Значение культурно - гигиенического воспитания в охране и укреплении здоровья ребенка.
консультация на тему
Значение культурно - гигиенического воспитания в охране и укреплении здоровья ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_kulturno.docx | 16 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение культурно - гигиенического воспитания в охране и укреплении здоровья ребенка.
Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения.
Культура взаимоотношений между людьми - это часть общечеловеческой культуры. Любое общение между людьми требует умения соблюдать общепринятые правила поведения. Поэтому воспитывать культуру поведения необходимо у детей с ранних лет. Поведение представляет собой образ жизни и действий, формируемый на основании нравственных традиций, обычаев и привычек. Овладеть нормами этикета ребенок должен с детства. Этикет включает в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, установленных в обществе.
В дошкольной педагогике различают такие понятия как: «культура внутренняя» и «культура внешняя». Внешняя культура - это культура поведения, взаимосвязанная с осуществлением конкретных правил этикета. Внутренняя культура взаимосвязана с нравственными представлениями, понятиями и чувствами детей. Эти понятия между собой тесно переплетаются.
Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников направлено на укрепление здоровья ребенка. С воспитания у детей любви к опрятности, чистоте, порядку и начинается забота о здоровье и их физическом развитии. Главными условиями успешного формирования культурно - гигиенических навыков являются: четкий режим дня, рационально организованная обстановка, руководство взрослых. Понимается под рационально организованной обстановкой наличие чистого, довольно просторного помещения с нужным оборудованием, которое обеспечивает проведение всех режимных элементов (питание, умывание, занятия, сон и игры). Также нужно для формирования культурно - гигиенических навыков выработать общие критерии в оценке отдельных действий, точно и четко определить место расположения игрушек, вещей, порядок их хранения и уборки. Для детей особенное значение имеет постоянство условий, знание места и назначения каждой необходимой в течение дня вещи.
Ежедневный повтор гигиенических процедур в одно и то же время способствует последовательному формированию привычек и навыков культуры поведения. Формирование их происходит в труде, играх, быту, занятиях. Режим дня приучает детский организм к конкретному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Способствует формированию культурно -гигиенических навыков, воспитанию дисциплинированности и организованности.
Культурно - гигиеническое воспитание взаимосвязано с воспитанием культурного поведения. Для успешного воспитания культурно -гигиенических навыков применяется целый ряд педагогических приемов, учитывая возраст детей:
- Непосредственно образовательная деятельность;
- Личный пример взрослых;
- Показ;
- Пояснение, объяснение;
- Поощрение;
- Упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
- Беседы;
- Дидактические игры;
- Художественное слово;
- Викторины, развлечения;
- Прием повторения действий.
Формирование культурно - гигиенических навыков проходит под руководством взрослых - воспитателя и родителей. Поэтому должна быть полная согласованность в требованиях семьи и ДОУ.
Условия необходимые для успешного формирования культурно -гигиенических навыков:
- Организация удобной и привлекательной для выполнения заданий и действий обстановки в ДОУ и дома (оборудование, мебель, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, которые доступны для пользования и т.д.);
- Разделение осваиваемых действий, которые следуют в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует наиболее быстрому созданию прочных динамических стереотипов.
- Многократные упражнения детей в действиях с выделением порядка и способа их осуществления (в особенности на начальном этапе воспитания).
- Характер действий при этом должен быть неизменным, формы -разные.
- Проведение индивидуальной работы с каждым ребенком, учитывая уровень его темпов развития и овладения культурно - гигиеническими навыками.
- Организация ситуаций, которые обеспечивают контроль над реализацией осваиваемых детьми действий в непривычной обстановке.
- Безукоризненное выполнение взрослыми всех культурно -гигиенических требований.
Время, когда целесообразнее прививать ребенку любой навык культурного поведения, лучше всего подсказывает начало любого рода его деятельности. Когда дети в младшей группе начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые их приучают к аккуратности, чистоте, опрятности. В этом же возрасте, с пониманием окружающих и развитием речи, у ребенка вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать собственную речь понятно для окружающих.
Пример родных больше всего влияет на воспитание культурного поведения, на чувства и сознание ребенка и вместе с тем на возможность упражняться в этих навыках. Дети у взрослых перенимают бытовые навыки и навыки, которые выражают предупредительное и вежливое отношение к другим людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: "Значение культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста и использование малых фольклорных жанров"
Освоение всех культурно-гигиенических навыков детьми раннего возраста. Значение словесного русского народного творчества в...
1. Какие культурно-гигиенические навыки следует воспитывать у дошкольников? Какое значение имеет наличие прочных гигиенических навыков ребенка в охране его здоровья? Какие гигиенические привычки должны быть сформированы у дошкольника?
Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников....
статья "Значение культурно-гигиенических навыков в развитии детей раннего возраста"
значение культурно-гигиенических навыков в развитии детей раннего возраста...
Значение культурно-гигиенических навыков в развитии ребенка дошкольного возраста»
В работе по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста помогают разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёс...
Значение культурно-гигиенических навыков
Предлагается материал по культурно-гигиеническим навыкам...
Конспект открытого занятия по культурно-гигиеническому воспитанию детей в первой младшей группе: «Страна чистоты»
Цель: Закрепление знаний детей о предметах гигиены, умение ими пользоваться.Задачи: Развивать понимание речи, активизировать словарь, память.Учить отвечать на простейшие вопросы.Побуждать детей к акти...
Консультация: «Культурно – гигиеническое воспитание в семье»
Консультация: "Культурно-гигиеническое воспитание в семье"...