Игры по снижению агрессивности у детей дошкольного возраста
консультация

Чепчигашева Вера Валерьевна
Агрессия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressiya.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по снижению агрессивности у детей.

           Агрессия - мотивированное деструктивное поведение ,  противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения , приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт( состояние напряженности, страха, подавленности).

Виды агрессии:

  • физическая агрессия (нападение  )-использование физической силы против другого лица;
  • вербальная агрессия- выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визги), через содержание вербальной реакции (угроза, проклятия, ругань);
  • прямая агрессия –  непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;
  • косвенная агрессия - действия, которые направлены на другое лицо ( сплетни, шутки), и действия характеризующиеся не направленностью и не упорядоченностью ( взрыв ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу;
  • инструментальная агрессия - являющаяся средством достижения какой-либо цели;
  • враждебная агрессия - выражается в действиях, целью которого является причинение вреда объекту агрессии;
  • аутоагрессия - проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

           В психологии эмоций используется термин « агрессивное поведение», которое является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении ситуации, вызывающие стресс и тому подобные состояния. Психологически агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувств собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенными для объекта окружением.

        Агрессия – это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности (гнев, отвращение и презрение. Она направлена на то, чтобы причинить  ущерб, оскорбить или победить….

      В понятие « физическое действие» включается также и речь. Ущерб может быть психологическим или физическим (удар по телу  или по самолюбию).

В целом агрессия определяется враждебностью, вместе с тем агрессивное действие может оказать на враждебность обратное влияние, усилив или ослабив ее.

      Из этого следует, что враждебность рассматривается как сложное мотивационное состояние, а агрессия – как следующее из него поведение.

Следует различать понятия «агрессия» и « агрессивность».

Агрессивность- это свойство личности, « выражающееся в готовности к агрессии».

Открытое письмо агрессивных детей.

Мы хотим!

  1. Чтобы нам не делали замечаний.
  2. Знать, почему вам можно кричать, а нам нет.
  3. Делать, то, что хочется нам, а не вам.
  4. Чтобы вы нас научили справляться с гневом.
  5. Знать, почему вы считаете виноватыми нас, а не других.
  6. Знать, почему нельзя ломать игрушки, давать сдачи, громко кричать, визжать, обзываться, если очень хочется.

Но больше всего мы хотим, чтобы вы нас любили!

Чтобы устранить нежелательные проявления агрессии, необходимо учить детей приемлемым способам выражения гнева.

Примеры  специальных способов выражения гнева:

  1. Громко спеть любимую песню.
  2. Попрыгать на скакалке.
  3. Пометать дротики в мишень.
  4. Используя стаканчик для криков, высказать отрицательные эмоции.
  5. Пускать мыльные пузыри.
  6. Устроить «бой» с боксерской грушей.
  7. Полить цветы
  8. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
  9. Устроить соревнования «Кто громче кричит», «Кто выше прыгнет.
  10. Поиграть в настольный футбол, баскетбол, хоккей.

Игры для  снижения агрессии

«Шалтай-Болтай»

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” — резко наклоняем корпус тела вниз. 

Игра «Ёж»

Цель: реализует потребность детей в агрессии, снимающей у них мышечные зажимы.

Ход игры

Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаются иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Но когда все неприятели разбегутся, ежи остаются в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке. 3 раза.

Игра «Улей»

Цель: реализовать вербальную потребность детей

Ход игры

Все дети превращаются в диких пчел, которые жужжат в своем улье. Но, почувствовав, что кто-то хочет забрать их мед, они усиливают жужжание, становятся сердитыми. Однако волнения напрасные. Пчелы успокаиваются.

Игра «Передай по кругу»

Ход игры. Дети идут по кругу, передают (пантомимой) горячую картошку, ледышку, бабочка.

Игра «Кулачок»

Просят участников сжать кулачок крепко-крепко. Пусть они подержат кулачок сжатым, а когда раскроют его, рука расслабиться.

Игра «Хищник»

Цель: игра реализует потребность в агрессии, снимаемой мышечное напряжение.

Ход игры

Дети выбирают для себя какой- либо образ хищника, располагаются друг от друга на безопасном расстоянии. Хищники демонстрируют друг другу свою силу и храбрость. Показав свои возможности, хищники успокаиваются, уважая силу и достоинство каждого.

 «Гусеница»

Цель: игра учит доверию.

Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. “Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту”. Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение “живой гусеницы.

«Волшебный стул»

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать “историю” имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и “Волшебный стул” — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

«Обзывалки»

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: “Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты, …, морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: А ты, …. солнышко!”

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

Литература:

 1.В помощь психологу ДОУ. Коррекционно-развивающие занятия. Комплекс  мероприятий по развитию воображения. Занятия  по снижению детской агрессии.Составители: С.В.Лесина, Г.П. попова, Т.Л.Снисаренко.

2.Из просторов интернета  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на снижение агрессивности у детей дошкольного возраста

Занятие-путешествие, направленное на развитие навыков совместной деятельности, формирование у детей моральных представлений....

Программа снижения агрессивного поведения детей дошкольного возраста

В результате реализации программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет детям старшего дошкольного возраста снизить проявление агрессивных реакций, снизится количество детей с проявлен...

План самообразования педагога - психолога на 2014-2015 учебный год на тему: "Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста"

План самообразования педагога - психолога на 2014-2015 учебный год на тему: "Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов по снижению агрессивности у детей дошкольного возраста

Рекомендации педагогом дошкольного учреждения по снижению уровня агрессивного поведения дошкольников...

Интегрированное занятие по снижению агрессивности у детей дошкольного возраста "В гостях у Смайлика"

Цель психолога: игровая коррекция агрессивности, заучивания социально принятых норм поведения с помощью обратных связей со сверстниками, установление доверительных отношений, стимуляция гуманных ...