консультация для воспитателей
консультация (средняя группа) на тему
Влияние устного народного творчества
на развитие речи
детей 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
для родителей | 29.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние устного народного творчества
на развитие речи
детей 4-5 лет.
Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети. Пользу малых фольклорных жанров доказывать не приходится, это очевидно.
Ценность фольклорных произведений для малышей обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют малышей замирать на какое-то мгновенье, невольно заставляют прислушиваться в речь. А фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которой позволяют ребёнку успешнее овладевать родным языком, развивать речь, закрепить словарь; воспитывать правильное звукопроизношение.
Поэтому очевидна необходимость использования произведений устного народного творчества в развитии речевой активности детей. Для этой же цели эффективно использовать произведения многих детских писателей, многие из них близки к фольклору. Тем более у малышей большой интерес к потешкам, колыбельным песням, сказкам.
Знакомство с потешкой начинается иногда с беседы, с наблюдения, иногда с рассматривания картин или игрушек, иногда с объяснения новых слов.
Например, когда выглядывает солнышко, дети сразу восклицают "О, солнышко!" Обратите их внимание на то, как солнце освещает комнату, "смотрит к нам в окошко", спросите, нравится ли им, когда солнышко освещает их комнату, прочитайте:
"Светит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату,
Мы похлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку!"
(А. Барто)
А когда оно прячется, дружно позовите:
"Солнышко - колоколнышко,
Выгляни в окошко,
Дам орехов кучу!"
Тут особое внимание нужно уделить на то, как вы ласково зовете солнце: "солнышко - колоколнышко". Мне кажется, что именно с этих маленьких зёрнышек начинается знакомство детей с исконным богатством русской речи.
При знакомстве с потешкой "Пошёл котик на торжок…", объясните, что такое "торжок", спросите были ли они на рынке, что там покупали.
Котик поочерёдно "угощает" каждого ребёнка. Детям это очень нравится:
"Самому ли съесть,
Или Чингизу снесть?" ит.д.
Малыши ждут, когда именно его угостит котик.
Очень часто потешки используются в режимных моментах: умывании, укладывании спать, одевании на прогулку, во время приёма пищи:
" Ай лады, лады, лады
Не боимся мы воды
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся»
или
" Чистая водичка
Умоет Саше личико
Анечке - ладошки,
А пальчики - Антошке".
Помогают произведения фольклора и в организации прогулок, наблюдений за природой, украшая речь и обогащая её, тем самым способствуют концентрации внимания детей. Например, во время наблюдения за птицами:
" Чики, чики, кички,
Берёзовые лычки!
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились".
Приятно наблюдать, что через некоторое время дети самостоятельно начинают использовать в игре колыбельные песенки, потешки.
Очень нравятся детям подвижные игры с использованием потешек. Поиграйте в игру "Вороны". Сначала понаблюдайте на прогулке, что вороны - большие, чёрные птицы; что они каркают громко "кар - кар - кар", они могут летать, могут скакать по земле. Затем познакомьте детей с потешкой:
"Вот под ёлочкой зеленой
Скачут весело вороны:
кар - кар - кар,
Целый день они кричали,
Спать ребяткам не давали:
кар - кар - кар,
Лишь к ночи умолкают,
И все тихо засыпают:
Кар - кар - кар!"
После этого дети, "превращаются" в больших птичек.
Основная цель таких игр для малышей - развивать их речевую активность, умение соотносить действие со словом потешки, добиваться ими понимания значения слов, правильного их произношения.
Очень любят дети и сказки. Старшие дети с удовольствием инсценируют сказки "Репка", "Колобок", "Курочка - ряба".
Вот так в повседневной жизни очень часто обращаемся к кладези русской речи. Я думаю, что малые фольклорные жанры помогают нашим детям постигать окружающий мир, становиться добрыми и ласковыми, погружаться в стихию родной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...