Значение родной культуры в жизни дошкольника
статья на тему
«Детство — начало жизни, её заря, рассвет... И как рассвет может многое рассказать о наступающем дне, так и детство во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка. Что может помочь родителю и педагогу расцветить это утро жизни радугой эмоций, наполнить радостью и светом, одновременно развлекая и обучая ребенка? Что может стать для любимого чада игрой и школой, развивая его физически, умственно, эмоционально, социально?» (С.А.Жилинская)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_rodnoy_kultury.docx | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение родной культуры в жизни дошкольника
«Детство — начало жизни, её заря, рассвет... И как рассвет может многое рассказать о наступающем дне, так и детство во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка. Что может помочь родителю и педагогу расцветить это утро жизни радугой эмоций, наполнить радостью и светом, одновременно развлекая и обучая ребенка? Что может стать для любимого чада игрой и школой, развивая его физически, умственно, эмоционально, социально?» (С.А.Жилинская)
Народное слово, народная песня... Они подобны роднику, бьющему из глубин земли, к которому припадают многие поколения, набираясь живительной силой. Этот родник народной культуры передаёт слово из прошлого для того, чтобы были счастливы, здоровы и умны настоящие и будущие поколения. Для этого, достались нам в драгоценное наследство россыпи колыбельных, пестушек, прибауток. Достойно распорядиться этим наследством — задача, стоящая перед нами.
Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские “пестушки”, “потешки”. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку Рябу, козу-дерезу, репка.
От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки,
скороговорки и т.д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую
область народной поэзии – детский фольклор.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный
педагог К. Д.Ушинский.
В 1920 г. появились первые исследования детского фольклора и сам
термин, предложенный Г.С. Виноградовым.
В 1960 г. русский детский фольклор изучал М.Н. Мельников.
В современной науке о детском фольклоре обозначились два проблемных аспекта: фольклор и внутренний мир, развивающийся личности ребенка; фольклор как регулятор социального поведения ребенка в детском коллективе.
Детский фольклор – это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией.
Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно
основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки).
Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времени.
Художественная форма детского фольклора специфична: для него
характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к
игре.
Игра – элемент, психологически необходимый для детей.
Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей
(материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор).
Материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми для игры с совсем маленькими детьми, (до 5-6 лет). Они побуждают ребенка к бодрствованию и физическим действиям (определенным движением), вызывают интерес к слову. Фольклор, исполняемый самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедших к детям, и произведения, сочиненные самими детьми.
Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку, имели вполне определенную цель усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность.
Пестушки, потешки, поскакушки побуждали ребенка к бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками.
Среди прибауток особое место занимают небылицы – перевертыши,
известные также в развлекательном фольклоре взрослых. Их задача создать комические ситуации. Если это вызывает у ребенка смех, значит, он правильно понимает соотношение вещей и явлений.
Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями; поскакушки – с подскакиванием на коленях у взрослого; потешки – с элементами сюжета, игры (“ладушки, ладушки…”; “идет коза рогатая…”). Прибаутки – это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька - мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого…
Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о
людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Жеребьевки или (“сговоры”) определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Создавая жеребьевки, дети часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок,
небылиц (коня вороного или казака удалого?; наливное яблочко или золотое блюдечко?).
Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Корни считалок уходят в древность.
Исследователи обнаруживают связь детских считалок со старинными формами гаданий (выбор водящего по средством случая), с архаичной верой число и с условной речью, возникшей на основании табупрования чисел.
Заклички и проговорки – генетически наиболее древние формы детских
словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями.
Заклички – это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и
выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву:
Дождик, дождик, пуще!
Я вынесу гущи,
Хлеба краюшку,
Пирога горбушку.
Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличие от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу – заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый… Приговорки произносили перед нырянием в реку; для того, чтобы
избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания.
Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки – быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Молчанка – это стихотворный уговор молчать. Но часто содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать дети долго не могут, и вскоре кто-то из них обязательно засмеется.
Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и
детей: взрослые загадывали их детям для развития сообразительности. Это
один из древнейших жанров русского фольклора, входящий в земледельческий и свадебный обряды. В старину люди верили в магическую силу загадок, верили, что, отгадывая загадки, они подчиняют себе природу, животных, растения. Постепенно загадки теряли магическое значение и становились одним из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения. Несомненна педагогическая значимость загадок: они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту знакомых предметов и явлений.
Детей привлекает красочность образов, юмор загадок. Отгадка без
сомнения вызовет радостные эмоции детей. В отличие от “взрослой” загадки, которой посвящены десятки исследований, детская не стала предметом изучения.
Детский репертуар загадок постоянно обновляется, появляются новые загадки о новых предметах быта, технике и другие. Чтобы правильно отгадать загадку, необходимо хорошо представлять себе предметы, явления, о которых идет речь. Отгадывая загадки, сначала дошкольники опираются на восприятие самых простых знакомых предметов. Когда ребенок научится отгадывать загадки о знакомых предметах ближайшего окружения, ему дают загадки по представлению.
Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла. Пословицы похожи, и не похожи на афоризмы мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.
Поговорка сходна с пословицей, но поговорка – не является полным
суждением. Поговорка – часть суждения, часть предложения.
Народ отличил пословицу от поговорки: поговорка – только цветочек,
яркое выражение, а пословица – ягодка: это законченное предложение.
И теоретики – педагоги, и воспитатели – практики неоднократно
подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.
Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
Понять, что художественное произведение отражает типичные черты
явлений, ребенок может уже в 4-5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.
Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета,
сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста – перевертыши, небылицы.
Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет
восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки,
обусловливает необходимость помощи взрослого.
Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание "Значение режима дня в жизни дошкольника"
Режим дня — это рациональное чередование видов деятельности и отдыха в течение суток с учетом возрастных возможностей и особенностей человека.От того, как строится наш день, как сочетаются работа и о...
Статья: "Значение физической культуры в жизни дошкольника"
Каждый родитель хочет вырастить своего малыша здоровым, весёлым, физически крепким. Но как это сделать, какими путями? Обратиться в данной статье имено к этой проблеме меня побудило наблюдение за педа...
Значение режима дня в жизни дошкольника.
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий — то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом,— обязательное усл...
Презентация для родителей "Значение режима дня в жизни дошкольника"
Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. ...
Значение режима дня в жизни дошкольника
Чтобы рос ребенок крепким, умным и здоовым необходимо соблюдать режим дня. Здесь родители найдут некоторые рекомендации по его выполнению....
Консультация "Роль и значение подвижной игры в жизни дошкольников"
План консультации1. Значение подвижных игр в жизни дошкольника.2. Классификация подвижных игр.3. Реализация дифференцированного подхода при проведении подвижной игры.4. Двигательные предпочтения мальч...
Значение экологического воспитания в жизни дошкольников.
Влияние природы на детей огромно..........