Народная культура в жизни современного дошкольника.
материал (средняя группа) по теме
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа.Данный материал поможет педагогам провести консультацию для родителей по данной теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:
- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
- уважительно относиться к своим древним корням;
- чтить и уважать память предков;
- систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.
Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире.
Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно главным образом, осуществлялось в процессе труда.
Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали орудия труда (сани, телеги, прялки, гребень и др.). Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности.
Столь же высокая, как эстетика быта была нравственность у простого народа.
А сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве. Все они преследовали определенные педагогические цели.
Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.
Народные традиции, передаваемые из поколения в поколение, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.
Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Ребенок должен быть счастлив сегодня, а не завтра… Как ни парадоксально, ребенок счастлив, когда поет. Песни грустные поет редко, хотя есть много очень печальных сиротских песен, но не поет их… Это песни – не их, а о них. Главное назначение песни - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви.
Среди детей подросткового
возраста были более всего распространены веселые, задорные, шуточные песни. Самый богатый репертуар у юношества. Это свадебные плачи невесты, обрядовые, ритуальные. Каждому возрасту соответствуют свои песни. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Воздействуя на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания. Мы должны знать различные песни, уметь убеждать в необходимости разучивать их с детьми.
Тексты песен можно изменить в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
А баиньки, баиньки,
Купим сыну валенки.
Наденем на ножки,
Пустим по дорожке.
Будет мой сынок ходить,
Новые валенки носить.
Как девица хороша:
У ней кисейны рукава.
Кисейны рукава,
В косе ленточка ала,
Вы пожалуйте сюда!
Сказки – важнейшее воспитательное средство. Дети и сказка неразделимы, и поэтому сказки обязательно должны входить в курс образования воспитания ребенка.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве победы добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.
Образность – важная особенность сказок. В героях ярко видны главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие, смелость, мужество. Образность дополняется забавностью сказок – тонким и веселым юмором.
Важнейшая особенность сказок – дидактизм, который носит поучительный характер. «Сказка ложь, да в ней намек , добрым молодцам урок.»
В сказках поднимаются и проблемы народного воспитания.
Наиболее обобщенно роль сказок представил в своих трудах В. А. Сухомлинский. Он включал сказки в свои учебные книги , хрестоматии.
Одним из средств народной культуры являются пословицы. В них житейские советы, пожелания в труде, осуждения. «Родительское слово мимо не молвится» «добрая совесть – глаз божий».
У всех народов трудовое воспитание является главной задачей. Праздность осуждалась как явление чуждое. « Жизнь, потраченная на сон, пропавшая жизнь» «Сегодняшнюю работу не взваливайте на завтрашнего верблюда». Однако в воспитательной работе с детьми необходимо использовать те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку.
Основным фактором народного воспитания является природа. Она не только среда воспитания, но и родная сторона, Родина.
Патриотизм – это любовь к родному краю, к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости.
Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб – батюшка, Волга – матушка.
Дошкольной педагогике нужно поучиться у педагогики народной. Природа – великая, огромная Вселенная.Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо, а что противоречит ее развитию, как зло. Этот принцип в свое время был глубоко рассмотрен и обоснован Я. А. Каменским. На тех же позициях стояли Толстой и Ушинский.
Землю мы до сих пор называем матерью – и это трудно оспорить. Только вот мы обращаемся с ней не всегда почтительно.
Сидя на уютном пригорке, поросшем Цветущими медоносными травами, наш языческий предок чувствовал под собой живые теплые колени матери земли, а с высоты на него был устремлен строгий и ласковый взгляд неба – отца.
Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с ней в жизнь детей приходит искусство. Игра связана с песнями, танцами, сказками, загадками, пословицами и другими видами народного творчества. « Пока молоды, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть потом»!
Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях - это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект досуга для детей подготовительной группы (6-7 лет) по социально-личностному развитию область «Социализация» (Приобщение к истокам русской народной культуры) с использованием современных социоигровых технологий «Ярмарка»
Уважаемые коллеги, представляю конспект досуга "Ярмарка" для детей подготовительной группы....
Консультация для родителей НАРОДНАЯ ИГРУШКА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА
В чем же особая притягательность народной игрушки, почему она всегда вызывает в душе очень теплый прилив?...
Народная игрушка в жизни современных детей.
Народная игрушка в жизни современных детей. Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. И мы должны стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало тр...
ЭТНИЧЕСКИЕ ИСТОКИ, НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА, ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ДЕТСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Статья посвящена важности ознакомления дошкольников с элементами народной культуры и гражданско-патриотическому воспитанию в процессе музыкальной деятельности....
Конспект интегрированного музыкального занятия по теме: "Русский народный фольклор в жизни современных дошкольников"
На занятии использованы различные виды деятельности: игры - танцы, ритмические игры, коммуникативные игры направленные на развитие слухового восприятия, чувтва ритма и речевого творчества дошкольников...
Народные игры как средство приобщения к традициям народной культуры в физическом воспитании дошкольников
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что русская народная подвижная игра - незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловко...
Консультация на тему: «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания»
Консультация на тему: «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания»...