Культура в жизни дошкольника
консультация (средняя группа) на тему

Бондина Ольга Сергеевна

С какого возраста стоит приобщать детей к культуре и с чего лучше начинать? Такой вопрос задают все родители, стремящиеся к гармоничному развитию чада и не желающие пускать формирование личности ребенка и его мировоззрения на самотек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_v_zhizni_doshkolnikov.docx466.59 КБ

Предварительный просмотр:

Культура в жизни дошкольников

С какого возраста стоит приобщать детей к культуре и с чего лучше начинать? Такой вопрос задают все родители, стремящиеся к гармоничному развитию чада и не желающие пускать формирование личности ребенка и его мировоззрения на самотек.

Однозначно на этот вопрос ответить сложно, потому что приобщение детей к культуре — во многом процесс достаточно спонтанный, и начинается он с того самого момента, когда ребенок начинает отражать окружающую действительность (в возрасте 2-3 месяцев). В этом возрасте все происходящее вокруг ребенок фиксирует пока еще нецеленаправленно и неосознанно (такой процесс называется импринтингом); тем не менее, как предполагают ученые, на дальнейшее развитие малыша все, что он зафиксировал, оказывает весьма значимое воздействие.

В возрасте нескольких месяцев карапуз воспринимает какие-то очень общие моменты, связанные с понятием «культура», в основном касающиеся принципов  взаимоотношений людей в том или ином сообществе; также он фиксирует присущие данному социуму проявления материальной культуры (те вещи, которые нас окружают). Затем, когда ребенок начинает учиться говорить, начинается его более глубокое погружение. На этом этапе (примерно между 9 месяцами и 2 годами) родители как раз и могут начать планомерное и целенаправленное приобщение ребенка к культуре в ее классическом понимании, то есть к тем ее проявлениям, которые несут определенную моральную, эмоциональную и смысловую нагрузку. После 3-4 лет может быть уже поздно: к этому моменту ребенок привыкает к определенным формам подачи информации (например, если он постоянно смотрит телевизор, то ему тяжело будет выслушать прочитанную вслух сказку), и перестроить его будет достаточно сложно.

Зачем приобщать детей к культурным ценностям?

Большинству родителей такой вопрос может показаться странным. Но многие ли из них смогут четко ответить на него, не используя размытые формулировки: «чтобы вырос духовно богатым человеком», «чтобы не выглядел глупо в приличном обществе», «для полноценного эстетического развития«? Приведем несколько достаточно конкретных аргументов в пользу раннего приобщения детей к культуре.

  1. Это помогает развитию способностей ребенка. Подумайте сами — как можно узнать о том, что малыш имеет блестящие музыкальные задатки, если не давать ему слушать хорошую музыку?
  2. Ребенок, хорошо знакомый с литературой (пусть даже детской), лучше усваивает язык, он более грамотен.
  3. Люди, с детства знакомые с культурными ценностями, эрудированы, у них широкий кругозор, поэтому они, как правило, достаточно успешны в жизни.
  4. Приобщение ребенка к культуре дает ему ознакомиться с массой возможных поведенческих моделей и человеческих типажей, что помогает ему лучше понять себя и окружающих. Особенно важно знакомить мальчика или девочку с правильными книгами и фильмами в так называемой эдиповой фазе (2,5-6 лет), когда у маленького человека формируется гендерная самоидентификация.
  5. И самое главное — культура и искусство дают ребенку (а затем и взрослому) возможность переживать многие вещи на символическом уровне, не перенося их в реальную жизнь. Талантливо написанная книга или музыкальное произведение помогают преобразовать человеку его природную агрессию, стремление к саморазрушению и многие другие пагубные наклонности.

С чего начать приобщение ребенка к культуре?

В обществах, где традиции воспитания детей, сформировавшиеся в течение тысячелетий, передаются из поколения в поколение, существует огромный пласт детской культуры, включающей в себя игры, потешки, сказки (и даже отдельно сказки на ночь, выполняющие своего рода релаксационную функцию), песни и т.д. Они предназначены для детей разных возрастов и, соответственно, выполняют разную функцию: если потешки для малышей нескольких месяцев призваны увлечь разбушевавшееся чадо задорным ритмом, то стишки и прибаутки для годовалых уже способствуют запоминанию малышами слов и помогают научить детей говорить. Фольклор и игры, предназначенные для детей 3-4 лет, уже формируют у карапуза представление об окружающем мире, дают ему определенные модели поведения в различных ситуациях, рассказывают ему о том, что такое хорошо и что такое плохо. Волшебные сказки и мифы помогают развить интуицию ребенка, потому что действие в них разворачивается в символической плоскости, и малышу нужно научиться интерпретировать эти символы и выстраивать между ними, на первый взгляд, неочевидные связи.

http://mamadona.ru/uploads/content/6_14_725.jpg

Куда сходить с ребёнком

1. Омский Областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

Омский Областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

2. Музейный комплекс воинской славы омичей

Музейный комплекс воинской славы омичей

3. Омский Государственный историко-краеведческий музей

Омский Государственный историко-краеведческий музей

4. Омский планетарий

Омский планетарий

5. Омский музей Кондратия Белова

Омский музей Кондратия Белова


6. "Арлекин", театр кукол

https://s.om1.ru/localStorage/news/d4/e3/67/05/d4e36705_resizedScaled_1020to574.jpg

7. Музыкальный театр

http://omskgazzeta.ru/images/vo/Kazionov/01_01_12/KNG_6448.JPG

8. "Омская крепость", музей, культурно-исторический комплекс в Омске

"Омская крепость", музей, культурно-исторический комплекс в Омске


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная культура в жизни современного дошкольника.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа.Данный материал поможет педагогам  провести консультацию для родителей по данной теме....

Статья: "Значение физической культуры в жизни дошкольника"

Каждый родитель хочет вырастить своего малыша здоровым, весёлым, физически крепким. Но как это сделать, какими путями? Обратиться в данной статье имено к этой проблеме меня побудило наблюдение за педа...

Доклад для родителей: "Физическая культура в жизни дошкольника"

Физкультурно - оздоровительная работа в детском саду...

Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника.

Статья представляет собой консультацию для воспитателей по формированию культуры здорового образа жизни дошкольника...

Значение родной культуры в жизни дошкольника

«Детство — начало жизни, её заря, рассвет... И как рассвет может многое рассказать о наступающем дне, так и детство во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка. Что может помочь родителю и педагогу ...

Консультация для родителей "Важность физической культуры в жизни дошкольника"

Консультация для родителей "Важность физической культуры в жизни дошкольника"...