«Мелкая моторика и почему её так важно развивать у детей в младшем дошкольном возрасте?»
статья (младшая группа) по теме
В статье даютс советы, как с помощью игры развивать мелкую моторику рук у детей в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatel_1_mladshey_gruppy_shvandyreva_elena_nikolaevna_.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель 1 младшей группы Швандырева Елена Николаевна МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №101» г. Воронеж
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Мелкой моторикой называют способность детей выполнять точных мелких движениями пальцами и кистями ног и рук в результате в результате скоординированности действий самых важных систем: костной, мышечной и нервной.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем зоны, отвечающие за речь, к тому же мелкая моторика взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико – пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительную и двигательную память. Ещё развитие навыков мелкой моторики важно и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а так же выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, в дальнейшем это облегчит приобретение навыков письма.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. "Пальчиковые игры" - это выполнение разнообразных движений пальцами обеих рук, которые сопровождаются стишками, шутками, потешками, инсценировками каких-либо рифмованных рассказов, сказок с помощью пальчиков. Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, они ещё мгновенно переключают внимание малыша с капризов на телесные ощущения – и успокаивают.
Например:
Котятки.
Все котятки мыли лапки
Вот так! Вот так!
(дети изображают мытьё рук)
Мыли ушки, мыли брюшки
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко – сладко засыпали:
Вот так! Вот так!
Семья.
(Пальцы спрятаны в кулак)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
(Дети поочерёдно разгибают пальчики)
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные на мелкую моторику. Очень хорошо развивает моторику рук, когда ребёнок учится действовать с пластилином, глиной или тестом. Катание, разминание, вытягивание, сплющивание – это те движения, которые ребёнок должен совершать пальчиками и ладонями одновременно.
Отлично развивают моторику детей навыки самообслуживания: процесс одевания, застёгивания пуговиц, завязывание шнурков, мытьё рук и т. д. Эти действия постепенно усовершенствуют моторику пальцев рук и приучают к самостоятельности.
Поскольку, ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то и для развития моторики пальцев используют разнообразные игры.
Игры с различными предметами и материалами.
Игры с застёжками – это застёгивание расстёгивание молний, пуговиц, кнопок. Одевание и раздевание кукол.
Игры с прищепками.
Разноцветные прищепки для белья – отличная игрушка для малышей. Для начало надо обучить детей раскрывать прищепки большими и указательными пальцами.
- Бусы из прищепок.
- Укрась коробку (ведро) прищепками.
- Развесь кукольную одежду на верёвку.
- Использование различных шаблонов в которых с помощью прищепок надо прикрепить не достающие элементы.
Игры с мелкими предметами:
Сортировка крупы.
- Накорми курочку, петушка, цыплёнка.
Разложить по тарелочкам крупы: петушку – фасоль, курочке – горох, цыплёнку – гречку.
- Выложи дорожку «камешками».
Выложить дорожку на пластилине из крупы: медведю из фасоли, лисичке из гороха, белочке из гречки.
Мелкие предметы и отверстия. Этот вид игр, отлично развивает, заключается в следующем: ребёнку предлагают опускать мелкие предметы (монеты, пуговицы и т. д.) в мелкие отверстия, которые проделаны в баночках, бутылочках.
Игры с нанизыванием мелких предметов.
- Собери бусы из пуговиц, макарон, деревянных бусинок, кубиков и т. д.
Вся работа по нанизыванию бус требует сенсорно - двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т. е. качеств, на укрепление пальчиков, что в дальнейшем необходимых для письма.
Песочная терапия.
Сегодня это одно из наиболее популярных направлений в так называемой арт-терапии: методе, в рамках которого позитивное воздействие на психику ребенка достигается через творчество. Одна из причин такой популярности кроется в простоте метода песочной терапии и минимальном количестве реквизита, необходимого для нее.
Как правило, для проведения занятия достаточно ящика, наполненного песком.
Важным инструментом терапии являются разнообразные игрушки и предметы: пуговицы, камушки, шишки, бусины – словом, любые объекты, которые можно использовать в игре.
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности.
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. "Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь, под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически, ежедневно.
Несмотря на то, что в начале многие упражнения даются ребёнку с трудом, они приносят много радости и удовлетворения от достигаемых результатов. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать
Рекомендации для родителей. Игры и упражнения для развития мелкой моторики руки...
Консультация для родителей в младшей группе «Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать»
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на вы...
«Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать у детей младшего дошкольного возраста»
Развитие моторики – неотъемлемая часть общего развития ребёнка. ...
Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Что такое мелкая моторика и почему её так важно развивать».
Цель: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития. Задачи:...
Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Что такое мелкая моторика и почему её так важно развивать»
Цель: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития. Задачи:...
Консультация для родителей детей 2-3 лет "Что такое мелкая моторика и почему её так важно развивать?"
Консультация для родителей детей 2-3 лет "Что такое мелкая моторика и почему её так важно развивать"Общие рекомендации для родителей.игры и упражнения....