Культура в жизни дошкольника
консультация (средняя группа) на тему
С какого возраста стоит приобщать детей к культуре и с чего лучше начинать? Такой вопрос задают все родители, стремящиеся к гармоничному развитию чада и не желающие пускать формирование личности ребенка и его мировоззрения на самотек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_v_zhizni_doshkolnikov.docx | 466.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура в жизни дошкольников
С какого возраста стоит приобщать детей к культуре и с чего лучше начинать? Такой вопрос задают все родители, стремящиеся к гармоничному развитию чада и не желающие пускать формирование личности ребенка и его мировоззрения на самотек.
Однозначно на этот вопрос ответить сложно, потому что приобщение детей к культуре — во многом процесс достаточно спонтанный, и начинается он с того самого момента, когда ребенок начинает отражать окружающую действительность (в возрасте 2-3 месяцев). В этом возрасте все происходящее вокруг ребенок фиксирует пока еще нецеленаправленно и неосознанно (такой процесс называется импринтингом); тем не менее, как предполагают ученые, на дальнейшее развитие малыша все, что он зафиксировал, оказывает весьма значимое воздействие.
В возрасте нескольких месяцев карапуз воспринимает какие-то очень общие моменты, связанные с понятием «культура», в основном касающиеся принципов взаимоотношений людей в том или ином сообществе; также он фиксирует присущие данному социуму проявления материальной культуры (те вещи, которые нас окружают). Затем, когда ребенок начинает учиться говорить, начинается его более глубокое погружение. На этом этапе (примерно между 9 месяцами и 2 годами) родители как раз и могут начать планомерное и целенаправленное приобщение ребенка к культуре в ее классическом понимании, то есть к тем ее проявлениям, которые несут определенную моральную, эмоциональную и смысловую нагрузку. После 3-4 лет может быть уже поздно: к этому моменту ребенок привыкает к определенным формам подачи информации (например, если он постоянно смотрит телевизор, то ему тяжело будет выслушать прочитанную вслух сказку), и перестроить его будет достаточно сложно.
Зачем приобщать детей к культурным ценностям?
Большинству родителей такой вопрос может показаться странным. Но многие ли из них смогут четко ответить на него, не используя размытые формулировки: «чтобы вырос духовно богатым человеком», «чтобы не выглядел глупо в приличном обществе», «для полноценного эстетического развития«? Приведем несколько достаточно конкретных аргументов в пользу раннего приобщения детей к культуре.
- Это помогает развитию способностей ребенка. Подумайте сами — как можно узнать о том, что малыш имеет блестящие музыкальные задатки, если не давать ему слушать хорошую музыку?
- Ребенок, хорошо знакомый с литературой (пусть даже детской), лучше усваивает язык, он более грамотен.
- Люди, с детства знакомые с культурными ценностями, эрудированы, у них широкий кругозор, поэтому они, как правило, достаточно успешны в жизни.
- Приобщение ребенка к культуре дает ему ознакомиться с массой возможных поведенческих моделей и человеческих типажей, что помогает ему лучше понять себя и окружающих. Особенно важно знакомить мальчика или девочку с правильными книгами и фильмами в так называемой эдиповой фазе (2,5-6 лет), когда у маленького человека формируется гендерная самоидентификация.
- И самое главное — культура и искусство дают ребенку (а затем и взрослому) возможность переживать многие вещи на символическом уровне, не перенося их в реальную жизнь. Талантливо написанная книга или музыкальное произведение помогают преобразовать человеку его природную агрессию, стремление к саморазрушению и многие другие пагубные наклонности.
С чего начать приобщение ребенка к культуре?
В обществах, где традиции воспитания детей, сформировавшиеся в течение тысячелетий, передаются из поколения в поколение, существует огромный пласт детской культуры, включающей в себя игры, потешки, сказки (и даже отдельно сказки на ночь, выполняющие своего рода релаксационную функцию), песни и т.д. Они предназначены для детей разных возрастов и, соответственно, выполняют разную функцию: если потешки для малышей нескольких месяцев призваны увлечь разбушевавшееся чадо задорным ритмом, то стишки и прибаутки для годовалых уже способствуют запоминанию малышами слов и помогают научить детей говорить. Фольклор и игры, предназначенные для детей 3-4 лет, уже формируют у карапуза представление об окружающем мире, дают ему определенные модели поведения в различных ситуациях, рассказывают ему о том, что такое хорошо и что такое плохо. Волшебные сказки и мифы помогают развить интуицию ребенка, потому что действие в них разворачивается в символической плоскости, и малышу нужно научиться интерпретировать эти символы и выстраивать между ними, на первый взгляд, неочевидные связи.
Куда сходить с ребёнком
1. Омский Областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
2. Музейный комплекс воинской славы омичей
3. Омский Государственный историко-краеведческий музей
5. Омский музей Кондратия Белова
6. "Арлекин", театр кукол
7. Музыкальный театр
8. "Омская крепость", музей, культурно-исторический комплекс в Омске
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Роль педагога - психолога в формировании культуры здорового образа жизни дошкольников"
Презентация...
Народная культура в жизни современного дошкольника.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа.Данный материал поможет педагогам провести консультацию для родителей по данной теме....
Статья: "Значение физической культуры в жизни дошкольника"
Каждый родитель хочет вырастить своего малыша здоровым, весёлым, физически крепким. Но как это сделать, какими путями? Обратиться в данной статье имено к этой проблеме меня побудило наблюдение за педа...
Доклад для родителей: "Физическая культура в жизни дошкольника"
Физкультурно - оздоровительная работа в детском саду...
Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника.
Статья представляет собой консультацию для воспитателей по формированию культуры здорового образа жизни дошкольника...
Значение родной культуры в жизни дошкольника
«Детство — начало жизни, её заря, рассвет... И как рассвет может многое рассказать о наступающем дне, так и детство во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка. Что может помочь родителю и педагогу ...
Консультация для родителей "Важность физической культуры в жизни дошкольника"
Консультация для родителей "Важность физической культуры в жизни дошкольника"...