«Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать у детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)
Развитие моторики – неотъемлемая часть общего развития ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuzina_n.a.melkaya_motorika_dlya_roditeley.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать
у детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила: Кузина Н.А.
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Мелкую моторику рук развивают:
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Интерес детей к пальчиковым играм можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения стихов, сказок, потешек. Слушая художественный материал, дети вместе со взрослым “инсценируют” содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений (изображая персонажей, их действия).
Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами.
Шнуровки. Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнуровками. Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика, к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п.
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
Рисование, раскрашивание. Данные виды деятельности играют большую роль в деле формирования речи у ребенка. Во время рисования в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Рисование развивает память, внимание, учит ребенка думать и анализировать, сочинять и воображать. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Также можно использовать различные нетрадиционные техники.
Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.
Лепка из пластилина и соленого теста. Лепка из соленого теста и пластилина способствует развитию воображения, художественного вкуса, конструктивного мышления. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.
Дополнительные упражнения в домашних условиях. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки и др.).
3. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать).
4. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
5. Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п.
6. Помогать перебирать крупу.
7. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
8. Вытирать пыль, ничего не упуская.
9. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
10. Перелистывать страницы книги.
11. Стирать нарисованные каракули ластиком.
12. Переливать жидкостей из одной емкости в другую.
13. Играть с мозаиками и пазлами.
14. Перебирать пуговички или других предметов по размеру.
15. Собирать конструкторы.
16. Опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.
17. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.
18. На прогулке строить из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.
19. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод – отличная альтернатива играм.
20. Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.
Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками.
Не уступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребёнка, больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи.
Развитие моторики – неотъемлемая часть общего развития ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать
Рекомендации для родителей. Игры и упражнения для развития мелкой моторики руки...
«Мелкая моторика и почему её так важно развивать у детей в младшем дошкольном возрасте?»
В статье даютс советы, как с помощью игры развивать мелкую моторику рук у детей в домашних условиях....
Консультация для родителей в младшей группе «Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать»
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на вы...
Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Что такое мелкая моторика и почему её так важно развивать».
Цель: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития. Задачи:...
Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Что такое мелкая моторика и почему её так важно развивать»
Цель: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития. Задачи:...
Консультация для родителей детей 2-3 лет "Что такое мелкая моторика и почему её так важно развивать?"
Консультация для родителей детей 2-3 лет "Что такое мелкая моторика и почему её так важно развивать"Общие рекомендации для родителей.игры и упражнения....