималист это такой художник, скульптор, фотограф (от латинского animal — животное), в основном посвятивший свое творчество изображению животных. Анималист работает в анималистическом жанре. Это...
семейные посиделки "День семьи, любви и верности"
совместный досуг с родителями...