Шпаргалка для родителей
консультация на тему
О чем следует помнить, обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shpargalka_dlya_roditeley.docx | 15.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Подготовила: учитель-логопед Коробова Е.В.
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
Наша речь состоит из предложений.
Предложение — это законченная мысль.
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из звуков.
Звук — это то, что мы слышим и произносим.
Буква — это то, что мы видим и пишем.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: [А] [У] [О] [И] [Э] [Ы].
На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
Гласных букв — десять: «А» «У» «О» «И» «Э» «Ы» «Я» «Ю» «Е» «Ё».
Шесть гласных букв — «А» «У» «О» «И» «Э» «Ы» — соответствуют звукам.
Четыре гласные буквы — «Я» «Ю» «Е» «Ё» — йотированные, то есть обозначают два звука: («Я» — [ЙА], «Ю» — [ЙУ],«Е» — [ЙЭ], «Ё» — [ЙО]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «Я» — [А], «Ю» — [У], «Е» — [Э],«Ё» — [О] (береза, мяч).
Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [К] [П] [С] [Т] [Ф] [Х] [Ц] [Ч] [Ш] [Щ].
Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [Й] [Л] [М] [Н] [Р].
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
Согласные звуки [Б] [В] [Г] [Д] [З] [К] [Л] [М] [Н] [П] [Р] [С] [Т] [Ф] [Х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «А» «У» «О» «Э» «Ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «И» «Е» «Ё» «Ю» «Я»).
Всегда твердые согласные: [Ж] [Ш] [Ц].
Всегда мягкие согласные: [Й] [Ч] [Щ].
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).
Советы логопеда родителям дошкольников
Дети, имеющие проблемы с речью, часто становятся замкнутыми, раздражительными, неуверенными в себе, тормозится их общее развитие, возникают проблемы в обучении, нарушения психики. Очень важно вовремя заметить нарушения речи. Если не начать исправлять их в первые три года жизни ребёнка, с течением времени добиться успеха будет гораздо сложнее.
Основными нарушениями речи дошкольников является дислалия — нарушение звукопроизношения — замена звуков, их искажение, пропуск, перестановка слогов, неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов, небрежность произношения, нарушения ритма и темпа речи, заикание.
Если эти дефекты не проходят у детей в возрасте 3,5–4 лет, необходимо обратиться к логопеду, который разработает программу занятий с учётом индивидуальных особенностей ребенка. Со многими проблемами невозможно справиться без помощи специалиста, владеющего определёнными методиками, но работа по коррекции произносительных навыков должна продолжаться и дома.
Логопед советует
Развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережёвывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щёк, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.
Разговаривать с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать «детский язык».
Каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
Чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.
Говорить чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель — заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
Не перегружать ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
Использовать упражнения для развития мелкой моторики.
При заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия, способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма. Занятия с малышом не должны быть скучным уроком, необходимо постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить ребёнка на положительный результат, чаще хвалить его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шпаргалка для родителей. Из опыта работы с родителями детей, имеющих задержку психического развития
На занятиях по развитию фонематических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития учитель-логопед знакомит детей с большим количеством терминов. Большинство родителей п...
Консультации для родителей "Шпаргалки для родителей"
Шпаргалка для родителей Если ребенок плохо ест Время еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают...
Консультация для родителей «Шпаргалки для родителей»
Консультация для родителей «Шпаргалки для родителей»...
Консультация для родителей Шпаргалка для родителей «Как справиться с проблемой…»
Если вам не нравятся черты характера вашего ребенкаДля начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Подумайте, не ...
Консультация для родителей "Шпаргалки для родителей или психолог советует"
Материал содержит рекомендации для родителей в воспитании детей, когда родился еще один ребенок, а также информацию о том, как вести себя с ребенком, который:кусается;чрезмерно активен; попал в б...
Консультация для родителей " Шпаргалки для родителей"
quot;Шпаргалки для родителей" - краткие статьи по разным вопросам воспитания...
Газета для родителей "Игралочка" №1. "Шпаргалка" для родителей. Развивающие игры и упражнения.
Каждый родитель хочет, чтобы ребёнок умел и любил играть, и не просил без конца одно и то же, а играл бы в самые разнообразные игры. Детям нужны родители. Играйте с ребёнком.А моя рубрика в этом вам п...