Статья "Сказки и их роль в жизни дошкольника"
статья (младшая группа) на тему
1.Сказка. Понятие, история, признаки.
2.Классификация сказок:
· Сказки о животных
· Волшебные сказки
· Бытовые сказки
3.Роль сказки в жизни дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_i_ih_rol_v_zhizni_doshkolnika.docx | 506.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказки и их роль в жизни дошкольника Алешина В.А.
«…Русские песни, предания, пословицы,
…наконец русские сказки –без сомнения
заслуживают большого внимания:
они память нашего давно минувшего,
они – хранилище русской народности.»
Николай Некрасов
Сказка. Понятие, история, признаки.
Ч
то такое сказка[1]?
На первый взгляд может казаться, что вопрос этот совершенно праздный, что это всякому известно. Но никто не знает, где появилась первая сказка. Никто не знает, почему эти древние сказания пережили столько эпох и до сих пор радуют взрослых и детей. Сказка полна светлой веры в победу добра, сказка показывает возможность чуда; в ней уживается фантастическое и самое реальное, и мы начинаем верить в мир древний и живой, полный светлых видений и существ, способных помочь нам и указать верный путь
В русском языке слово «сказка» в современном значении появляется не раньше XVII века. Древняя и средневековая Русь его не знали. Но это не значит, что не было сказок. Это значит, что сказки первоначально обозначались каким-то другим словом. Можно предположить, что таким словом служила «баснь».
Сегодня сказку определяют как древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера.
Как и все народное искусство, сказка глубоко национальна, но в то же время большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира. Если подобрать к слову сказка однокоренные слова, то в результате возникнет ряд слов, в определенной степени раскрывающий его смысл: сказка – рассказывать – сказывать. По своей сути сказка – то, что рассказывается, устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя, несмотря на то, что она всегда ориентирована на вымысел.
Выделим признаки сказки:
1. Наличие вымысла.
2. Своеобразное начало (зачин), концовка, наличие присказок, продолжений.
3. Повтор (чаще троекратный).
4. Сказочные слова и выражения.
5. Добро побеждает зло.
Классификация сказок.
С
уществует самая разнообразная классификация сказок. По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно выделяют три большие группы:
1.сказки о животных
2.волшебные сказки
3.бытовые (сатирические) сказки
Лучшей из имеющихся попыток проклассифицировать сказки является классификация Афанасьева[2]. Афанасьев был первым из наших ученых, кто столкнулся с настоятельной необходимостью упорядочения огромного и пестрого сказочного материала.
Классификация сказок по Афанасьеву
Тип | Пример |
Сказки о животных, сказки о предметах | «Пузырь, соломинка и лапоть» |
Сказки о растениях | «Грибы отправляются воевать», «Репка» |
Сказки о стихиях | «Мороз, солнце и ветер», «Солнце, месяц и ворон» |
Волшебные, мифологические, фантастические, былинные сказки | «Илья Муромец и Соловей», «Василий Буслаевич», «Алеша Попович» и др. |
Исторические сказания | О Мамае, об Александре Македонском |
Новеллистические или бытовые, былички | Рассказы о мертвецах, ведьмах, леших и пр. |
Народные анекдоты, докучные, прибаутки |
Сказки о животных
Ж
ивотные, как таковые, лишь изредка становятся участниками произведений. В большинстве своем, в сказках о животных принимают участие «животные» наделенные человеческими чертами. Такой образ делает персонажа понятным и привлекательным одновременно. Произведения этого вида можно условно классифицировать, например, по характеру персонажей:
Дикие животные.
Домашние животные.
Объекты неживой природы (солнце, ветер, мороз).
Предметы (печь, лапоть).
Смешанные вариации
В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционная черта лисицы — хитрость, поэтому речь идет о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.
Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия.
Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии — того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.
В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции.
В сказках о животных много песенок. Песенно-ритмическое начало сообщает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразит его, придает сказке черты необычного, свойства игры. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико-игровой форме. Запав в память, сказки становится неотделимой частью детского сознания.
Волшебные сказки
Н
и одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства в жизнь чуда. Чудесный вымысел лежит в основе волшебно-сказочного сюжета.
Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в волшебной сказке фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов — борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его — не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба-Яга, Кощей Бессмертный и пр. одерживая победы над этой нечистью, герой как бы подтверждает свое высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы. В борьбе он становится еще сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье — к вящему удовлетворению маленьких слушателей.
В сюжете волшебной сказки главный эпизод — это начало путешествия героя ради того или иного важного задания. На своем долгом пути он встречается с коварными противниками и волшебными помощниками. В его распоряжении оказываются весьма действенные средства: ковер-самолет, чудесный клубочек или зеркальце, а то и говорящий зверь или птица, стремительный конь или волк. Все они, в мгновение ока выполняют просьбы и приказы героя. У них не возникает ни малейшего сомнения в его нравственном праве приказывать, поскольку очень уж важна поставленная перед ним задача и поскольку сам герой безупречен.
Детям дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке.
В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.
Волшебная сказка приучает ребенка логически мыслить: события в ней развора-чиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становится взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению — и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить, во что бы то ни стало.
Волшебным сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта.
Бытовые сказки
Такие истории повествуют о событиях обычной жизни, освещая различные социальные проблемы и человеческие характеры. В них автор высмеивает негативные человеческие качества. Такие сказки бывают социальными и сатиричными, с элементами волшебной сказки и многие другие.
Такая сказка наиболее близка к повседневной жизни. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния и т.п.
Сказка любит занимательный сюжет, изобилующий комическими ситуациями. Сказка рассчитана на непрерывность и единство восприятия. Она исключает вставные и параллельные эпизоды. Как правило, речь идет об одном конфликте с весьма ограниченным числом действующих лиц.
Постоянными героями сатирических сказок выступают «простые» бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над «непростым» — богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников — лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.
В бытовых сказках появляются порой и персонажи-животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как, Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.
Роль сказки в жизни дошкольника
В
. А. Сухомлинский, выдающийся педагог второй половины прошлого столетия, отводил сказке особое место в процессе формирования и активизации детского мышления, всестороннего развития ребенка.
Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей способны не только положительно влиять на эмоциональное состояние малышей, но также корректировать их поведение.
К выбору сказки для ребенка, особенно маленького, следует подходить осознанно. Чтобы правильно выбрать сказку, нужно учитывать и возраст ребенка, и особенности его темперамента. От сказки на душе у малыша должно становиться радостно. А вот от книг, которые принесут ему эмоциональное перенапряжение, сделают шумным и раздражительным, лучше отказаться.
Начинать нужно с коротких и простых сказок, чтобы малыш мог уследить за сюжетом. Основными героями первых сказок являются люди и знакомые животные. Например, сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка» обязательно понравятся ребенку 1-3 лет: героев немного, сюжет несложен и в нем есть элементы повторения.
Дети постарше (3-6 лет) понимают гораздо больше. Сказки теперь могут иметь более сложное содержание, однако они по-прежнему должны иметь конкретный сюжет, а герои (главным образом, люди и животные) – быть хорошо знакомы вашему ребенку. В сказке не должно быть сложных слов и оборотов.
Очень хорошо для деток этого возраста читать сказки в стихах –стихи удобны для восприятия, подсознательно нравятся детям, и скоро малыш вслед за вами начнет повторять строчки из «Мойдодыра», «Мухи-Цокотухи», «Доктора Айболита» или стихов Маршака. Ребенка этого возраста можно начинать знакомить с такими сказками, как «Три поросенка», «Золушка», «Буратино», «Незнайка». Отлично подойдут для дошкольников многие сказки народов мира, русские народные сказки, а также сказки Андерсена, братьев Гримм, Бажова, некоторые сказки Пушкина.
Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:
- образное мышление;
- активную речь;
- умение связно выразить мысль;
- творческие способности и фантазию;
- все виды памяти;
- умение правильно использовать мимику.
Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.
Малыши, которые в детстве постоянно слушали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садиках, школах. Именно эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. А потому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказки. Читайте сказки как можно чаще и как можно дольше: помните, сказки - это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться.
Список литературы:
- Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.-с.80-83.
- Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радянска школа, 1969. – 248 с.
- https://yandex.ru/images/search?text=сказки%20русские%20народные%20бытовые%20иллюстрации%20&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F11ca%2F000568f9-8c7a730b%2F1%2Fimg14.jpg&pos=5&rpt=simage каша из топора
- http://lujayka.com/wp-content/uploads/2016/05/baba-yaga.jpg- баба Яга
- https://gdb.rferl.org/05114783-4FD8-4551-A9D6-DED346EBDAEB_w640_s.jpg- лиса и петух
- https://yandex.ru/images/search?text=сказки%20ряба%20&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F102e%2F000937ed-29330166%2F1%2Fimg30.jpg&pos=15&rpt=simage- курочка ряба
- http://crosti.ru/patterns/00/0e/9f/977980fe8a/preview.jpg- муха цокотуха
[1] Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.
[2] Алекса́ндр Никола́евич Афана́сьев (11 [23] июля 1826 — 23 сентября [5 октября] 1871) — русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед. Надворный советник (1859).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Музыкальные инструменты и их роль в жизни дошкольников"
Консультация для родителей о значении игры на музыкальных инструментах, задачи обучения. Оформлена в форме папки-передвижки на 4-х листах.А так же как правильно выбрать музыкальный инструмент для ребе...
Музыкальные инструменты и их роль в жизни дошкольников
Обучение на музыкальных инструментах помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке....
Выступление на тему: «Совместная деятельность воспитателя и преподавателя по татарскому языку по созданию обучающих видео-роликов и их роль в жизни дошкольников»
Выступление на тему:«Совместная деятельность воспитателя и преподавателя по татарскому языку по созданию обучающих видео-роликов и их роль в жизни дошкольников»...
Игра. Ее роль в жизни дошкольника. В помощь воспитателю.
Л. С. Выготский подчеркивал огромное значение игры для ребенка. Он говорил об игре, как о зоне ближайшего развития ребенка, где происходит развитие всех его психических процессов (восприятия, внимания...
Консультация для родителей Режим дня и его роль в жизни дошкольника
Консультация для родителей по теме:"Режим дня и его роль в жизни дошкольника". В консультации ракрываются следующие вопросы: Понятие режим дня; Зависимость режима дня от возрастных особеннос...
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА...